Комментарий |

Десять признаков концептуализма

[an error occurred while processing the directive][an error occurred while processing the directive]

Десять признаков концептуализма

Или

Формализация эмпирической области, называемой концептуализмом, методом перечисления ее признаков


Данной публикацией мы начинаем репрезентацию цикла текстов Аркадия Бартова - питерского прозаика, принадлежащего к "первой волне" русского концептуализма.

1. Концептуальное произведение как набор предложений есть текст, то
есть открытая знаковая система. Всякие новые предложения
(высказывания) могут быть образованы путем создания аналогичных
форм или путем преобразования старых.

2. Писатель продуцирует знаковую систему, т.е. на основании заданных
ограничений производит тексты, содержащие комбинации
знаковых единиц. Информативность продуцируемой системы можно
представить формулой:

I = AT,

где A — константа, T — тезаурус читателя (предварительный запас
информации, накопленный читателем).

Отступление. Данная формула хорошо иллюстрирует формирование автором
своего читателя. Информативность произведения автора тем
больше, чем больше тезаурус читателя, который позволяет ему
сотворчески воспроизводить произведение автора.

3. Читатель синтезирует знаковую систему, т.е. дополняет и репродуцирует ее.

Отступление. Читатель реализует по замыслу писателя концепт, лежащий
в основе произведения, и, таким образом, концепт
генерируемой знаковой системы зависит от читателя.

4. Передаваемые предложения (высказывания и суждения писателя) и
получаемые предложения (высказывания и суждения читателя)
связаны геометрически и ассоциативно, т.е. отношения между ними
носят и иконический и арбитрарный характер.

5. Незамкнутая знаковая система имеет четыре перехода от входа
системы (суждения писателя) к выходу системы (суждения читателя).
Рассмотрим их:

а) Квх —> Квых (От концепта к концепту).

От концепта писателя к концепту читателя, от одного понятия к
другому. воспроизведенному в системе вертикально и горизонтально
(т.е. иерархически и корреляционно) связанных друг с другом
понятий.

б) Квх —> Звых (От концепта к знаку).

Концепт писателя словесно реализуется в новой знаковой форме
читателем, причем сам концепт не изменяется.

в) Звх —> Квых (От знака к концепту).

Словесные реализации концептов писателя и читателя совпадают, знак
не изменяется, но приводит при воспроизводстве читателем к
новому концепту.

г) Звх —> Звых (От знака к знаку).

Словесная реализация концепта писателя приводит при воспроизводстве
читателем к новой словесной реализации, при совпадении
концептов.

Отступление. Традиционное литературное произведение, в отличие от
концептуального, имеет замкнутую структуру. Автор
традиционного произведения стремится донести до читателя свой замысел в
абсолютно чистом виде в однозначной словесной реализации.
Если концепт автора традиционного произведения трактуется
читателем в измененном виде, как это часто бывает, то это
происходит вопреки авторскому замыслу. В авангардном произведении
(например, в обэриутском рассказе) концепт автора часто
изменяется, даже инвертируется, но, в отличие от современного
концептуального текста, инвертируется самим автором внутри
закрытой знаковой системы.

6. Высказывания писателя при продуцировании открытой знаковой
системы, также как и высказывания читателя при ее синтезировании,
могут быть неверными и даже бессмысленными в логическом
отношении.

7. При генерации незамкнутая знаковая система реализуется в
высказываниях писателя и читателя. Для своей реализации писатель
избирает материал, отличающийся определенными свойствами.
Система не может быть реализована, если свойства материала не
позволяют это сделать. Эти свойства дают возможность определить
различные варианты системы по признакам ее реализации.

Отступление. Писатель концептуального произведения использует в
качестве материала массовую культуру современного ему мира,
причем как вещественную (вещи, одежда, предметы быта), так и
идеологическую массовую культуру, которая по существу является
заявкой на вещь, объявлением о вещи (лозунги, афиши, реклама
и т. д.). Таким образом концептуальное произведение
реализует в высказываниях воздействие на читателя средств массовой
информации, как одной из знаковых систем современной
культуры (язык, искусство, мода, реклама и др.), так как является
результатом этого воздействия, окончательно сформированным
конкретным читателем.

8. Открытые знаковые системы генерируются писателем и читателем по
правилам трансформаций, позволяющим порождать множество
предложений (высказываний) из относительно небольшого числа
простейших, или ядерных, предложений. Трансформационная
грамматика Хомского, позволяющая описать генерацию открытой знаковой
системы, имеет вид:

G = ( V, V1, Q, S ),

где V и V1 — непересекающиеся конечные множества (“терминальный” и
вспомогательный” словари), Q — совокупность правил вида А —>
B, где А и В суть цепочки над V U V1, символ —> не
принадлежит V U V1, а S — начальный символ (ядерное предложение).

9. Синтезирование знаковой системы читателем соотносимо с
продуцированием системы писателем как сообщение с кодом. Сообщение
существует на основании кода, поэтому ему нет нужды опираться
непосредственно на предмет, вещь реального мира.
Синтезирование знаковой системы читателем таким образом есть мысль,
опирающаяся на словесный код передаваемых предложений писателя,
так же, как продуцирование системы писателем опирается на
материал, являющийся предметом реального мира (вещью или
заявкой на вещь).

10. Основные правила генерации открытой знаковой системы (текстов
писателя и читателя) заключаются в том, что в исходном
состоянии текст писателя (высказывания и суждения) обладает всеми
признаками открытой знаковой системы:

а) Минимальным набором простых предложений, из которых порождаются
сложные языковые конструкции.

б) Набором операций (процедур), применение которых к простым
грамматическим предложениям служит средством для порождения сложных
знаковых конструкций.

в) Набором структурных характеристик, приписываемых каждым
порождаемым конструкциям (таким образом задается иерархия порождения
сложных языковых структур).

Необходимые ограничения:

1. При перечислении вышеприведенных признаков имеется в виду текст,
а не художественное произведение.

2. Разница между художественным произведением и текстом состоит в
том, что художественное произведение занимает определенное
пространство (напр. "книга"), а текст существует только как
дискурс.

3. Текст ощущается не как конкретный объект, а как активность, как постановка.

4. Процесс чтения понимается как всё новое написание читаемого.

5. Стирается грань между текстами художественной литературы и критики.

6. Происходит постепенное уничтожение писателя-автора, рассеивание
субъекта-автора, выявление неаутентичности литературы и всего
сущего.

7. Стирается грань между автором и читателем, ибо как тот, так и
другой являются конструктами языка, как тот, так и другой
подвергнуты децентрации, вследствии того, что все знаки лабильны.

8. Текст, в концептуальном смысле, который мы хотим этому слову
придать, принципиально отличается от художественного
литературного произведения следующим:

а) текст — не эстетическое произведение, а практика означения (
pratique signifiante),

б) текст — не структура, а конструирование структур (structuration),

в) текст — не объект, а усилие и игра,

г) текст — не общность закрытых знаков, имеющих смысл, который
следует обнаружить, а совокупность следов, оставляемых знаками
при перемещении.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка