Комментарий |

21 апреля – День Интеллектуала, праздник альтернативного сознания

21 апреля – День Интеллектуала,

праздник альтернативного сознания

День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя
в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными
датами, которые торжественно отмечались самыми могучими и свирепыми
режимами XX века. 20 апреля – день рождения Гитлера, 22 апреля
– Ленина. Соответственно 21 апреля знаменует тонкую черту между
двумя тоталитарными безднами, по которой человечество, как по
узкому мостику, перебралось в XXI в.

20 апреля – День рождения Гитлера

21 апреля – День Интеллектуала

(праздник альтернативного сознания)

22 апреля – День рождения Ленина

Предлагается отмечать 21 апреля как альтернативу тоталитарным
праздникам ХХ века, которые все еще справляются поклонниками Гитлера
и Ленина, наследниками их идей. В постсоветское время экстремизм
все чаще соединяет левые и правые фланги, сводит необольшевиков
и нацистов, красных и коричневых, ленинцев и гитлеровцев. Поэтому
так важно поставить точку разрыва именно в месте их смычки. Отсюда
и символический смысл этой даты. 21 апреля – день альтернативного
сознания, праздник вызова всем формам тоталитаризма, всем системам
единовластия и единомыслия, единодушия и единолюбия.

Ленин и Гитлер – политические и в каком-то смысле народные вожди,
но глубоко антиинтеллектуальные. Поэтому 21 апреля – праздник
сознания, которое освобождается от своих идеологических химер
и популистских соблазнов. Одна из тем этого праздника – борьба
с антиинтеллектуальными настроениями, укорененными в авторитарных
и тоталитарных традициях российской истории.

Среди множества праздников – патриотических, религиозных, революционных,
женских, мужских, шахтерских, морских, спортивных и т.д. – нет
ни одного собственно интеллектуального (если не считать таковым
День учителя). Таким праздником и может стать день 21 апреля.
Я не представляю себе в этот день народных шествий и гуляний,
но представляю общественную дискуссию, интеллектуальный (не политический)
диалог между представителями разных профессий и дисциплин, школ
и направлений – в литературе, искусстве, философии, гуманитарных
и естественных науках. Да и в политике, только не о политике.
(Любопытно было бы послушать, к примеру, спор Грызлова и Зюганова
о стихах Цветаевой или прозе Набокова, или диспут докторов философских
наук Жириновского и Рогозина о Гегеле и Гуссерле – это могло бы
внести в течение праздника карнавальную струю). В этот день интеллектуалы
вышли бы из своих профессиональных ячеек – не на улицы и площади,
а навстречу друг другу, в пространство междисциплинарного общения.
Проводились бы конкурсы – не только эрудитов, по диагонали пробежавших
все энциклопедии, но и литературные турниры, состязания мыслителей.
Можно было бы возродить традиции публичных академических диспутов
и открытых конкурсов, вроде тех, что проводились в 18 и 19 вв.
европейскими академиями наук (победы на них одерживали Жан Жак
Руссо и Артур Шопенгауэр).

21 апреля – день альтернатив, в какой бы интеллектуальной или
профессиональной области они ни проявлялись: альтернативной педагогики,
эстетики, поэзии, философии. Это день инакомыслия, инакочувствия,
инакоречия, инакодействия, всех видов инаковости, поскольку они
образуют трещину в монолитах единомыслия, единочувствия и единодействия.
Само понятие «интеллекта» этимологически связано с «интер», «между»,
и буквально означает «читать между, выбирать между». Эти «межи»,
пробелы между публичными сферами и профессиями, и заполняются
альтернативным мышлением, «межеумочным» подходом. В отличие от
1 апреля, Дня дураков, 21 апреля – это праздник мыслящих людей,
день творческих инициатив и умного веселья.

Дух альтернативности, многовариантности творческого сознания мог бы
воплощаться и в так называемых коллективных импровизациях. В
домашних или клубных условиях собираются несколько человек,
представителей разных интеллектуальных и творческих
профессий, и каждый предлагает тему импровизации – либо темы
задаются публикой. Из нескольких тем по жребию или по голосованию
выбирается одна. Потом дается час – за это время на
выбранную тему пишутся эссе, стихи, маленькие трактаты, музыкальные
композиции, подготавливаются актерские выступления – в
общем, могут использоваться любые жанры. Обычно такое стрессовое
состояние – давление времени и непредсказуемость темы –
приводит к неожиданным творческим прорывам, которые не могли бы
состояться в условиях размеренной кабинетной работы.
Существенно здесь и пересечение координат общения и творчества, сам
процесс сомыслия, диалогического взамодействия разных
сознаний. Все созданное за этот час зачитывается, разыгрывается,
показывается, обсуждается. Если импровизация проходит на
публике, могут выявляться победители и присуждаться награды, но
это момент второстепенный и необязательный. Итог
коллективной импровизации – это именно собрание всех разножанровых
воплощений данной темы, своего рода «финальное произведение»,
синтез искусств, наук, разных способов письма и
самовыражения. Еще один итог – импульс к дальнейшей, уже более
целенаправленной работе, подсказанной озарениями импровизационного
часа. Такие коллективные импровизации проводились Клубом
эссеистов в Москве в 1980-е гг., и неизменно ситуация открытой
темы и «мозгового штурма» порождала прилив вдохновения и
неожиданные результаты, которые затем могли разрабатываться уже
независимо каждым участником в соответствии с его
профессиональными интересами. Вообще 21 апреля благоприятствует всем
спонтанным видам творчества, что опять-таки делает этот
праздник альтернативой тоталитаризму с его культом плана и
дисциплины.

Речь идет о возрождении, точнее, нарождении в России традиций
интеллектуальной общественной жизни, не замкнутой в академических
цехах. О том, чтобы интеллект пользовался общественным
престижем, чтобы на небосклон всходили не только рок– и
кинозвезды. Кстати, не меньше России в этом нуждается Америка, да и
мало где в современном мире интеллектуалы имеют свой
праздник. Праздник 21 апреля мог бы привлечь внимание российского
общества к судьбам интеллекта, теснимого со всех сторон и
феодальной ментальностью силы-чести-служения, и
капиталистической ментальностью прибыли-пользы-успеха.

При всех изъянах российской общественности ей нельзя отказать в
любви к праздникам, порой чрезмерной. Но eсть области,
совершенно не охваченные праздниками. В частности, Интернет – быстро
растущее сообщество, у которого, как у всякого общественного
организма, должны быть свои ритмы: свои эксцессы и аскезы,
пиршества и посты, время крика и молчания, и т.д. Самое
устойчивое и сверхвременное из всех сообществ – церковь: какая
богатая оркестровка праздников, постов, таинств, какой сложно
организованный ритмический календарь! Да и любое правильно
устроенное общество, от государства до семьи, от профсоюзной
ячейки до влюбленной пары – имеет свой ритм, календарь,
экстазы, труды и паузы... Свои будни, праздники и посты –
черные, красные и белые даты.

Интеллектуальные турниры и коллективные импровизации в День
интеллектуала могут стать красными датами в сетевом календаре, как
великие битвы и договоры о мире в календаре общегражданском.
А дни рождения вождя и фюрера будут белыми датами –
словесного поста, воздержания, поминовения их жертв... Пока что весь
календарь Интернета – черный, будничный, трудовой,
муравьиный... Mы предлагаем внести в него цветные просеки,
порисовать красным и белым на этой черной доске. Жизнь интернетского
сообщества нуждаeтся в структуре событий, придающих смысл и
артикуляцию ее однообразному жужжанию.

Итак, 21 апреля:

– День Интеллектуала, День альтернативного сознания и творческого воображения

– День вызова любому тоталитарному сознанию – фашистскому,
коммунистическому, национал-социалистическому,
религиозно-фундаменталистскому

– День инакомыслия, в какой бы области оно ни проявлялось:
политической, экономической, идеологической, философской,
художественной...

Такова праздничная возможность этого дня-альтернативы.

День 21 апреля неофициально отмечается с 1998 г. В этот день в Сети
была открыта Энциклопедия альтернативных идей, а во
Вселенной – первая альтернативная планетная система (в созвездии
Кентавра). В этот же день в Москве ежегодно проводится
фестиваль новой музыки «Альтернатива».

Поскольку всякий праздник у нас по традиции сопровождается призывами
и здравицами, вот и лозунг:

Да здравствуют альтернативы! Будьте другими! Будьте
иногда гениальными. Чуть-чуть. Невзначай.

Это значит, в частности: постарайтесь не быть гениями всех времен и
народов, вроде тех, что родились вокруг Дня альтернатив.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка