Беседа с отцом Иоанном, в прошлом – кинорежиссером и сценаристом Иваном Охлобыстиным
Июнь 2003. Храм Cв. Николая в Заяицком, Москва
Отец Иоанн во время службы любит громко петь. Настоятель храма
даже сделал ему замечание, сказал, что люди пугаются, велел петь
потише.
После службы отец Иоанн читает вдохновенные проповеди. Мне запомнился
такой момент: «Спасибо вам всем, дети мои, что нашли время, и
пришли в храм. Но помните, что храм – вторичен. Главное – любовь
в ваших сердцах. Ибо Бог есть любовь».
Келья. Отец Иоанн сидит усталый, отдыхает после службы. Ряса сброшена,
на плечах – байкерская куртка с нашивками «Харлей Дэвидсон».
Заходят два молодых звонаря, подростки лет по 13. Только что их
благословили носить подрясники, они страшно довольны, гордо смотрят
на прохожих, как когда-то смотрели мы, первый раз надев пионерский
галстук.
Они зашли в келью, чтобы попросить пояса.
- Отец Иоанн, я хочу черный!
- Ну вот, на тебе черный. А… Нет, черный не получится. Смотри,
он тут порван. На тебе с узорчиком.
- Не, с узорчиком я не хочу. Дайте мне черный!
- Да говорю же, он порван.
- Ну и что, дайте, мне дома мама аккуратно зашьет.
Охлобыстин берет две половинки порванного черного пояса, крепко
связывает их большим некрасивым узлом, и опоясывает юного звонаря
со словами:
- Какой строптивый отрок! Назначаю тебе послушание – носить этот
пояс, и узел не развязывать, пока не станешь архиереем!
Другой звонарь робко просит:
- У меня есть икона Митрофана Воронежского.
- Ну.
- Я вам ее принесу, а вы оставьте ее на ночь в храме, положите
на ковчег с мощами.
- Зачем?
- Ну, будет икона, освященная на мощах…
- Что за колдовство?! Икона освящается на мощах за две минуты.
Все, выметайтесь отсюда, чада мои, дайте пообщаться с прессой.
– Отец Иоанн, что для вас значит Петербург?
– Петербург для меня значит очень многое. Когда я стал подростком,
я ездил в Питер каждый год, пока не забрали в армию. Ходил по
музеям. Для меня это город – легенда. Одна из самых любимых моих
песен, в исполнении Андрея Миронова, если помните:
«Не знаю я, известно ли вам, Что я бродил по городам, И не имел пристанища и крова, Но возвращался, как домой, В простор меж небом и Невой, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог, Не дай мне Бог другого».
Да, город-легенда… Я понимаю, что никогда бы не смог там жить.
Я человек подвижный, а Питер для меня слишком, как бы сказать…
- Маленький?
- Да не то, что маленький. Он ведь гнилой весь. Петербург – город
умирающий. Тут чего не делай, вот даже все эти президентские фейерверки,
это всего лишь показуха. Потому что, вот, сколько у нас в Москве
старых домов? Триста, ну пятьсот максимум. Для того чтобы их сохранить,
нужно из фасада вынуть всю начинку, заменить начинку примерно
в историческом соответствии, подбелить фасад. Вот эта операция
стоит, все равно, что построить три новых дома. В Петербурге так
построен весь город. Десятки тысяч зданий построены по одному
принципу – вот эти вот глинобитные сваи… Я, к сожалению, не могу
сейчас эту технологию точно описать, но в общем, полые внутри
стены, деревянные перекрытия, их нужно все доставать. Представляете,
какие это деньги? Проще весь город, сломать, взорвать, и заново
построить. Либо весь мировой рынок должен сейчас закрыться, чтобы
дать кредит только Петербургу, чтобы тот восстановился.
- Значит, наш город обречен?
- Да. Как и Венеция. Все самое красивое на свете обречено. Сетовать
не имеет смысла. Все, что представляет интерес для человечества,
обречено на гибель. Нет ничего вечного на земле. Есть даже радость
в том, что земная красота временна.
- В своих статьях вы часто занимаетесь футурологией, любите порассуждать
на тему ближайшего будущего. Что ждет Россию и мир в ближайшее
время?
- Знаете, недавно к одному Преподобному пришло его духовное чадо,
инок. Инок спросил, кого будет больше в раю, греков или русских?
Преподобный ответил: «Китайцев. Их вообще больше». Ха-ха! Вне
всяких сомнений, часть китайцев примет православие. Старцы говорят,
что так и будет. Здравое размышление подсказывает, что так и должно
быть. У них мощная экономика, гигантский человеческий ресурс,
они не боятся экспериментов. У них все есть, чтоб процветать,
чтоб идти вперед. Они уже даже сняли запрет на ограничение количества
детей. Они решили плодиться, и это один из показателей, что они
скоро пойдут вперед. Сибирь у нас заберут, это однозначно, я верю
старцам. Спросите ребят пограничников, они говорят, что половина
сибирских поселений – это китайские поселения. Никаких иллюзий.
Дружить с ними сложно. Они как инопланетяне – очень, очень себе
на уме. С ними можно поддерживать деловые отношения, но если есть
возможность не делать этого, лучше не делать этого!
- Почему у китайцев большие семьи, а у русских сейчас маленькие?
- По лености, наверное. Но, честно говоря, не знаю.
- Ну а вот вы многодетный отец, у вас пятеро детей, вам жить сложно?
- Да. Но ведь и малодетным тоже жить сложно. Я хочу вам открыть
секрет, который известен всем многодетным отцам. Секрет такой:
разницы между двумя и пятью нету. Вообще нету. По уровню беспокойства,
нервотрепки – разницы никакой. Вопрос стоит так – или один, или
несколько.
- Так что можете смело всем посоветовать…
- Да конечно, могу посоветовать! Дети – это единственное гарантированное
вложение! Если кто жаден, может это его как-то вразумит. Потому
что вкладываться в сберкассу, или в банки – это бред сумасшедшего.
Из сбербанка, из банка утку за вами выносить не пошлют. Только
дети будут выносить утку за вами-стариками. Чтобы эту услугу купить,
надо заплатить такие деньги… Легче родить и воспитать. Посмотрите,
ведь сейчас многодетная семья это привилегия аристократов. Все
остальные так себе вдолбили в голову, что из-за маленьких квартир,
и всей этой беды нельзя иметь детишек, что даже поверили в это.
- А у вас у самого-то большая квартира?
- Почему вы так думаете?
- Ну, ваш джип, который около храма стоит, он большой.
- Ну, джип… В джипе жить ведь не будешь. У меня маленькая квартира.
Лужков меня недолюбливает, видать, и квартиру мне не дает. Надо
будет с ним поговорить…
- Вы с Лужковым на короткой ноге?
- Нет. Но я найду способ с ним поговорить. Я всегда нахожу способ,
когда мне нужно с кем-то поговорить. А квартира у меня маленькая
– 48 метров на семь человек. Но пока дети не пошли в школу, проблем
нет. Проблемы начнутся, когда им столы надо будет ставить. Тогда
надо будет что-то соображать. Дело в том, что я очень не хочу
воровать. Всю жизнь меня мое родное государство призывало к воровству.
Всю мою сознательную жизнь меня звали, настаивали… Часть жизни
я посвятил, чтобы не пойти на это. Удержался пока.
- Можете не удержаться?
- Ну, нет, конечно, удержусь. Государство никогда не помогало
мне. Но мы с матушкой моей (т.е. с женой) смотрим на это философски.
Ну не дали…Мы с матушкой так решили – проблема в том, что нам
некуда будет ставить столы. Ну и пусть это будет их проблема.
- Кого «их»?
- Детей! Ха-ха! Я зарабатывать начал класса с седьмого, матушка
тоже рано начала в кино сниматься, так что пусть сами разбираются.
- Отец Иоанн, вы говорите, что дети – лучшее вложение. А церковь?
- Конечно. Я вообще призываю богатых людей делать вложения в церковь.
Я проповедовал на эту тему, и ко мне в храм приходили состоятельные
люди, делали значительные пожертвования. Но мое слово слабое.
Я мало в церкви, я не обладаю духовным авторитетом. Я не в состоянии
сделать то, что могут умудренные опытом священники. А богатым
людям, если они хотят стабилизировать общество, если они хотят
чтобы их дети жили в нормальном обществе, им необходимо вкладывать
средства именно в церковь. Потому что церковь – единственный институт,
способный взять на себя заботу по духовному и моральному благоустроению
общества. Остальные институты – считайте, что их нет. Образование
отдельно, здравоохранение отдельно, культура отдельно. А что касается
нравственности, семейных ценностей, тут никакое министерство не
поможет. Помочь может только церковь, опираясь на, может быть
внешне формальную и прагматичную, но все-таки действенную программу
заповедей Господних. Мы, священнослужители, можем объяснить, почему
«нельзя» это «нельзя», подтвердить это тысячью примеров, тысячью
судеб человеческих. Нас любой нормальный человек поймет.
- А что нельзя?
- Ну, нельзя заниматься блудом, нельзя изменять своей жене, мужу.
Нельзя развращать своих детей. Нельзя бросать своих детей, нельзя
делать аборты. Это ведь очевидно нельзя! Церковь эти вещи просто
перечислят. Другие там, всякие Хакемады, наклеили стендов по всем
городам, на которых красавчик с подкрашенными глазами ратует:
«Идите в профессиональную армию!». Все это напоминает какой-то
гей-клуб. Кошмар, ума хватило! Неужели у них нет специалиста по
рекламе?
- Я тут видел напротив Храма Христа Спасителя рекламный щит какого-то
магазина со слоганом «Искушаем искушенных!». Самое удачное место
нашли, где поставить.
- Да, они просто не имеют представления о понятии «искушение».
Светские люди удивительно безграмотны! Если выйти на улицу и спросить
первого встречного о… О заповедях даже не спрашивайте, он их не
знает, гарантирую заранее. Знает ли он, кто был Патриархом Русской
Православной Церкви до Алексия? Вот с простого начать, чтобы людей
не пугать, люди то у нас простые. Люди тотально безграмотны. Люди
не хотят образовываться, люди не будут образовываться. Будут образовываться
отдельные индивиды, умные более менее. Кураев правильно сказал,
такое впечатление, что христианство – уже религия избранных. Это
уже религия городская, приват-класса.
- Так и должно быть?
- Так не должно быть! Христианство – религия для всех! Не мог
Бог спускаться только для буржуинов. Но получается, что сейчас
– да. Рабочему классу это не надо, он не понимает, он абсолютно
озверен. Состоятельные и воспитанные люди уже имеют религиозные
воззрения. Вы посмотрите, редкий состоятельный человек не имеет
религиозных воззрений. Они уже решили. И они в большинстве НЕ
христиане. Христианских банков очень мало, а те, что есть, таятся
до такой степени, что и не вычислишь, что они христианские. Или
одно название – банк называется христианским, не являясь таковым.
Им просто христианство сейчас выгодно, потому что Путин христианин.
На самом деле это светские образования, простите за каламбур,
образования малообразованных людей с деньгами. Сильные банковские
образования – еврейские, это всегда было, и недавно появились
сильные банковские структуры мусульманские. Буддисты, так, нуль
на любом рынке. Но это вполне соответствует буддийской доктрине,
они такими и должны быть по их же мнению, ха-ха!
- Вы монархист?
- Сейчас говорить о монархии серьезно и конструктивно – смешно.
Но! Нужно ограничиться констатацией, что самая разумная власть
это монархия. Я считаю, что человеческое сообщество это организм,
а у организма должна быть голова. И это голова не есть кибернетический
центр или 155ая микросхема. И соответственно, если есть голова,
то есть некий персонифицированный образ, который управляет на
свой лад. Иногда, для того, чтобы в истории что-то произошло,
нужно принимать совершенно парадоксальные решения. Для этого нужен
человек, соответственно монарх.
- А почему не президент?
- Я объясню. Если простым языком изъясняться, то президент избирается
на четыре года. Сейчас на семь сделают, ну пока на четыре. Ну
вот, год он в эйфории находится, год ворует, год думает, как сделать,
чтоб не поймали за наворованное, заметает следы. Монарх не ворует.
У себя воровать бессмысленно. Есть, конечно, в монархии опасные
виражи, престолонаследие, когда может урод, дурачок родиться,
но и с этим можно побороться. Если народу не нравиться толстый
мальчик на престоле… Монархия вещь такая. Бывает династийная,
а бывает и выбранная, вот Буонапарте. Выбранный народом монарх,
вождь. Но выбранный пожизненно. Иначе смысла нет. На некоторые
вещи нужно отвечать решением раз и навсегда. Решения временные
для некоторых вопросов не годятся. И управление страной – один
из таких вопросов.
- Отец Иоанн, вы упрекаете светских людей…
- Я не упрекаю, я констатирую. Вообще, к светским людям у меня
претензий нуль. Вообще, ко всем у меня претензий нуль. Даже если
церковный человек ушел от веры, это его дело. Мы не знаем, как
он жил, как он чувствовал, что он пережил. И мы не знаем, что
будет дальше, знает только Бог. Может дальше он будет прославленный
святой! Таких случаев было не мало в истории церкви. Люди уходили
от веры, и возвращались, и по нескольку раз. Поэтому мы не в праве
никого судить.
- Знаете, отец Иоанн, я тут недавно посмотрел фильм по вашему
сценарию, «Даун Хаус», и едва удержался, чтобы вас не осудить.
Вы и дальше не зарекаетесь снимать светское кино?
- Ну, нет, не зарекаюсь. Сейчас вот Шахназарову написал сценарий
на детское кино. Сказка по книжке детского фантаста Адамова. Дело
в том, что детского кино сейчас нет. Есть привлеченное американское
кино, есть европейское, но его мало очень. А знаменитого русского
детского кино нет.
- А о чем ваш сценарий?
- А это «Тайна двух океанов», адамовский роман. Был экранизирован
в 50тых годах, а я хочу вторую, современную экранизацию сделать.
Шахназаров решил, что нужен хороший сценарист, и я попался в такую
категорию. Там будут приключения…
- Тогда позвольте деликатный вопрос. Я все-таки вернусь к фильму
«Даун Хаус» по вашему сценарию. Вот лицензионная кассета. На коробке
– 2001 год. Как раз в 2001-ом вас рукоположили в священника. А
в «Даун Хаусе» сюжет, и диалоги у героев такие, что кажется, не
только батюшка, но и просто православный человек такое бы не написал.
Мат, пьянка, разврат, богема… При этом фильм как будто бы по роману
«Идиот» Достоевского.
- Да мне не нравится этот фильм. Я в двух словах расскажу. Снимался
он в 1999ом. Снят был в 2000ом, когда это перевели все на пленку.
В 2001ом выпустили видеокассету. Год до этого он шел в кинотеатрах.
Такова инерция кинопроката…
- Вы хотите сказать, что вы изменились за это время?
- Не знаю. Честно говоря, я не верю, что человек меняется. Просто
человек может себя частью контролировать, частью не контролировать.
Чтобы не было недомолвок, я сразу скажу, что мне никогда не нравился
«Даун Хаус».
- Но это же вы написали сценарий!
- Да, я написал.
- Его не так сняли?
- Его сняли, грубей, чем я думал, но это не основное. Просто я
писал его, находясь уже в глубинном раздражении от себя самого,
и от окружающего меня мира. Эта была последняя моя судорога, киносудорога
на события светского мира. Светским человеком я оставаться уже
не хотел.
- Этот фильм – злая сатира на светскую жизнь?
- Ну, нет… Это было такое… Скажем, творческое самоубийство.
- А это не ударило по вам бумерангом? Другие священники не ставили
вам ваше прошлое в укор?
- Нет. Те люди, с которыми я служил, они меня знали близко, так
что не возникало лишних вопросов. Они сами все, каждый из какой-то
среды вышел, каждый чем-то занимался. Я рассказывал историю свой
прошлой жизни друзьям священникам, с которыми начал службу, я
же сначала служил в среднеазиатской епархии. Они мне рассказывали
свои жизни. У каждого за плечами что-то было…
- Правда ли, что когда вы играете на компьютерную игру «цивилизация»,
ваше любимое оружие – атомная бомба?
- Да, это единственный щит, который сдерживает масонов. Ха-ха-ха!
- А вы любите вспоминать детство?
- Я в детстве очень не удачно всегда получался на фотографиях.
Фотограф нажимал на спуск всегда, когда я сплевывал что-то, или
что-то меня отвлекало.
- Вы с детства были бунтарем?
- Ну, в общем да, была тяга возглавить все и одновременно. Я очень
любил убегать из пионерлагеря купаться. Помню, как за мной все
время бегал наш вожатый, два раза меня даже побил, а потом устал.
До того устал, что просто начал со мной просто ходить купаться
ночами. До сих пор вспоминаю, я, плаваю в море у буйков в штормовую
погоду, а на берегу полупьяный пионервожатый под гитару поет нашей
лагерной буфетчице «мне звезда упала на ладошку».
Охлобыстин Иван Иванович
Биография.
Родился 22 июля 1966 года в деревне Поленово Тульской области.
В 1982ом окончил среднюю школу № 747 г. Москвы. В 1983ем поступил
на постановочный факультет ВГИКа, и проучился там почти 9 лет,
так как пришлось сделать перерыв на службу в армии. 1992-1994
годы – работа режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм».
1994-1997 – обозреватель журнала «Столица», издательский холдинг
«Коммерсант».
1997-2000 – обозреватель газеты «Версия», издательский дом «Совершенно
Секретно».
2001 год – рукоположение в сан священника. Служит в храме св.Николая
на Раушской набережной (г.Москва), работает в Синодальном отделе
РПЦ по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными
органами РФ.
Параллельно с этим:
1995 год – соучредитель Союза Молодых Кинематографистов.
1996-1998 – Секретарь Союза Кинематографистов России.
1998-1999 – Ведущий телепередачи «Канон» (Вестник Московской Патриархии).
Награды:
17 наград за лучшую режиссуру (6 зарубежных).
9 наград за лучшую актерскую роль.(2 зарубежные, в т.ч. Приз им.
Ива Монтана за фильм
«Мания Жизели».
21 награда за лучший сценарий (7 зарубежных. Среди прочих: «Золотой
Овен» за лучший сценарий 2001 года).
Написал 73 сценария, большая часть которых экранизирована.
Последние работы в кино: к/ф «ДМБ», к/ф «Даун Хаус», к/ф «Мусорщик».
В 2001 году Президент России В.Путин наградил И.Охлобыстина именными
золотыми часами №239 «За заслуги пред Отечеством».
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы