Комментарий |

Книжная полка «Топоса» (2). Женское счастье

Женское счастье

Елена Съянова «Гнездо орла»; Марина Голованивская
«Состояние»; «Битва при Петербурге» Маргарита Меклина

Женщина способна не только войти в горящую избу или остановить на
полном скаку коня – теперь выясняется, что женщины способны
писать интересные и качественные книги. Поразительное дело: в
последнее время все больше и больше появляется писателей
женского рода. Речь даже не о громкокипящей троице королев
детектива (Маринина – Донцова – Дашкова), женщины оказываются
способными писать и историческую, тонкую психологическую, и
даже экспериментальную прозу. Об этом и речь.

Романом «Гнездо орла» (ОЛМА-Пресс, 2004) Елена Съянова продолжает
свою историческую дилогию о жизни верхушки третьего рейха.
Время действия – 1937 – 1939, маховик насилия уже запущен
(Гитлер победителем входит в покоренную Вену), но он еще не
разошелся на всю катушку. «Гнездом орла» называется замок, в
котором обитают правители Германии. Съянова показывает их не как
исторических персонажей, но живых людей, со своими вполне
человеческими болями и проблемами. Выходит похоже на фильм А.
Сокурова «Молох», а еще – на мыльную оперу. Первых людей
государства волнует не только строительство концентрационных
лагерей, но, в первую очередь, личные отношения. Жены и
любовницы, братья и сестры, болезни и смерти, неудачные покушения
и нервные срывы.

Цитата: «А Борман со своей суетой уже просто всем надоел...»

В «московском романе» (как гласит авторский подзаголовок) Марины
Голованивской «Состояние» («ОГИ», 2004) тоже изображены сливки
общества. Автора интересует психологическое состояние
человека, достигшего в нынешней России всего чего только можно –
богатства, славы, политического влияния. Именно поэтому
Голованивская берется изнутри описывать жизнь некоего олигарха,
обозначенного в тексте как ББ. Однако, думаю, это отнюдь не
Борис Березовский. Скорее, Ходорковский, или кто-то еще. В
конце концов, какая разница, это же художественное
произведение, а не какая-то там сермяжная документалистика.

В этом проникновении в частную жизнь известной публичной фигуры
(которая изнутри оказывается не такой уж и веселой) и
заключается главный манок «Состояния». Роман отстроен, наполнен легко
узнаваемыми персонажами, читается легко и быстро. Уже
хорошо.

Цитата: «Это непосвященным кажется, что богачи очень занятые
люди. Ему было нечего делать по вечерам на самом деле
значительно дольше, чем последние три года...»

«Битва при Петербурге» («НЛО», 2003) – первый авторский сборник
Маргариты Меклиной, последнего лауреата премии Андрея Белого.
Меклина живет в Сан-Франциско и пишет странную, кружевную
прозу про странных, аутичных людей, мистические совпадения и
эстетические переживания, переворачивающие обычное течение
жизни. Маргарита Меклина – тонкий и точный психолог, она
описывает людей изнутри, как если бы они были прозрачными,
вписывает своих персонажей в головокружительные, роковые
обстоятельства. Тексты Меклиной наполнены эротической дрожью и
двусмысленностями, Меклина – самый эротический писатель
современности, хотя о сексе она почти не пишет. Но свои буквы она
выдыхает так, что читателя обжигают чувственные желания. Меклина –
Лолита современной экспериментальной прозы. И очень
хочется, чтобы она не взрослела ни после первой удачной книжки, ни
после первого полнометражного романа о своем родном Питере.

Цитата: «Что-то скрывалось за декорациями ее фотографий,
что-то было в угодивших в ее объектив негодных обществу
душевнобольных, которые спешили, непроницаемые, недостижимые, под
грозовым небом куда-то за кадр, что позволяло Бернарду
ощущать всем нутром: “Ди Инн здесь”«.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка