Диалоги между учеником и недоучившимся
Предуведомление
Конечно, данный жанр восходит к древним жанрам сакрально-мистериальных
вопрошаний и отвечаний, а также к наследующим им известным философским
диалогам мудрецов с якобы учениками. Пытаясь воспроизвести сам
жанр, а не набор мудрых ответов на наводящие вопросы, и не беря
на себя наглость являть мудреца, или даже его ученика, я поставил
в качестве персонажей неких, не несущих никакой ответственности
за качество и содержательное наполнение вопросов и ответов, но
только за грамматическую и жанровую корректность. И это не мало.
1.
Скажи, ты бы мог отрицать неотрицаемое?
– Да, в том смысле, что отрицаю неотрицаемое.
– А как бы это выглядело?
– А бы сказал: Вот он – неотрицаемое. Я знаю сполна это и отрицаю,
принимая в расчет все вышеприведенное. В таком и только в таком
качестве прошу воспринимать мое отрицание.
2.
Как ты думаешь, о чем шепчет птица в полете?
– Ну, нет такой как бы общей птицы. Да и всякая птица в
разных фазах полета шепчет разное.
– Вот, видишь, как ты во всем разбираешься. Потому я к
тебе и обращаюсь.
3.
Думается, что человек делает гораздо меньше, чем может.
– Да. Практически, все и всегда.
– А как же это исправить?
– Ничего не надо исправлять.
– Как это?
– Чем меньше делает, тем меньше вреда приносит.
– И опять ты прав.
4.
Замечал ли ты, как перед закатом все вдруг стихает на
какое-то мгновение?
– Нет, но зато замечал, как, скажем, даже слабый ветерок закручивает
спиралью столбики пыли на проселочной дороге.
– Вот и хорошо, вот и получается: перед закатом все вдруг стихает
на какое-то мгновение, лишь слабый ветерок закручивает спиралью
столбики пыли на проселочной дороге.
5.
Ты мог бы себя назвать наследником?
– Не думаю.
– А попробуй. Может быть, назвав себя таким образом,
сразу что-то и унаследуешь.
– А вдруг пакость какую.
– И, вправду, я не подумал.
6.
Слыхал ли ты об утешении растением?
– Ну, это вопрос прежде всего о способности растения утешать и
возможности кого-то быть утешаемым им.
– И что дальше?
-А дальше при способности одного возможна неспособность другого
и, наоборот, при неспособности одного способность другого. При
обоюдной же способности возникает вопрос – а не обман ли это?
7.
Что ты думаешь о человеке без жилья, без денег под мостом
в Лондоне?
– Думаю, что ему лучше бы сидеть в том же Лондоне, но в теплой
квартире, с деньгами и меланхолически наблюдать, как небыстрые
капли сбегают по чуть-чуть запотевшему стеклу. Стекают, естественно,
снаружи.
– Ты был этим человеком?
– Нет, я был человеком, который думал об этом
8.
Мог бы ты быть обуреваемым безумными страстями?
– Все зависит от степени их безумия.
– Ну, например, чтобы убить кого-нибудь.
– Так убивают, в основном, из холодного расчета. Это надо обладать
порой немалой степенью безумия, чтобы удержаться от убийства.
– Правда? Я об этом не задумывался.
9.
Как надо относиться к ошибкам?
– Ну, прежде всего, надо разделить ошибки на те, которые в общем
плане и промысле мироздания включены как компенсирующий элемент
грандиозных планов и замыслов, в сумме с прочими элементами составляющими
некую живую положительную последовательность, и на просто ошибки.
– Это слишком сложно. А проще – сожалеть ли об ошибках
или нет?
– Ну, в этом узком смысле, если ты умеешь сожалеть о чем-
либо – сожалей. Это возвышает.
10.
Как ты думаешь, народ – быдло? Или глас Божий?
– Скорее всего, и то, и другое.
– Как это?
– Ну, в качестве самого себя он, конечно – быдло. Но когда гласу
Божьему необходимо отыскать наиболее непритязательное место для
обозначения малого пунктика на линии провиденциальности, угадываемой
избранными, он, зачастую, избирает народ.
– Да, ты не гуманист.
– Уж, конечно.
11.
Что бы ты предпринял, если бы разразилась вселенская
Катастрофа?
– А какая разница? –
– Большая. Если это конец кальпы, когда уничтожается все до уровня
богов, то надо спокойно и честно кончаться вместе с ними. Но если
эта катастрофа принципиально переживаема, то ее всеми силами и
способами надо стараться пережить, даже уцелев в единственном
числе.
– Да, да, теперь я буду следовать этому правилу.
12.
Вчера мне попался заяц, и я не знал, что с ним делать.
– А со всем остальным ты знаешь, что делать?
– Примерно.
– А с магнетизмом, например?
– С магнетизмом?
– Да. И с качественным видоизменением. А с полупроходимостью?
А с полнейшей необеспеченностью?
– Так ведь это же заяц.
– Ну и что? Раз ты не знаешь, что с ним делать, значит, он относится
к некой категории, манипулирование которой сомнительно. Для тебя,
во всяком случае.
13.
Знаешь, мне вчера попалась странная кошка.
– В чем же ее странность?
– Она вся была покрыта чешуей, на двух кривых коротеньких ножках,
с выпученными глазами и длинным костистым хвостом.
– Так, может, это была не кошка?
– Нет, она назвалась кошкой.
– Тогда, несомненно. Это основное.
14.
Заметил ли ты, какие сложности в согласовании слов по
падежам?
– Ну, соответствующие, видимо, сложности сочетания
событий и элементов в жизни.
– Так ведь есть языки без всяких глупых падежей.
– Что же, видимо в их жизни и сочетаниях ее элементов нет
соответствующих нашим сложностей.
– За что же им легкость такая?
– Ну, у них свои сложности, соответственно их языкам.
15.
Ты бы решился сказать человеку, что дважды два –
это совсем не четыре?
– Нет, зачем ем это знать?
– А что дважды два – четыре? –
– Тоже.
– Так ведь и так знают. А, может, они знают также, что
дважды два – не четыре?
– Нет, вот это знание особое. Оно передается только от одного
другому, от знающего незнающему. Как вот от меня тебе.
16.
От какой цифры следует начать считать – от тринадцати
или от семнадцати?
– Вообще-то, начинать следует от ста.
– Почему?
– Да потому что до ста досчитает кто угодно. Совсем даже несведущие
и неумудренные. А продолжать нам – людям нашего возраста и опыта.
– И до каких же нам считать?
– Все зависит от скорости. Если скорость счета совпадает со скоростью
возрастания умудренности и осознания процесса, то считать до самого
конца. Ежели скорость возрастания умудренности отстает, то счет
на одной тысяче сто пятидесяти семи передается другим, более просветленным.
И так далее.
1997
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы