Диалоги с Олегом Куликом #6. Животное. Как я стал собакой. Цюрих.
– Второй раз ты показывал собаку примерно через полгода. В Цюрихе, в музее Кунстхауз, на выставке "Знаки и чудеса. Нико Пиросмани и западный авангард" (31.03. 1995). Со звёздами, типа
Синди Шерман и Дэмиэна Хирста,
Ильи Кабакова и Зигмара Польке. Два десятка суперстар. И Олег Кулик на закуску. Они услышали о твоём московском перформенсе?
– Конечно же, нет. Ничего они не слышали. Всё вышло, мягко говоря, спонтанно. Написать текст к каталогу пригласили русского критика Александра Шумова, который, к тому времени, женился на швейцарке и жил там. И находился под пятой жены и швейцарских законов.
Саша сильно боялся, что его могут выгнать из страны, и так зашугал себя этим, что захотелось ему сделать что-нибудь яркое и громкое. Все знакомые говорили ему о московском перформенсе, который уже оброс множеством мифов и легенд. Говорили даже, что я кому-то ухо откусил.
– Вот он и подумал - почему бы Кулика не пригласить в Цюрих?! Логичная идея для критика и куратора.
– Но куратором то Саша не был! Он пошёл и переговорил с Биче Куригер, издателем журнала "Паркет" (самого шикарного журнала по современному искусству в Европе), главным куратором этой выставки.
– Тогда современного русского искусства в Европе ещё не было? Или уже не было?
– К тому времени современное русское искусство обосралось на Западе полностью. Остались только Кабаков и Булатов. Вся русская волна, всё, что там сверху плавала, поплыла обратно на родину. И вернулась в полном составе.
Разочарование прошло уже в 1992 году. А теперь поднималась большая волна ненависти и страха. Апатия и раздражение. От нас в мир потёк криминал, пошли япончики, михаси и прочие достойные люди.
– В ряду которых ты, собственно говоря, и оказался, через запятую.
– Тогда я ещё Сашу Шумова совершенно не знал, думал: настоящий швейцарский человек, честный и порядочный бюргер.
Саша действительно подошёл к Биче Куригер и рассказал о моём искусстве. Как вежливый и светский человек, она сказала: "Было бы интересно его увидеть..."
– Что, собственно говоря, никого ни к чему не обязывало.
– Но Саша Шумов выкрал бланк этого музея, подделывает подпись Бичи Куригер и присылает мне приглашение в Швейцарию.
Даже сейчас получить визу в эту страну весьма трудно, и нам с Людой её сделали буквально за день.
Все заработанные в "Риджине" деньги я потратил на эту поездку и этот перформенс. Свои личные.
– А какие там были особенные траты?
– Только 1400 на дорогу, не считая проживания. Я потратил там все деньги, которые у меня к этому моменту были - 3000 долларов.
– А цепь?
- Вёз с собой. Занимала она пол чемодана. Несколько семейных трусов, Людины лифчики, и цепь.
– Таможенники не удивились?
– Ещё как. Я объяснил, что это - цепь для собаки. Зачем надо было везти в Швейцарию цепь для собаки?
Пришлось долго и нудно объяснять. А рядом с нами шмонали какую-то украинскую художницу. Она везла рулоны холстов и полный чемодан сала с картошкой.
– Славяне выживали. Что ты думал? Ты знал, куда и к кому едешь?
– Я знал, что еду по приглашению большого куратора в большой музей, делать перформенс на открытии большой выставки.
– Как тебя встретил Шумов?
– Он сказал: "Жить будем у меня, потому что у музея денег нет, трали-вали..."
Я ничего не заподозрил, предложил пойти в музей, познакомиться с общественностью, он согласился, но не пошёл, и всё время тянул время.
А я всё его время спрашиваю: "Есть ли уже каталог? Попал ли я в каталог? Успел ли я в него попасть?"
А в ответ какая-то муть. За два дня до вернисажа мы с Людой, наконец-то, приходим в музей.
Помпезное сооружение, лестница в три пролёта, белоснежный мрамор с красной ковровой дорожкой...
Экспозиция на самом высоком уровне...
А у Саши странно бегают глаза... он как-то постоянно тушуется: что-то не то, не так... И тут, навстречу мне, в окружении свиты, плывёт Биче Куригер, у меня просто сердце сжимается. И Саша стоит бочком, рядом с Людой (я специально отбежал от них, так как не говорю ни на одном языке)...
– До сих пор?
– Сейчас уже говорю немного по-английски. Куригер видит Шумова, подходит, улыбается: "Здравствуйте, Саша..."
Он представляет мою жену: "Вот Люда Бредихина, она работает с художником Олегом Куликом, помните, я вам рассказывал..."
Куригер переспрашивает: "С кем? С кем?" Куригер вежливо говорит: "Не знаю такого", жмёт руку и плавно плывёт вместе со свитой дальше. Я тихо спрашиваю Шумова: "Саша, что за хуйня? Нас пригласили или нет? Почему она обо мне ничего не знает?" Саша бледнеет, и ничего толком сказать не может. "Саша, так, значит, это всё ты сам придумал?" (изображает в лицах)
"Ты, Олег, об этом не думай, нужно сделать что-нибудь из ряда вон выходящее..."
– И только тут ты понимаешь, что вляпался в полную авантюру?
– Только сейчас.
– А тебе же не привыкать!
– Как сказать! Но тут пошёл драйв. Злость. Я подумал - не знаешь, кто я?! Что ж, ты меня запомнишь.
– Это был твой первый выезд за границу в качестве художника?
– Нет. Мы уже вывозили стеклянных "Быка и корову" в Копенгаген и я участвовал в каких-то небольших выставочках.
– Но без особого резонанса.
– Но я же ещё совершенно не знал, что делать. Пригласили-то меня собакой. Вот я и ходил по музею, искал себе место... (умилительно) Я вот тут буду собачку изображать, или вот тут... (пауза) Но потом придумал, что сделать: я перекрою вход в Кунстхауз. И всё сразу же стало просто и понятно.
– И ты приковываешь себя к входу и перекрываешь движение посетителей, не пускаешь людей на вернисаж. А как же ты себя приковываешь?
– Хороший вопрос: вход в музей - это отполированный мрамор и алюминиевые двери.
– Знаменитым художником ты тогда не был. В каком же тогда статусе ты работал?
– Да ни в каком. В собачьем. Шумов был иммигрантом, которого пригласили помочь с русским искусством, потому что он русский эмигрант. Он нелегально позвал меня. Я и приехал. И вот я прихожу...(изображает) А кто это такой? Мы вас не знаем. Уходите. Вот я и завёлся.
– Но у тебя же ничего, кроме цепи нет. На видео видно, что вход в музей - мраморный, идеально ровный. Как же ты решил технические проблемы акции?
– Почти экспромтом. Хорошо, я догадался заранее сходить на предполагаемое место действия, внимательно его осмотрел. И заметил небольшой колышек ограничителя двери. Всё, и ничего больше. Тогда пошел в хозяйственный магазин и купил хитрую, правильную штуку, дугу с болтом, замок, который просто так не снимешь. Нарезной карабин. Мне нужно было цепь с этой штукой соединить. Это стоило чуть ли не десять франков швейцарских. Довольно дорого. Я же считал каждую копейку, там же чашка чая стоила десять баксов. Грабеж какой-то.
А на нас еще орали, что мы только чай заказываем.
Меня это ещё больше подзадорило, цены швейцарские.
– А кто такая Рита Фроменвиллер?
– Жена Шумова. Порядочная швейцарка. Она же не знала, что муж у нее такой прохиндей. Из старой швейцарской семьи, отец - начальник кантона. Просто полюбила русского парня.
Вляпалась.
Работала она в газете "Цюрихон цайте". Главная местная газета. И поместила анонс моей акции. Что мне спасло жизнь от полиции: то, что перформенс был объявлен заранее. Маленький, такой, но, тем не менее, он был. Иначе могли квалифицировать мои действия как мелкое хулиганство.
– Короче, спасла русского художника.
– И не только от тюрьмы. Она купила мне какую-то мазь для подводного плаванья. Было же очень холодно. А я голый, да на мраморе.
Приближается вечер открытия экспозиции. За час до этого вечера пошли в это кафе выпить чаю. Замерзли. Нам выставляют счет, около 30 долларов. Я плачу последние деньги. От этого становится еще хуже и холоднее.
Вернисаж начинается в 20.00. В 19.00 мы прячемся за скульптуру Марио Марини "Падающий всадник". Я начинаю раздеваться.
Людей нет. Швейцария. Кафе светятся огнями тёплых витрин.
А я раздеваюсь и думаю: "Ну, зачем мне это все надо. Боже как неуютно, неудобно. И что же я буду делать сейчас?"
А там еще метров триста до входа, идти по этому мрамору. И ничего нету. Я выхожу где-то в 19.30.
Эта сцена есть на видео. У меня такие подколенники, я голый, держу цепь и иду (топает). Какая-то пара навстречу: швейцарцы, в длинных пальто, идут в кафе. А я навстречу. Идут, беседуют. И я... Замечают. Смотрят на меня, делают вид, что так и надо, провожают взглядами. Демократия!
– Ты в очках выступаешь?
– Нет, я очки снимаю заранее, сажусь, прикручиваю себя к ограничителю...
– А ключ - ты Людмиле отдал?
– Его нет. Закручиваю потуже, зажимаю и все. Сел. Надо как-то войти в образ. Самый тяжелый момент. Ведь пока ты еще знаешь, что ты - человек. Социальный стыд, неудобства. Холод.
И я начинаю просто выть.
У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у (изображает).
Раскачиваю себя.
Кто-то остановился, смотрит, ничего не понять: что это? Охуеешь тут. Один человек встал, стал смотреть. Потом еще кто-то.
Толпа. И тут идет человек, в пальтишке развевающемся. Идет бодренько. На вернисаж. Первый гость. Как будто меня и нет.
И тут я как на него брошусь: надо было ярость проявить.
Он отскочил, отбежал.
Начал кругами бегать. От неожиданности.
Ну, и пошел поток людей. Худые мужики и злые бабы. Я стал кого-то валить, кого-то кусать, кого-то ломать. Началась чудовищная борьба. Я даже не почувствовал прошедшее время - весь прошлый перформенс длился всего семь минут...Через полчаса у меня сил нет никаких. Жарко. Я уже и покакал и пописал. Публично очень трудно пописать. Накануне я ел борщ со сметаной, макароны, думал, что это все забродит. Ничего подобного. В общем, пару раз выстрелил какой-то жидкостью.
Омерзительно.
Я ложусь на этот мрамор. Начинается вернисаж. Все съезжаются.
Что такое этаблированный вернисаж? Весь истеблишмент: банкиры, большие художники в огромном количестве. Не отличишь одного от другого. И они не могут войти. А пригласительные изданы как книга, подарочное издание: для каждого уровня гостей - отдельный пригласительный, буквально на каждый банкетный зал.... И представь себе: вся это машинерия, церемония...
...нарушены...
Абсолютно.
Более того, сдуру, охранники открыли черный ход, который до этого лет двадцать не работал: провода, паутина. И вся публика поползла через него. Кто-то пошел, кто-то не пошел.
– И тут нервы у кого-то не выдержали, вызвали полицию.
– И вот тут началось самое смешное. Полицейские вначале долго смотрели: что за такое чудо невиданное?
Отошли, посовещались, надели фуражки. Растерялись. Агрессии в Швейцарии не было. Акционное движение "Флоксус" завяло ещё в 60-х, рынок, галереи, музейщики задавили их абсолютно.
– Почему?
– Им это не выгодно. Вот и я ни разу в жизни такую радость не испытывал, когда увидел полицию. Мне всё уже было пофиг. Потому что возникла главная проблема - как перформенс закончить...
Как? Встать с мрамора, сказать "всем спасибо" и уйти?
– А что ты планировал?
– Не знаю. Думал просто умру, упаду без сознания. Ну, не было конца.
– А как ты закончил в Москве? Почему-то там у тебя такой проблемы не возникало...
– Просто убежал. Я бегал, бегал, бегал и убежал. Семь минут и никакой статики. А тут-то я привязан к конкретному месту. В Москве я был свободный: забегаю за поворот и все. Скрылся - за машинами, за людьми.
А здесь я привязан. Открутить и пойти невозможно. И тут полиция.
Слава богу. Есть конец!
И я понимал, что это, наверное, очень хороший конец. Что всё закончено.
– А как реагировали на полицейских зрители?
– Все начали свистеть и аплодировать. Образовалась стихийная дискуссия. Огромное количество народа подбежало и стало говорить: "Ужас, кошмар! Русский глум уже дошёл до Цюриха. Заберите его".
Но одна баба (её поддержало несколько людей) крикнула, что "это же самый интересный экспонат на выставке. Оставьте его". То есть приняли абсолютно.
– А сейчас тебе этот перформенс часто вспоминают?
– Особенно в Швейцарии. Шумов рассказывает, что теперь меня упоминают там в каждой статье про современное искусство. Швейцарцы любят, когда их кусают.
Кстати, через год, осенью, три десятка молодых людей провели новый собачий перформенс. Они бежали голые по Цюриху и лаяли.
До этого у них несколько десятков лет не было ни одного перформенса. А потом за год провели около тридцати акций на разные темы.
Когда меня отпустили из полиции, на следующий день, я пришел не вернисаж. Интервью давал самый коммерчески успешный немецкий художник Георг Базелиц. Но все камеры мгновенно развернулись на меня.
– Но чтобы дожить до этого сладостного мига победы, тебе же ещё нужно было как-то выпутаться из полиции. Как это было?
– Полиция забрала меня - как собаку. Так они этот спор, человек я или животное, не решили.
Но у них же, типа, демократия: если ты стал собакой, захотел чувствовать себя таковым, значит, ты собака и есть. Они не имеют право вмешиваться в твоё прайвеси.
Но как собака, кусать ты не имеешь права. Юридический казус.
– А разве во время этой акции ты кого-нибудь покусал?
– Да, покусал (гордо).
– Ты знаешь кого?
– Теперь знаю. Последняя моя жертва (уже приехала полиция) - жена культурного атташе Швейцарии. Но я укусил её не сильно. До крови я покусал человека только раз в жизни. И было это уже в Стокгольме. А жену атташе - слегка. Осталось ощущение, что у неё была какая-то пластмассовая нога. Никакого вкуса и запаха.
Реакция её оказалась просто гениальной: вот что такое западные люди! Русская баба заверещала бы, а эта зашипела: ш-ш-ш-ш-ш-ш... Реакция кошки.
Меня садят в полицейскую машину, везут. Офис криминальной полиции находится в центре Цюриха, в старом иезуитском храме: огромные сводчатые потолки с витражами, такой белый кафель, никого нету (Людки-то моей поблизости нет!)
Сцена, ну, просто из фильма Питера Гринуэя: гулкое, гигантское помещение. Посредине стоит полсотни машин. Видимо у них была вечерняя разводка, - взвод полицейских. При них сержант.
Заезжает наша машина.
Я выхожу.
С обоих боков у меня охрана, по два человека.
Я иду, как человек, цепь несу.
Взвод стоит в ряд. Просто по струнке. Своды церковные. И только мои шаги - бум. Бум. Бум. Совершеннейшее кино.
Я думаю, блин, жалко видеокамеры нет. И ещё думаю: как же я из всего этого выпутаюсь? Языка не знаю. Документов нет. Вообще ничего нет.
Сажают меня в камеру, осматривают. Прошу пластырь, показываю: на ободранных руках куски мяса висят... Ничего не дают. Потом выводят на допрос. А пол - выложен плиткой, холодно.
Заводят в кабинет. Сидит полицейский. Я прыгаю на стул с ногами. Босой. Он: "Ой". У меня просто ноги мерзнут. На улице минус один, я задубел просто. Он мне: What's your name? Я, в ответ, лаю. Он растерялся, не может понять, с кем-чем они имеют дело. Невменяемое существо.
И опять: What's your name? Голос такой просительный. Я снова лаю. (смеется).
Стал куражиться.
Ну, а что делать?! Потом смилостивился: My name is Kulik, говорю. Сижу перед ним голый, яйца вывалил. И в таком виде начинать диспут о природе прекрасного?
Абсурдно.
Отвели в камеру. Грязь жуткая, стулья привинчены. Закрывают двери: попал!
– Сколько ты там просидел?
– Где-то час. Они меня решили передать полиции нравов, занимающейся маньяками, сумасшедшими, проститутками и наркоманами.
Вот и приходят ребята, похожие на русских быков. Это уже не криминальная полиция, в аккуратной форме. Это крепкие быки, с золотыми цепями, маленькими пистолетами, весьма потертые. И рожи у них... Один взял меня за шкирку, швырнул в машину.
И куда-то повезли.
Везут, везут. Мочить что ли? Черт его знает (смеется). Втихаря зароют. Но всё обошлось: заводят в какое-то помещение. Точнее, вталкивают с такой силой, что я лечу и падаю на стул, стул вдребезги. Правда, там мне одежду дали. Штаны (свои).
– А откуда она взялась?
– Люда принесла. Никого ко мне не пустили, стали допрашивать с помощью переводчика. Но переводчица так испугалась, что сказала: не будет сидеть со мной в одной комнате. Так и разговаривали через громкоговоритель.
Всё это так дико звучало.
По-немецки. Как в Гестапо.
Вопль: "Ваше имя?"
"Мое имя Кулик. Кулик - мое имя".
"Кто вы такой".
"Я великий русский художник".
И сзади кто-то: "Ты говно, а не художник".
"Нет, я - художник. Я так выступаю".
Потом телефонный звонок.
"О'кей. За вас заплатили штраф".
Мне тогда грозил год тюрьмы либо десять тысяч долларов штрафа. Это 12000 франков. И музей заплатил. Куратор выставки настояла.
Они заплатили штраф, хотя они и вызвали полицию. Люди-то там - не дураки. Понятно, что гость из меня вышел плохой. Неожиданный. Но это же был перформенс о-го-го!
И потом, что за прецедент - в либеральной Швейцарии посадить художника! Для музея это - конец репутации.
– А может, наоборот, твой арест мог быть для них рекламой?
– Нет, нет. Просто невозможно. Это реклама только мне.
Поэтому что множество художников и кураторов перформенс поддержали. Многие люди не любят Швейцарию за затхлый, мещанский воздух. Когда все на продажу. Все антибуржуазные силы страны восприняли меня на ура.
– Ну и чем закончилось?
– На ноге у меня был записан номер телефона Саши Шумова. Но после акции, многочисленных злоключений, половина цифр стерлась.
И вот меня освобождают. Ведут по коридорам. Подводят к двери, открывают и уходят.
Я - раз, и на улице.
Окраина Цюриха, 4.30 утра.
Темнота, тишина. Название какое-то на дорожном знаке ничего мне не говорящее
Ничего, никого.
Ни английского, ни немецкого, ни французского я вообще не понимаю.
Посреди темной площади стоит огромная, изнутри светящаяся телефонная будка.
Залажу, задираю ногу. Представь, картину: стоит голый мужик в прозрачной будке, набирает номер. Вокруг - район наркоманов каких-то.
А тут голоса сзади. Какие-то деклассированные элементы.
У меня мандраж, кричу им: пошли на хуй, блядь, в жопу, суки.
Они: "Ладно, ладно".
Так я правильный номер и не набрал.
Фрау разбудил какую-то.
Цифры-то стерты. Перебираю их. Пол-Цюриха перебудил.
И тут, мимо, проезжает огромный кадиллак. В нём сидит жирный, прежирный таксист.
И я ему рукой машу. В карманах у меня много швейцарской мелочи. И я знаю только один адрес, который ему и называю.
Это звучит примерно как "Встретимся в два часа ночи в публичной библиотеке". Место, где находится Кунстхауз, Оперный театр, Драматический, более ничего там нету.
И я в 4.30 спрашиваю его "Как пройти в библиотеку?"
Он не удивился.
"О'кей".
Поехали. Смотрю на счётчик, а там уже двадцать или тридцать франков настучало. А у меня всего франков десять или двенадцать.
И я только приблизительно знаю, как пройти от музея к шумовской квартире.
Тут мы подъезжаем.
Я кладу ему в жирную руку всю мелочь и выхожу.
Он: "О'кей".
Дохожу до дому и вижу: огнями горит весь этаж, шумят, никто не спит. У меня ощущение - будто я из ссылки вернулся. Голодный, ободранный. А тут - жизнь, гул.
И я закричал: "Люда, Люда".
Все умолкли. Тишина. Потом все вывалили на балкон. Что тут началось!
На следующий день, в некоторых газетах, на целую полосу помещают подборки моих. В одной я насчитал целую дюжину. В этот день в Цюрихе выступала Уитни Хьюстон. Так отчёт о её концерте поместили на задах, маленькую такую фотографию...
– А вы потом виделись с Биче Куригер? Как она теперь к тебе относится? Запомнила?
– В последний раз я виделся с ней на венецианской бьеннале. Меня пригласили на супер закрытое пати. Частный дом на Гранд Канале. Сугубый истеблишмент. Из художников - только я один. Она, в серебряном френче, подошла ко мне, пожала руку и сказала: "Я счастлива, что знакома с вами".
Я тоже, говорю, счастлив.
Со мной за одним столом сидели редактор журнала "Фигаро" и директор "Центра Помпиду".
– Именно с этой акции ты стал разворачиваться в мировом арт-процессе?
– Не эта акция сделала меня знаменитым. Известность пришла потом, после выставки в Стокгольме. Концептуально это было принято после Стокгольма. Когда человек был укушен уже до крови. Когда это было в рамках большого проекта, куда меня пригласили уже официально. И я уже не имитировал собаку, я был ею.
– А ты систему Станиславского не изучал?
– Нет, хотя у меня есть небольшой театральный опыт. Я играл в народном театре Киева около четырёх лет. Играл Бонч-Бруевича и белогвардейцев.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы