Вневременное в повседневном. О стихах Чарльза Буковски
На русском языке стихи Чарльза Буковски в основном издавались
как своего рода приписка к романам и малой прозе: обычно ими заполнялось
пространство последних страниц книг прозы. Исключение составил
только сборник стихов и писем «Блюющая дама» _ 1.
Внешне примитивные, стихотворения Буковски оказываются сложнее
для восприятия, чем его проза, и именно поэтому Буковски-поэт
менее популярен. Издание второго объемного сборника его стихов
– «Вспышка молнии за горой» _ 2, наконец,
позволяет взглянуть на поэзию Буковски как на самостоятельный
универсум, имеющий ряд несомненных стилистических и тематических
отличий от его прозы, разглядеть которые не могут помешать ни
погрешности перевода, ни полное отсутствие комментариев.
Стихи – это то, что случается, Если больше Ничего случиться не может _ 3.
Обрывочные, как будто еще не законченные, похожие на наброски,
напоминающие подстрочный перевод (и потому сложные для перевода),
стихи Буковски оказываются многослойнее его прозы, во всяком случае,
они более «неприступны» и менее однозначны. И дело здесь, прежде
всего, в самой художественной форме: вряд ли можно считать верным
мнение об условности ритма этих строф и возможности безболезненного
превращения лишенных рифмы строк в прозу. Нет, именно в этой форме
скупые и однотипные сюжеты, остававшиеся в прозе лишь талантливой
хроникой повседневности, становятся бездонным потоком сознания.
Нетерпеливый читатель, залпом глотавший романы и рассказы, легко
может споткнуться об эту «неправильность» формы. Тем более что
в стихах Буковски куда меньше юмора, чем в прозе, здесь открываются
трагичность существования, одиночество, тихая меланхолия:
глаза его смотрят сквозь стены стены человечества. хорошо смотреть на фото Селина, когда дела твои дрянь _ 4
Упрямый, язвительный юмор не исчезает полностью, стихи изобилуют
замечаниями вроде
Зачем убивать столько рождественских елей, чтоб отметить один-единственный день рождения? _ 5
Однако меланхолический акцент проявляется здесь более явно. И
дело даже не в тематике, хотя после шестидесяти лет Буковски действительно
начал больше писать о больницах, болезнях и стариках.
Я теперь улыбаюсь редко. Цепляюсь За дрожащие белые стены. Я уже вижу финиш _ 6.
Философия, которая в прозе Буковски мелькает двадцать пятым кадром,
в стихах оказывается обнажена. Десятки сценок бытовой жизни, внешне
мало отличающихся от сюжетных эпизодов рассказов и романов, в
пространстве стихов выстраиваются в куда более мрачную картину.
Уже не вернуться, дороги вперед нет, мы, Беспомощные, гвоздями прибиты К миру, Который Создали сами _ 7. Горят города. Их отстроят – чтоб после Сжечь снова _ 8.
Буковски обладает талантом изображать вневременное в сиюминутном,
и, возможно, форма стихотворения оказывается более подходящей
для этой задачи, чем форма романа. Сюжеты Буковски в стихах оказываются
менее предсказуемыми, чем в прозе, особенно ранней – пусть и не
лишенной колорита, но сопоставимой с первыми опытами соотечественников
– Миллера, Берроуза, Керуака (и все же в эстетическом плане стоящей
далеко от их предшественника и кумира – Луи Фердинанда Селина).
В стихах же у Буковски присутствует тот трагический пафос, который
рождает желание перечитывать эти тексты.
Слова – как мины, Заложенные на страницах, Как пальцы, нащупывающие подходы К немыслимой горной выси _ 9.
__________________________________________________________
1. Буковски Ч. Блюющая дама. М., Adaptec / T-ough Press,
2001.
2. Буковски Ч. Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008.
3. Буковски Ч. Писать. // Вспышка молнии за горой.
М., АСТ, 2008, с. 266.
4. Буковски Ч. Собеседник. // Почтовое отделение. СПб,
овое культурное пространство, 1998 с. 205.
5. Буковски Ч. Вспышка молнии за горой. М., АСТ, 2008,
с. 261.
6. Буковски Ч. Ползком. // Вспышка молнии за горой.
М., АСТ, 2008, с. 190.
7. Буковски Ч. Распятие. // Вспышка молнии за горой.
М., АСТ, 2008, с. 190
8. Буковски Ч. Сердце в клетке. // Вспышка молнии за
горой. М., АСТ, 2008, с. 190
9. Буковски Ч. Записки. // Вспышка молнии за горой.
М., АСТ, 2008, с. 190
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы