Фукс
Анастасия Литвин, не Литвина, на какой-то заграничный манер (Украина – не Россия…), создала отчёт о выставке. Если б она признала, что магический реализм и фантастический реализм – это одно и то же, и если б знала, что деятель второго «изма», Эрнст Фукс (на которого она ссылается как на авторитет для выставившихся художников), в 2006 году был в Киеве и посетил музей любимого им Булгакова (считающегося деятелем первого «изма»), то она б, может, остереглась бы Фукса упоминать. Не в чести ж у украинских националистов Булгаков.
Но вообще европейский курс Украины косвенно хвалится и Анастасиею. Она в струе.
Ведь что такое теперь для Украины европейскость? Это – либерализм, толерантность. Ну, массу чего пока запретили. Так то пока. И запрет – к другой, не к западной цивилизации относится – к российской. А вот тенденция глубокое искусство заменять развлечением – это вполне в духе либерализма.
И вот фуксовское "больше объема!"
заменяется на рисование флуоресцентными красками, которые при специфическом освещении создают неимоверные эффекты.
Названий произведений не означено. Они и не нужны, раз развлечение. Имена создателей, правда, даны: «Андрія Гончаренка та Дмитра Дітковського зі Львова, а також Юрія Траченка із міста Іллічівська» . И их, наверно, тоже не заботит донести до зрителя названия. Развлечение ж отличается от искусства отсутствием глубоких ассоциаций, на которые наводит название. Нет одного – не нужно и другое.
Но. Зваться художниками всё же хочется…
Как возник магический реализм? – От такого вот пафоса: «От несчастности – прочь!» Он не случайно широко начался в Латинской Америке, куда в ХХ веке переместился центр революционного движения. Но такой Маркес, например, слишком много времени не жил в своей стране, и – этот пафос отдал всё-таки своим героям, рассказывая о них как смотрящий со стороны. Это оправдывает второе слово в термине «магический реализм».
В СССР обманка лжесоциализма была так велика, что только невключившийся в этот обман Булгаков, ужаснувшийся несовпадению слова и дела, излил в этом стиле свой порыв к идеалу.
Ну а австриец Фукс… Надо ли напоминать, про нацизм? Экспрессионисты со своим уходом от натуры уже надоели за треть века криками об ужасе действительности… - Захотелось не криков, а мечтаний. Не дикого деформирования, а некого возврата… Но не на землю… с религией, так и не спасшей миллионы и миллионы в этой страшнейшей из войн.
Иллюстрация ли это строк «Исхода»?
«…И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
3
Уже потому, что у Фукса Моисей не закрыл лицо, я смею сказать, что это не иллюстрация. И куста тоже нет!.. И горения… Есть символический народ израильский. Но он не кричит. И капли (пота?) не только на небе оказались, но и на землю падают.
Религия вышла из доверия, и Фукс интересовался её альтернативами, что были при рождении христианства: гностицизмом, платонизмом («необычный интерес к Плотину»).
Оппозиционность религии я попробую доказать на его вещи "Псалом 69" (1949 - 1960).
Величие Давида тройное: он исключительно верил в Бога, он создал город Бога и из его рода родился мессия, Христос. Но насколько Давид велик – настолько он унижается. Потому что стоит того и сам, и его народ.
А видим мы это унижение на картине?
Нет.
Вы посмотрите на эту его харю, что под шатром.
А теперь посмотрите на лицо Христа (под ним, в терновом венке), который родится в его роду в будущем, но – как Бог – присутствует всегда. И знает, что с богоизбранным народом произойдёт, в том числе и через почти 3 тысячи лет.
Фукс начинает рисовать не в 1948 году, когда учреждённый в ООН Израиль победил несогласных с его существованием, а в 1949-м, когда появилась атомная бомба в СССР. Он не понял, что теперь-то атомной войны и исчезновения человечества не будет. Он понял наоборот. Потому в картину поместил реактивный самолёт.
Пишут, что картины Фукса похожи на босховские. – Они в принципе антибосховские. Босх отчаяннейше дрался за религиозные ценности. А Фукс им не верил. Раз в мире есть неограниченный прогресс и исповедующий его капитализм, возглавляемый США и его правительством. Фукс говорил, что он не касается политики… А посмотрите
на что он сделал похожим здание в правом верхнем углу своей картины. И какой флаг повесил на том здании.
И вот нынче президент страны, где главное здание этот белый дом, не стесняясь, говорит об американской исключительности…
А получится исключительность у ново-, получается, украинского народа хотя бы относительно российского, если следовать за Америкой? Получится. Надо развлечения, как "прогрессивную" функцию живописи, взять в качестве части курса "Украина – не Россия" (так, кстати, называлась книга второго президента Украины Кучмы). А что эти развлечения не хуже атомной бомбы ведут к гибели человечества от перепроизводства и перепотребления (в том числе и перепотребления развлечений, ибо оглупляют), - то надо не замечать. – И готово: исключительность.
12 декабря 2014 г.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы