Простой эпитемизм
Авангард, как явление в искусстве, чаще соотносят с началом прошлого века. А существует ли авангард в современном искусстве, с немыслимым ранее разнообразием направлений, применяемых техник и технологий? Если понимать авангард как противоположность «академизму», причем в любую эпоху, то он существует всегда и является необходимым условием развития искусства. Другое дело, что сейчас следует считать академизмом – реализм, фигуратив, исторический авангард, применение классических техник и материалов, актуальное искусство? Все это, и многое другое – современное искусство. Оно существует, успешно развивается, видоизменяется. Ясно одно, для того, чтоб современное искусство и дальше развивалось, в нем должны существовать и работать оппозиции. В широком смысле, точно так же, как они работают в политике и экономике, с поправкой на субъективизм искусства и индивидуализм художника. В этом отношении интересен, как явление, современный глобализм, пытающийся противоречиво сочетать интеграционные процессы с сохранением и развитием национальных культур, что пока плохо удается.
Для нас главное, в собственном творчестве, рассматривать и выявлять эпитемные связи между понятиями, терминами, концептами искусства, науки, техники и других областей человеческой деятельности. При таком подходе произведение искусства рассматривается как комплексная эпитема или система эпитем, результат их соотношений и характеристик. С нашей точки зрения, факторы определившие возникновение и развитие биологической жизни, а в дальнейшем и разумной, - гравитация, свет, обмен веществ и обмен энергией – были и остаются основой для возникновения новых форм и явлений искусства. Они же задают и ограничивают горизонт развития и восприятия искусства. Там, где отсутствуют и не воспринимаются реальные или воображаемые составляющие знака, отсутствует и искусство. Должно существовать «нечто», на чём или в чём с помощью различных действий, материалов и технологий можно было бы оставлять следы.
Культурное пространства можно выявить по-разному. Её можно определить как постоянно меняющееся контекстное, интертекстуальное существование эпитем. Эпитемные связи органично соединяют в одно целое и семиосферу, и концептосферу. Эпитемные связи появляются, усложняются, видоизменяются, могут распадаться и возникать вновь в других конфигурациях, теориях, подходах. Неравновесность, спонтанность, непредсказуемость, наряду с постоянством и упорядоченностью, те продуктивные состояния и явления, где возможны переходы на новые уровни познания, появление новых качеств.
Зритель-читатель необходимая и органическая составляющая эпитемы. Произведение искусства не столько говорит со зрителем-читателем, сколько включает его в существующую здесь и сейчас эпитему. Эпитема – структура нелинейная, то есть, не с началом, серединой и концом, развивающаяся в одном временном направлении, а нечто, если перевести в графическую схему, напоминающая сеть Интернет, с узлами и связями. Поэтому, если один или несколько узлов (понятий, терминов, концептов) не прочитываются или не воспринимаются, эпитема не распадается, и при определенных условиях даже может восстановиться до прежнего качества.
Во Вселенной, без мыслящего наблюдателя, не существует ни имен, ни чисел. Постоянные и временные величины, их соотношения, отражает в числах, наделяет именем именно человек. Ряд известных соотношений, в силу того, что они предопределили направление нашего биологического развития и тем самым способствовали нашему выживанию, воспринимаются нами как гармоничные, красивые. Можно сказать, что красота и выживаемость – синонимы. Без вполне определенного восприятия и понимания красоты, прекрасного невозможно понимание нашей истории, искусства, нравственных исканий, своеобразия очередного этапа борьбы за существование.
26-05-2013г.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы