Комментарий | 0

Власть

 
 
 
 
 
 
Моше (Моисей) — Иеѓошуа сын Нуна (Иисус Навин) — судьи — цари.
 
Это в кратчайшем виде история власти в ТАНАХе, делегированная Господом человеку, которого Он избрал быть пастухом Его овцам. У танахического повествования о властителе обычно три части: избрание, победа над соперником и передача власти наследнику. Наиболее четко эта модель видна на примере Моше.
Первый в ряду еврейских властителей, родившийся в мифе, живший и умерший в историческом времени, пастух Моше, избранный Господом,  становится пастырем народа Всевышнего.
 
 
1
 
Моше. Избрание
 
Господь решает вывести Израиль из плена, сделать из рабов свободных людей.  И  первый шаг на этом пути — избрание пастуха, но не раба — свободного человека. Поэтому выбор Всевышнего пал на воспитанного свободным, научившегося свободу отстаивать человека, найденного на берегу в осмоленном ковчеге и шагнувшего вместе с  Израилем в бурные воды истории. Некогда в огромном деревянном ковчеге спаслось человечество. Теперь в ковчежце, сделанном из папируса, спасен человек, которому — спасти народ.
Папирус — материал универсальный, из него и корзинки для  младенцев плетут, на нем и историю пишут. К  примеру, о горящем кусте не сгорающем.
В двух главах второй книги Пятикнижия Имена (Шмот 3-4; в русской традиции: Исход) рассказывается об избрании Моше, который просит у Бога доказательства своих полномочий. Здесь впервые встречается обетование Израилю земли, молоком и медом текущей, куда Господь посылает избранника вывести евреев. Моше просит Всевышнего сообщить Его имя. Господь наделяет Моше тайными знаками. По велению Всевышнего Моше возвращается в Египет. Ципора, жена Моше, делает сыну обрезание. Аѓарон — уста Моше —  встречает брата.
 
Глава 3
 
Моше пас овец Итро, своего тестя, жреца Мидьяна,
гоня овец по пустыне, пришел он к горе Божией Хорев.
 
Явился ему посланец Господа в пламени огня из куста,
смотрит, и — огнем горит куст, и куст не сгорает.
 
Сказал Моше: «Сверну, увижу великое это видение,
почему куст не сгорает».
 
Увидел Господь, что он свернул посмотреть,
позвал его Бог из куста, говоря: Моше! Моше! Сказал: «Вот я!»
 
Сказал: Не приближайся сюда!
Сними с ног обувь свою: место, на котором стоишь, это земля святая!
 
Сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраѓама, Бог Ицхака и Бог Яакова!
Закрыл Моше лицо свое: взглянуть на Бога боялся.
 
Сказал Господь: Видел, увидел Я муку Моего народа в Египте
и вопль их услышал из-за надсмотрщиков, об их бедствиях знаю.
 
Я спустился спасти его от руки египтян, увести из этой страны в землю добрую и просторную, в землю, молоком и медом текущую,
место кнаани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и иевуси.
 
И ныне — вопль сынов Израиля достиг Меня,
и увидел Я гнет, которым египтяне их угнетают.
 
И ныне иди, к Паро тебя посылаю,
выведи Мой народ, сынов Израиля из Египта.
 
Сказал Моше Богу: «Кто я, чтобы идти к Паро,
чтобы вывести сынов Израиля из Египта?»
 
Сказал: Я буду с тобой, и это знак тебе, что послал тебя Я:
когда этот народ ты выведешь из Египта, служить будете Богу на этой горе.
 
Сказал Моше Богу: «Вот, приду я к сынам Израиля и скажу: 'Бог ваших отцов послал меня к вам',
скажут мне: 'Как Его имя?' Что им скажу?»
 
Сказал Бог Моше: Буду, что буду!
Сказал: Так скажи сынам Израиля: Я буду послал меня к вам.
 
Еще сказал Бог Моше: Так скажи сынам Израиля: «Господь Бог ваших отцов, Бог Авраѓама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам»,
это имя Мое навеки, это имя Мое из рода в род.
 
Иди, собери старейшин Израиля и скажи: «Господь Бог ваших отцов явился мне, Бог Авраѓама, Ицхака и Яакова сказал:
Вспоминая, Я вспомнил вас и то, что вам в Египте творят.
 
Сказал: Я уведу вас от муки египетской в землю кнаани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и иевуси,
в землю, молоком и медом текущую».
 
Послушают они голос твой,
придешь ты и старейшины Израиля к царю Египта и ему скажете: «Господь Бог евреев явился нам, и ныне в пустыню на три дня пути мы пойдем, принесем жертвы Господу нашему Богу».
 
Знаю: царь Египта не даст вам пойти,
только — дланью могучей.
 
Простру руку Свою, поражу Египет всеми чудесами Моими, которые совершу средь него,
а затем он вас отпустит.
 
Этому народу дам милость в глазах египтян,
будет: уходя, не уйдете пустыми.
 
Одолжит женщина у соседки и у живущей в доме ее вещи серебряные и золотые вещи, одежду,
положите на сыновей своих и на дочерей своих — оберете Египет.
 
Глава 4
 
Отвечая, Моше сказал: «Ведь они мне не поверят и голос мой не послушают,
скажут: 'Господь тебе не являлся!'»
 
Сказал ему Господь: Что это в твоей руке?
Он сказал: «Посох».
 
Сказал: Брось на землю его! Бросил на землю, и стал он змеем.
Убежал Моше от него.
 
Сказал Бог Моше: Протяни руку и за хвост его ухвати!
Протянув руку, схватил его, и он стал в руке его посохом.
 
Дабы поверили, что явился тебе Господь Бог их отцов,
Бог Авраѓама, Бог Ицхака и Бог Яакова.
 
Еще сказал ему Бог: Положи руку за пазуху. Положил руку за пазуху.
Вытащил руку — в проказе она, как в снегу.
 
Сказал: Верни руку за пазуху. Вернул руку за пазуху.
Вытащил из-за пазухи, и — вновь, как тело его.
 
Будет: если не поверят тебе, голос знака первого не послушают,
поверят голосу знака последнего.
 
Будет: если не поверят и этим двум знакам и голос твой не послушают, возьмешь воду речную и выльешь на сушу,
и будет вода, взятая из реки, станет кровью на суше.
 
Сказал Моше Господу: «Прошу, мой Владыка! Я не был речист ни вчера, ни позавчера, ни с тех пор, как сказал Ты рабу Своему,
тяжелоуст я и косноязычен».
 
Сказал Господь ему: Кто дал уста человеку или кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым,
не Я, не Господь?
 
Теперь иди,
Я буду с устами твоими, Я научу, что тебе говорить.
 
Сказал: «Прошу, мой Владыка,
пошли с кем пошлешь!»
 
Разгорелся гнев Господа на Моше, и сказал: Да, Аѓарон, брат твой, левит, знаю, что речист и красноречив,
и — выйдет навстречу, увидит тебя и обрадуется в сердце своем.
 
Будешь ему говорить, слова влагать в уста его будешь,
а Я буду с устами твоими и с устами его и научу, что вам делать.
 
Он за тебя говорить будет народу,
будет он, устами он тебе будет, а ты ему будешь богом.
 
А посох этот в руку возьми,
им знаки будешь творить.
 
 
Пошел Моше к Иетеру, своему тестю, возвратившись, сказал ему: «Пойду, вернусь к братьям своим в Египте, увижу, живы еще?»
Сказал Итро Моше: «Иди с миром!»
 
Сказал Бог Моше в Мидьяне: Иди, в Египет вернись,
ибо умерли все люди, искавшие твою душу.
 
Взял Моше жену свою и сыновей, посадил на осла и возвратился в землю Египет,
взял Моше посох Божий в руку свою.
 
Сказал Господь Моше: Пойдя, вернувшись в Египет, увидишь все чудеса, которые дал Я в руку твою, перед Паро их совершишь,
а Я укреплю сердце его, и он народ не отпустит.
 
Скажешь Паро:
«Так сказал Господь: Сын мой, первенец Мой — Израиль.
 
Говорю тебе: Сына Моего отпусти, и он Мне будет служить! Откажешься отпустить,
твоего сына убью, первенца твоего!»
 
Было в пути, на ночлеге:
хотел Господь, встретив его, убить.
 
Ципора, взяв нож, крайнюю плоть сына обрезала, прикоснулась к ногам его
и сказала: «Ты жених крови мне».
 
Отпустил его,
тогда сказала она: «Жених крови по обрезанию».
 
 
Сказал Господь Аѓарону: Иди навстречу Моше в пустыню,
пошел, на горе Божией встретил его, целовал.
 
Сообщил Моше Аѓарону все слова Господа, пославшего его,
и все знаки, которые ему повелел.
 
Пошли Моше и Аѓарон,
собрали всех старейшин сынов Израиля.
 
Пересказал Аѓарон все слова, которые Господь говорил Моше,
знаки на глазах народа он сотворил.
 
Поверил народ,
услышав, что вспомнил Господь сынов Израиля и увидел их муку, поклонились они, распростерлись.
 
 
Моше. Праведный суд
 
Одна из важнейших обязанностей правителя — праведный суд. Тесть Моше Итро, видя, как Моше эту обязанность исполняет, дает ему совет, которому тот последовал.
 
Было назавтра: сел Моше судить народ,
стоял народ перед Моше с утра до вечера.
 
Тесть Моше видел всё, что делает он с народом,
сказал: «Что это с народом ты делаешь? Почему один сидишь, а весь народ стоит перед тобой с утра до вечера?»
 
Сказал тестю Моше:
 «Вопрошать Бога приходит ко мне народ.
 
Есть у них дело, доходит оно до меня, я сужу между мужем и ближним его,
учу их Божьим законам, Его Учению».
 
Сказал ему тесть Моше:
«Нехорошо то, что ты делаешь.
 
Истощишься, увянешь  и ты и этот народ, что с тобой,
слишком тяжело это тебе, не сможешь один это делать.
 
Теперь мой голос послушай, советую — Бог будет с тобой,
будь для народа пред Богом, дела эти Богу будешь ты представлять.
 
Объясняй им законы, уставы,
учи пути, по которому им идти, делам, которые им совершать.
 
И во всем народе присмотри мужей доблестных, страшащихся Бога, мужей правдивых, корысть ненавидящих,
главами тысяч, сотниками, главами пятидесяти, десятниками над ними поставишь.
 
Они народ во всякое время будут судить, и будет: всякое важное дело до тебя доведут, а всякое малое дело сами будут судить,
тебе облегчат, с тобой нести будут.
 
Поступишь так, и Бог тебе повелит — сможешь ты устоять,
и весь этот народ с миром на свое место придет».
 
Послушал Моше голос тестя,
сделал всё, что сказал.
 
Выбрал Моше из всего Израиля мужей доблестных, поставил их главами над народом, главами тысяч, сотниками, главами пятидесяти и десятниками.
 
Чтобы народ во всякое время судили,
всякое важное дело до Моше доводили, а всякое малое дело сами судили
(Имена, Шмот 18:13-26).
 
Моше. Победа над соперником
 
Получивший власть должен уметь ее отстоять. Корах и его сообщники бросают вызов Моше и Аѓарону (В пустыне, Бемидбар 16; в русской традиции: Числа).
 
Взяли Корах сын Ицѓара сына Кеѓата сына Леви
и Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он сын Пелета, сыновья Реувена.
 
Стали перед Моше они и мужи из сынов Израиля, двести пятьдесят,
главы общины, на совет призываемые, мужи именитые.
 
Собравшись против Моше и Аѓарона, сказали: «Довольно вам! Ведь вся община, все святы, Господь среди них!
Почему над общиной Господней возноситесь?!»
 
Услыхав, пал ниц Моше.
 
Сказал Кораху и всей общине его, говоря: «Утром Господь сообщит, кто Его и кто свят, и кого приблизит к Себе,
и кого изберет, приблизив к Себе.
 
Сделайте так:
возьмите себе совки, Корах и его всё сообщество.
 
И, огонь в них вложив, воскурение на них возложите, будет завтра пред Господом: человек, которого Господь изберет, свят.
Довольно вам, сыновья Леви!»
 
Сказал Моше Кораху:
«Послушайте, сыновья Леви.
 
Мало вам, что Господь Израиля от общины Израиля вас отделил, приблизив к Себе, служить служение в обиталище Господа и, служа за них, перед общиной стоять?
 
Приблизил тебя и всех братьев твоих, сыновей Леви с тобой,
а вы еще стать  коѓенами хотите!
 
Потому ты и твое всё сообщество собрались против Господа!
А Аѓарон? Что он, что ропщете на него?!»
 
Послал Моше позвать Датана и Авирама, сыновей Элиава,
сказали они: «Не пойдем!
 
Мало, что из земли, молоком и медом текущей, ты нас увел — в пустыне убить,
но и властвовать над нами, и — властвовал!
 
А в землю, молоком и медом текущую, не привел и не дал удел: ни поля, ни виноградника!
И глаза этим людям ты выколешь, не пойдем!»
 
Запылал Моше, сказал Господу: «Не обратись к их дарам!
Ни одного осла у них я не взял, ни одному из них зла не причинил».
 
Сказал Моше Кораху: «Ты и всё сообщество твое будьте пред Господом,
завтра ты и они, и Аѓарон.
 
Каждый совок свой возьмите, воскурения на них возложите, пред Господом каждый свой совок поднесите, двести пятьдесят совков,
и ты и Аѓарон, каждый совок свой».
 
Взяли каждый совок свой, огонь в них положили, воскурение на них возложили,
стали у входа в соборный шатер, и Моше и Аѓарон.
 
Собрал Корах к входу шатра соборного всё сообщество против них,
и слава Господня всей общине явилась.
 
Говорил Господь Моше и Аѓарону, сказав.
 
Отделитесь от сообщества этого,
сейчас их пожру.
 
Пав ниц, сказали: «Боже, Бог духов плоти любой!
Один человек согрешил, а на всю общину Ты гневаешься!»
 
Говорил Господь Моше, сказав.
 
Говори общине, сказав:
Обступите кругом жилища Кораха, Датана и Авирама.
 
Встал Моше, пошел к Датану и Авираму,
за ним старейшины Израиля двинулись.
 
Говорил общине, сказав: «Отойдите от шатров людей этих, злодеев, ничего их не касайтесь,
чтобы вы за все их грехи не погибли».
 
Отошли они во все стороны от жилищ Кораха, Датана и Авирама,
а Датан и Авирам во весь рост вышли к входу в свои шатры, и жены их, и сыновья, и их дети.
 
Сказал Моше: «Из этого узнаете, что Господь послал меня все эти деяния совершить,
не из моего сердца.
 
Если смертью каждого человека эти умрут, и постигнет их кара каждого человека — послал меня не Господь.
 
Если творение Господь сотворит, и земля, пасть отворив, их и всё их поглотит, и живыми сойдут в преисподнюю,
узнаете, что Господа эти люди отвергли».
 
Было, когда закончил все эти слова говорить:
земля под ними разверзлась.
 
Земля, пасть отворив, поглотила их и дома их,
и всех людей Кораха, и всё добро.
 
Живыми они и все с ними сошли в преисподнюю,
земля их покрыла, сгинули из общины.
 
А вокруг них весь Израиль от крика их побежал,
говорили: «Чтобы нас земля не поглотила».
 
Сошел огонь с неба, от Господа,
пожрал двести пятьдесят воскурение приносивших.
 
 
Моше. Передача власти. Избрание Иеѓошуи
 
Далеко не всегда в ТАНАХе можно говорить о передаче власти. Ее не было в период судей, а после раздела государства на Израиль, северное царство, и Иеѓуду, южное царство, в северном власть чаще не передавалась — захватывалась.
Учение (Тора) представляет модель истинного правителя, следовательно, и идеальный способ передачи власти. Об этом 31-ая глава книги Слова  (Дварим, в русской традиции: Второзаконие).
 
Пошел Моше
и эти слова всему Израилю говорил.
 
Он им сказал: Мне сто двадцать лет, и сегодня я больше не могу выходить и входить,
Господь мне сказал, что я не перейду этот Ярден.
 
Господь Бог, Он перед тобой переходит, Он эти народы перед тобой уничтожит, и вы овладеете ими,
Иеѓошуа, он перед тобой переходит, как Господь говорил.
 
Сделает с ними Господь, как поступил с Сихоном и Огом, царями эмори, и землями их,
Он их уничтожил.
 
Вам Господь их отдаст,
поступите с ними по всем заповедям, которые вам заповедал.
 
Крепитесь, будьте сильными, не сломитесь, их не страшитесь:
Господь Бог, Он с тобою идет, Он от тебя не отступит, Он тебя не оставит.
 
Призвав Иеѓошуу, Моше на глазах всего Израиля ему говорил: Крепись, будь сильным, ибо ты с этим народом войдешь в эту землю, которую Господь их отцам клялся им дать,
ты ее дашь им в удел.
 
Господь, Он перед тобою идет, Он с тобой будет, Он от тебя не отступит, Он тебя не оставит,
не бойся и не страшись.
 
Написал Моше это Учение, дал его коѓенам сынам Леви, которые носят ковчег союза Господня,
и всем старейшинам Израиля.
 
Заповедал им Моше, говоря:
В конце семи лет, в год прощения, в праздник Сукот.
 
Когда придет весь Израиль явиться пред Господом Богом в место, которое Он изберет,
это Учение в слух всего Израиля прочитай.
 
Народ собери: мужчин и женщин, детей и пришельца, который в воротах твоих,
чтобы слушали, чтобы учились Господа Бога страшиться, хранить, исполнять все слова Учения этого.
 
И их сыновья, сами не знавшие, услышат, научатся Господа Бога страшиться
все дни, что живете вы на земле, которой Ярден переходите овладеть.
 
 
Господь сказал Моше: Вот, приблизились твои дни умереть, позови Иеѓошуу, станьте в соборном шатре, Я ему заповедую,
пошли Моше и Иеѓошуа, стали в соборном шатре.
 
Явился Господь в шатре в столпе облачном,
стал столп облачный у входа в шатер.
 
Сказал Господь Моше: Вот, ложишься ты с отцами твоими,
а этот народ встанет и с богами земли чужой, в которую входит, будет блудить, оставит Меня и нарушит союз Мой, который с ним заключил.
 
В тот день Мой гнев на него возгорится, оставлю его, от них лик Свой сокрою, будет он пожран, его многие беды, несчастья постигнут,
в тот день он скажет: «Не потому ли, что нет во мне Бога, меня эти беды постигли».
 
А Я скрою, сокрою Свой лик в этот день за всё зло, которое он сотворил,
к иным богам обратившись.
 
А теперь напишите себе эту песнь, сынов Израиля ей научи, в уста им вложи,
чтоб эта песнь о сынах Израиля была Мне свидетельством.
 
Ибо, когда приведу его в землю, о которой клялся его отцам, молоком и медом текущую, будет он есть и насытится, и разжиреет,
и к иным богам обратится, им будет служить и отвергнет Меня, и союз Мой нарушит.
 
Будет: когда многие беды, несчастья постигнут его, песнь эта о нем будет свидетелем, в устах потомков его не забудется,
ибо суть его знал, что теперь сотворит, прежде чем привел его в землю, о которой Я клялся.
 
Написал Моше в тот день эту песнь,
сынов Израиля ей научил.
 
Заповедал Иеѓошуе сыну Нуна, сказав: Крепись, будь сильным, ты приведешь сынов Израиля в землю, о которой им клялся,
и Я буду с тобой.
 
Было: когда Моше завершил писать в книгу слова Учения этого
полностью.
 
Заповедал Моше левитам, носящим ковчег союза Господня, сказав.
 
Возьмите книгу Учения этого и положите у ковчега союза Господа Бога,
там она о тебе будет свидетелем.
 
Ибо знаю строптивость и жестоковыйность твою,
пока ныне еще с вами живу, вы против Господа бунтовали, тем более после смерти моей.
 
Соберите ко мне всех старейшин колен и надзирателей,
скажу им в слух эти слова, небо и землю в свидетели им призову.
 
Ибо знаю: после смерти моей растлитесь вы, развратитесь, с пути, который вам заповедал, свернете,
в будущем беда будет вам, ибо зло в глазах Господа сотворите, делом рук своих Его прогневите.
 
Произнес Моше в слух всей общины Израиля слова этой песни полностью.
 
(Продолжение следует)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка