В Лаборатории интеллектуальных стилей (Веер #9) мы уже предлагали отмечать 23 февраля не только как День Армии, но и как праздник Терминалий. В этом выпуске мы более подробно охарактеризуем мотивы его введения в ново-российской империи.
Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю,
Нуме Помпилию (8-7 вв. до
н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного
владения. Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак;
граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять,
разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным
значением, напр., обозначающее специальное понятие в науке; "терминал"
- вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная
для погрузки и разгрузки.
Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен; впоследствии смертный приговор был заменен штрафом. От этого почитания межевых камней развилось поклонение богу Терминусу. Конец старого римского года приходился на 23 февраля; в этот день проводились празднества Терминалий. О них рассказывается, в частности, в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагается календарь римских праздненств с связанные с ними предания (далее цитаты приводятся по книге: Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, сс. 395-396).
Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который
Обозначает своим знаком границы
полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле,
Обожествлен ты давно предками
нашими был.
Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Приносились жертвы и возлияния - медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывались овца или свинья. При межевании земли и установке знаков также приносились жертвы, освящавшие границу владений. Кроме большого числа терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.
Земли народов других ограничены твердым пределом;
Риму предельная грань
та же, что миру дана.
Российскому обществу, в начальный период становления институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок. Терминалии празднуются для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, сослуживцами, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Граница - место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междуусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:
Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
А без тебя бы везде
спорными были поля.
Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен,
И по закону всегда сельские
межи блюдешь....
Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой,
Ты возопи: "Вот твое поле,
а это его!.."
Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела).
В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия. Будем терминировать все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию, со-мыслию, со-действию. На каждое "раз-" есть свое "со-". Физиолог пусть почтит физика, а физик - метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения орудий невозможно соратничество, без разделения труда невозможно никакое общее дело.
С той и с другой стороны тебя два господина венчают,
По два тебе пирога, по два приносят
венка...
Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе,
И прославляют тебя песнями, Термин
святой!
Границы проходят не только в пространстве. Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгранивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, достатков, политических воззрений. Искусство терминации - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это искусство проведения границ, выделения формы из хаоса.
Терминировать - значит установить термины, в которых ведется разговор и строятся все взаимодействия с другими людьми. Терминация - придание словам определенного смысла, артикуляция языковых значений, поскольку, как заметил Ф. де Соссюр, "в языке нет ничего, кроме различий". В английском языке есть вездесущее выражение "in terms of", которое считается паразитом - и вместе с тем редко удается его избежать, поскольку оно устанавливает, "в терминах чего" ведется разговор, т.е. служит как бы средством артикуляции любой темы. Человеку думает и говорит о чем-то, любит или ненавидит что-то, добивается или избегает чего-то "в неких терминах". Вот такая терминация и есть неосознаное почитание Термина как бога границ и рубежей - а мы в день Терминалий давайте почитать его сознательно и возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.
Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся империей, так важно освящать не только внешние, но и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. В этом плане из всех римских обычаев именно Терминалии могут занять особое место в ново-российском календаре.
День Армии и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений.