ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
                            (В ОТВЕТ НА ИСЛАМСКИЙ)

                                    Михаил Эпштейн

После обращения Джорджа Буша к объединенному Kонгрессу и нации в связи с терактами в США (20 сентября), рейтинг одобрения  президента поднялся до 91%  - и с тех пор, с небольшими флуктуациями, держится на этом небывало высоком уровне. Не одобряют - 5%.

Кто же входит в число тех, которые не присоединились к "патриотам", "консерваторам",  призывающим к оружию и борьбе?   Судя по  недавним заявлениям,  среди них есть и интеллектуальный цвет нации: всемирно известный профессор-лингвист и  публицист Ноам Чомски, законодатели нью-йорских литературных мод писательница и эссеистка Сюзен Зонтаг,  поэт и критик Эллиот Уaйнбергер. Для них в преступлениях против Америки виновата прежде всего сама Америка, точнее, ее правительство, ее капитализм, ее богатство, ее гордыня, ее  глобальные притязания, ее конфронтация с эксплуатируемым миром, защитниками которого выступили отчаявшиеся террористы. Америка пожала то, что сама посеяла. Приведем мнения этих трех комментаторов.

---------
Сюзен Зонтаг,  журнал "Нью-Йоркер", 24 сентября 2001:

"Почему мы не признаемся, что это была не "трусливая" атака против "цивилизации", или "свободы", или "человечности", или "свободного мира",  а атака на самопровозглашенную мировую сверхдержаву, - атака, которая стала следствием собственных американских союзов и действий.  Сколько граждан в нашей стране знают о продолжающихся американских бомбардировках Ирака?"
 

Ноам Чомский

"Сегодняшние нападения были чудовищными злодеяниями. Однако число жертв здесь не достигает масштабов других злодеяний, к примеру, клинтоновской бомбардировки Судана... О худших, легко представимых случаях, мы здесь говорить не будем....  По всей вероятности, это обернётся уничтожающими ударами по палестинцам и другим бедным и угнетённым людям. Так же, вероятно, дело дойдёт до ужесточения мер безопасности, что, в свою очередь, может обернуться свёртыванием гражданских прав и свободы в стране... /.../ ...События этих дней будут, вероятно, использованы для того, чтобы ускорить разработку и разворачивание системы ПРО. "Оборона" является лишь обёрткой для планов по милитаризации космоса. В случае хорошего Пи-Ара напуганной публике можно подсунуть даже самый сомнительный аргумент. Короче говоря, это преступление явилось подарком для праворадикальных националистических сил, стремящихся использовать военную мощь для защиты сфер своего влияния".
 

Эллиот Уайнбергер

"Если Буш попытается продемонстрировать силу лидера, это будет только во имя войны.  Не будем забывать, что он окружен последовательными сторонниками холодной войны..  Всем стало ясно, что когда с экономикой неладно, жди военных интервенций (Панама, Ирак, Ливия) и что это позволяет убить двух зайцев, отвлечь общественное мнение и приподнять рейтинг Президента. Планы Буша относительно снижения ставки налогов для богатых, увеличения военных расходов и рассылки всем по чеку в $300 привели социальную часть бюджета страны к острейшему дефициту, а экономику в целом к хаосу. Террористическая акция совпала с первой масштабной рецессией со времен Буша Старшего. Прогнозы более, чем мрачны. Надежды Буша младшего на переизбрание - такова основная пружина американской политики - превращаются в дым. Ему нужна война".

--------------

Старое правило: ищи того, кому выгодно.  Кому выгодна бомбардировка ВТЦ и Пентагона? Конечно, Бушу и мировому капиталу. Уж не они ли и затеяли это все? Уайнбергер недвусмысленно намекает:  "Всем стало ясно, что когда с экономикой неладно, жди военных интервенций".  По мысли  Чомского, гибель 7000 американцев - "подарок для праворадикальных националистических сил". А вот демократическим силам придется туго, поскольку, воспользовавшись патриотическим угаром, власть пойдет на свертывание гражданских свобод.

У меня нет ни малейших сомнений в приверженности всех этих  комментаторов наивысшим демократическим ценностям. Но нападение исламского фундаментализма на США выявило в американском обществе симметрическую позицию, которую можно назвать демократическим фундаментализмом. Это означает: останемся демократами во что бы то ни стало, до самого конца... Какого конца? - Конца самой демократии.

Правда, демократические фундаменталисты, в отличие от исламских, не готовы жертвовать во имя демократии собственной жизнью. Но ставя демократически избранное правительство собственной страны на одну доску с убийцами  своих сограждан, обвиняя тех и других в равном масштабе преступлений (и даже заявляя, что американские власти преступнее),  они тем самым приносят американскую демократию в жертву своим идеалам демократии. Логика такова:  да, террористы совершили злодеяние - но и поделом, ведь американцы бомбили Ирак и Судан (да, бомбили, -  в ответ на предыдущие акты агрессии и террора:  против Кувейта и американских посольств в Африке).

Любой фундаментализм, на какой бы почве он ни возник: исламской, социалистической, демократической - это апология гибели как последнего средства спасения.  Напомним, что и большевизм в годы первой первой войны имел форму пораженчества. Пусть лучше Россия будет разгромлена, чем оставаться ей царской и отсталой.

Фундаментализм - это "не могу поступиться принципами", это "основы превыше всего", это "любовь до смерти"  - до смерти любимого в объятиях любящего. Лучше гибель, чем непоследовательность. Лучше  демократический частокол на могиле, чем сучок неправды в глазу ближнего.

Казалось бы, демократия и фундаментализм есть вещи несовместные. Но у демократов-фундаменталистов типа Чомского или Зонтаг есть своя догматика, которая,  не считаясь с жертвами,  всегда гнет свое: что бы ни сделали террористы против нас, мы еще хуже перед лицом Великой Демократии.

Что же должна делать страна? Во имя "демократических идеалов", поделиться своими богатствами с  ограбленным миром. Как пишет Кристофер Митчелл (Indymedia, Сан Франциско). "Наступило время расплаты... До тех пор пока  полностью не изменится глобальный капитализм и его привычка награждать немногих награбленным у великого множества, такие атаки будут продолжаться..., потому что у слишком многих людей не осталось надежды".

По логике демофундаменталов,  у тех, "других",  не осталось надежды, и вот они взялись за оружие. Америка должна услышать их гневные голоса, войти в положение униженных и оскорбленных, вернуть им надежду. И тогда, вернув  себе "награбленное", они настроят  школ, больниц, дворцов, мечетей и не потратят больше ни цента на оружие и террор. Ведь эти смертники, штурмовавшие твердыни капитала, пожертвовали своей жизнью ради каких-то неведомых нам идеалов.  Постараемся понять этих других,  проникнуться их понятием о справедливости. Нет варваров - есть только непонятые цивилизации. "Терроризм" -  бранное слово, которое  препятствует самой попытке понять, что же происходит в душах этих исстрадавшихся людей. Давайте поймем терроризм как  борьбу отверженных против  нашей зазнавшейся цивилизации, построенной на насилии. У изгоев западной цивилизации просто не осталось другого выхода - вот они и взялись за штурвал наших авиалайнеров...

Сколько раз уже мы слышали эти голоса политкорректности, знакомые нам покаянные клише бичующей себя интеллигенции  - русской, американской. И при всей очевидной лживости этих безответственных заклинаний - хотелось порой разжалобиться, умилиться. Но пробил час, когда самобичевание опасно приближается к самоубийству. Для русской
интеллигенции таким, увы, запоздалым часом была революция,
превратившая "мозг" нации в "говно" нации (Ленин) - попираемое теми
самыми сапогами и лаптями, на которые она молилась. Хочется надеяться, что для американских интеллектуалов, по крайней мере, вменяемых, часом прозрения  станет террор в Нью-Йорке и Вашингтоне. Нельзя встречать приветственным гимном тех, кто уничтожит тебя и твое. Нельзя обольщаться дальними вплоть до потери любви и тревоги за близких.

Сейчас Америке, как никогда раньше, могли бы пригодиться предупреждения авторов "Вех" (1909) -  о том, что демократическая интеллигенция, сотворившая себе кумира из темных, невежественных масс, первая падет жертвой этих восставших масс. Михаил Гершензон  писал о том, что народ, за который боролась интеллигенция, "ненавидит нас страстно, вероятно с бессознательным мистическим ужасом... Бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной". ("Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". 2-ое изд, М., 1909, с. 89).   В Америке, за отсутствием собственного "бедного" и "страдающего" народа, демофундаментализм клянется в любви к народам Палестины, Ирака, Алжира, Судана и всему третьему миру,  страдающему от американского (вообще западного) империализма. Вот эти народы и выдвинули из своих глубин тех мстителей, которые принесли на американскую землю дымящиеся развалины, окутавшие ядовитыми клубами все доселе безоблачное небо американской демократии.

Демофундаментализм -  вымученный и саморазрушительный романтизм; но за ним подчас скрывается и  вполне прагматическое сведение партийных счетов.   Так,  Сюзен Зонтаг возмущена единодушием американского политического истеблишмента, беспринципным поведением демократов-конгрессменов,  оказавшихся, с ее точки зрения, недостаточно фундаментальными.   Демократы, с ее точки зрения, предают Демократию, когда действуют заодно и лобызаются с республиканским президентом-роботом. Вот что пишет она об объединенном заседании Конгресса:

"Тупое самохвальство под единодушные аплодисменты в стиле советского партийного съезда производило жалкое впечатление. Единодушие американских  чиновников и медиа-комментаторов в ханжеской риторике, скрывающей реальность, тоже недостойно зрелой демократии. Публичные деятели оповестили нас о своей манипулятивной задаче: строительство уверенности и менеджмент горя. Политика демократии, предполагающей несогласие и откровенность, была заменена психотерапией".

Предложите  потрясенному, контуженному, на глазах которого погибли его близкие и который сам чудом спасся от смерти, - предложите ему вместо терапии  "демократическую политику несогласия"...