Парадокс всемогущества

Ученик: Учитель, мне хотелось бы обсудить с вами сегодня один известный парадокс, связываемый обыкновенно с областью религии, но, на мой взгляд имеющий гораздо более общий характер.

Эксперт: Любопытно.

Ученик: Речь в этом парадоксе идет о Боге и камне и звучит он приблизительно так:

Может ли Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять?

Эксперт: А-а-а… это. Помню, помню. И я в свое время изрядно поломал над ним голову…

Ученик: И как? Успешно?

Эксперт: Ну, по крайней мере, для меня лично не без успехов.

Ученик: А я вот все никак не могу решить для себя эту головоломку! Ведь Бог, как известно из весьма авторитетных источников, отличается всемогуществом, которое, по-видимому, не сохраняется при любом варианте ответа. Действительно, если он не может создать такой камень, то он не всемогущ, а если может создать, то не сможет поднять его, а значит опять-таки не всемогущ. Выхода нет.

Эксперт: Ну, это только на первый взгляд.

Ученик: А на второй?

Эксперт: Как известно, сторонники "всемогущества божия" изобрели следующий ответ: Может, но… не хочет! Однако, это утверждение отличается, на мой взгляд, более полемическим остроумием, нежели философской основательностью.

Ученик: К тому же сразу же напрашивается дальнейшее – а если захочет? Или, оставаясь в пределах одного вопроса – может ли Бог, если захочет, создать камень, который он не смог бы поднять? Утверждать же, что он ни в коем случае этого не захочет было бы, очевидно, несноснейшим деспотизмом в отношении Бога.

Эксперт: Верно. Но давай, однако, поближе к делу. Прежде всего постараемся избавиться от религиозно-теистического элемента, который сразу же поворачивает разговор в довольно эмоциональное русло борьбы исповеданий. Давай договоримся понимать под "Бог" просто "Некто Всемогущий". Думаю, и разумные теисты и здравые атеисты не стали бы возражать против подобной замены. К тому же, в этом случае дискуссия могла бы заинтересовать и тех, кто весьма далек от религии в обеих этих ее основных формах.

Ученик: То есть, если я правильно понял, вопрос теперь будет звучать так:

Может ли Некто Всемогущий создать такой камень, который он сам не сможет поднять?

Эксперт: Совершенно верно.

Ученик: И что же это нам дает?

Эксперт: … Своего рода парадокс всемогущества. Чтобы решить его, прежде всего было бы не лишним расчленить вопрос на составляющие и хорошенько к ним присмотреться по отдельности.

Ученик: Это как это?

Эксперт: А вот так. Мы имеем, во-первых, Всемогущего Некто, во-вторых, камень, и, наконец, два процесса, которые первый совершает над вторым – создание и поднимание (поднятие). Давай начнем по порядку с Всемогущего Некто.

Ученик: А что еще можно к этому добавить? Всемогущий Некто и есть Всемогущий Некто…

Эксперт: Не скажи, не скажи… Для меня, скажем, вовсе не очевидно, что некто может быть всемогущим

Ученик: Почему?

Эксперт: А вот смотри сам. Если есть некто, значит, есть и кто-то другой, независимый от этого некто. Без этого говорить "некто", очевидно, не имеет никакого смысла. Правильно?

Ученик: Вроде бы.

Эксперт: Значит этот Другой (назовем его так) может противиться нашему Некто, лишая его, таким образом, Все-могущества?

Ученик: Почему это? Ведь Некто может просто покорить себе Другого…

Эксперт: А почему ты считаешь, что этот Другой слабей нашего Некто? Только потому, что у последнего есть титул Всемогущего? А ну как Другой не менее "всемогущ"?

Ученик: Что-то я вконец запутался. Разве могут быть двое всемогущих?

Эксперт: Да в том-то все и дело, что "некто" не может быть подлинно всемогущим, потому что всегда по самому определению есть кто-то другой, ограничивающий его могущество. По меньшей мере во внутренней сфере скрытых намерений. Подлинно всемогущими могут быть только Все. Все без исключения.

Ученик: Ага… Значит, Всемогущество, в каком-то смысле, есть прерогатива Всех?

Эксперт: Именно.

Ученик: Как-то все довольно странно получается… С логической точки зрения мне трудно вам что-либо возразить, но вот с обыденной… Ведь представление о Ком-то Всемогущем очень древнее и освященное, как говорится, авторитетом старины.

Эксперт: Но ведь не менее древнее и противоречие между, так сказать, внешним представлением о Боге как старичке сидящем на облаке и внутренним его пониманием. Впрочем, давай не будем уклоняться в довольно запутанную область теологии, а пойдем и дальше столбовой логической дорогой.

Ученик: Согласен.

Эксперт: Если понятие "кто-то всемогущий" внутренне противоречиво и не выдерживает критического анализа, то наш вопрос в более корректной форме предстает так:

Могут ли Всемогущие Все создать такой камень, который они сами не смогут поднять?

Ученик: Ну, на это нетрудно ответить и мне. Ведь Всемогущие Все по определению могут создать любой камень, в том числе и якобы "неподъемный".

Эксперт: Правильно. Но давай попробуем посмотреть на дело с другой стороны – а может ли вообще быть камень, которые Всемогущие Все не смогут поднять?

Ученик: А почему бы и нет?

Эксперт: Давай разберемся. Поднять, как известно, означает "преодолеть силу тяжести". Верно?

Ученик: Да.

Эксперт: А любая сила, если это не абстрактное понятие и не натуральный идол, предполагает того, чья это сила, предполагает кого-то сильного. Так?

Ученик: Вроде так. Хотя нас в школе учили, что могут быть и самобытные силы.

Эксперт: Это в смысле нечистые? Если серьезно, то в школах много чему учат, а потом выясняется, что дело обстоит не совсем так. Учителя, как известно, учат тому, чему их научили, поэтому надо воспринимать все полученные знания с известной долей критического сомнения. Кстати, и сами физики в известной мере признают субъективный характер всякой силы, когда говорят не просто и силе притяжения, а о силе притяжения Земли, Солнца, центра Галактики и так далее. Это не говоря уже о том, что все силы по их собственному утверждению суть силы Природы. Для непредвзятого же мыслителя еще со времен небезызвестного Шопенгауэра понятно, что всякая сила есть обнаруженная воля, то есть, скажем, воля спортсмена к победе извне проявляется как его сила, устанавливающая мировой рекорд. По сути это одно и тоже просто с различных (внутренней и внешней) точек зрения. Всякий опытный тренер вам подтвердит, что одной физической силы не всегда достаточно, нужна еще и воля (рвение) к победе, которая часто называют "спортивной злостью" и наличие которой и создает истинных чемпионов.

Ученик: Но ведь "воля" – это понятие психическое, а "сила" – понятие физическое...

Эксперт: А кто вам сказал, что между психической и физической сферами нет моста? В свое время считалось, что так называемые материя и энергия различны в принципе, но совсем недавно был "открыт" переход из одного в другое и даже, как известно, выведена своего рода формула этого перехода. Возвращаясь к нашему примеру, добавлю, что, конечно, для того, чтобы психическая воля, так сказать, конвертировалась в физическую силу нужно, очевидно, натренированное тело, но, опять-таки, сам факт тренировки уже предполагает волю к тренировке, приведшую к усилению и укреплению тела…

Ученик: Ладно, допустим, что всякая сила это чья-то сила. В конце-то концов, почему я должен продолжать верить в преподанную мне физиками-учителями ничью силу или, если угодно, силу вообще?

Эксперт: А что, они вам что-то одалживали? Нет? Ну, значит и вы им ничего не должны… Говоря серьезно, здесь нет ничего сложного. Если Все - это все без исключения, то тогда кроме Всемогущих Всех просто не может быть никого, кто бы силился противостоять всеобщей силе (воле), притягивая (привлекая) к себе камень таким образом, чтобы его нужно было "поднимать".

Ученик: "Ага, значит эти ваши Всемогущие Все все-таки не могут создать такой камень!" – воскликнул бы на моем месте какой-нибудь упрямый противник идеи всемогущества…

Эксперт: Хорошо, а этот ваш противник мог бы создать, скажем, деревянное железо или четырехугольный треугольник?

Ученик: Но такие вещи просто невозможны!

Эксперт: Ровно в такой же степени как невозможен и камень, которые Все не могли бы "поднять". Такой камень, точнее, его тяжесть или вес находятся в прямом и явном противоречии с понятием всеобщей (мировой) силы как силы, или воли всех без исключения. Впрочем, и в этом пункте Всемогущие Все могут отчасти выйти из положения – только совсем с другого конца, чем полагает обыденное мышление.

Ученик: Каким образом?

Эксперт: Вы помните сказку о коте в сапогах? Точнее тот эпизод, когда кот просит могущественного злого волшебника превратится в мышку, а потом съедает его?

Ученик: Помню.

Эксперт: Ну, так вот, Всемогущие Все могут "создать" камень, который они не смогут поднять, если превратятся в ту же мышку или, говоря более отвлеченно, станут лишь потенциально всемогущими в одном из своих членов (субъектов). При различении потенциального и действительного всемогущества всякое противоречие гармонически разрешается.

Ученик: Как это?

Эксперт: А вот так. Всемогущие Все, становясь потенциально всемогущими в образе мышки (или человека), тем самым создают себе камень, который они в этом временном и ограниченном состоянии не могут поднять. Всемогущество при этом, очевидно, не теряется, а только переходит из актуального состояния в потенциальное с тем, чтобы вернуться обладателю назад, но теперь уже в действительности. Или еще один пример – теперь уже из религиозной области. Как известно из Библии, Бог, неоднократно объявляющий себя Всемогущим, тем не менее принимает образ "Некто" и борется с Иаковом (за что тот и получает имя "Израиль" или по древнееврейски "Богоборец"). Поняв, что ему не одолеть своего противника, этот Некто вынужден даже прибегнуть к не совсем честному со спортивной точки зрения приему и повредить бедро Иакову. Ясно, что Всемогущий Бог не мог уступить патриарху в схватке - но воплотившись в образе ограниченного и преходящего "некто" он получил такую возможность для своих целей. Из Библии не совсем ясно, зачем вообще нужна была эта схватка, но ведь зачем-то же нужна?

Ученик: То есть, обобщая, если я правильно понял, ближайший вариант ответа будет звучать так:

Могут ли Всемогущие Все (Бог) создать такой камень, который они не смогут поднять? - Могут, если при этом добровольно откажутся на время от своего Всемогущества в одном из своих членов.

Эксперт: Верно. Или, говоря более школьным языком, если они "потенцируют" свое всемогущество в достаточной степени…

Ученик: Да... Признаться, такая точка зрения не менее парадоксальна, чем сам парадокс всемогущества. Ведь обычно под "таким камнем" понимают огромное тело, как говорится, космических размеров, а в вашем случае "таким камнем" может стать и обычный булыжник.

Эксперт: Говоря с несколько более общей форме, - Все обладают Всемогуществом лишь потенциально, действительно же реализовать свое Всемогущество они могут только в Каждом из Всех сообща с Остальными. Процесс освоения этого Всемогущества, или приобщения Каждого к Могуществу Всех и составляет скрытый (внутренний) смысл мирового процесса.

Ученик: Нет, это уже звучит слишком таинственно для меня…

Эксперт: Это пока. Как написано в той же Библии – все тайное непременно станет явным. Надеюсь, что и наш сегодняшний разговор послужит маленьким шагом вперед на пути к этому великому "объявлению". А пока обдумай все, о чем мы сегодня говорили и если будут вопросы – задавай, не стесняйся! Для меня ведь подобные беседы это тоже своего рода урок урок доходчивого изложения своих мыслей остальным заинтересованным…