Алексрома

РАСЦВЕТ и ЗАКАТ ИСЛАМСКОЙ НАУКИ

В средние века исламский мир был средоточием научной мысли, в настоящее время из общего числа ученых на мусульман приходится всего один процент, при том, что каждый пятый в мире - мусульманин. В одном Израиле больше ученых, чем во всех арабских странах вместе взятых. Как получилось так, что в течение 600 лет, с VIII по XIV века, мусульманское мировоззрение ассоциировалось с передовыми знаниями, а в конце XX века опустилось до фундаменталистского мракобесия?

Расцвет мусульманской науки начался во многом благодаря знаниям, приобретенным от древнегреческих мыслителей. Первоначально распространение эллинистической культуры на восток началось с походов Александра Македонского и происходило в основном через греческие поселения и в дальнейшем - христианские секты, так что когда в VII и VIII веках аравийские армии под знаменами пророка Магомета захватили обширные территори от Персии до Северной Африки и Испании, в их руки в качестве трофеев попало большое число работ Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита, Архимеда и других греческих философов и ученых. Мусульмане вывозили на восток целые библиотеки, и вскоре греческих манускриптов накопилось так много, что пришлось организовавать центры по их систематическому переводу.

Одним из крупнейших просветительских центров стал "Дом мудрости", учрежденный в IX веке в Багдаде халифом Абу аль-Аббасом аль-Мамуном для абсорбации греческих знаний. Среди первых работ, переведенных в этом средневековом НИИ с греческого языка на арабский, была работа александрийского астронома Клавдия Птолемея (90-161), ныне известная как "Альмагест" ("Аль-Маджисти" - арабский вариант греческого названия "Megiste syntaxis", что означает "Великое построение"). В этой работе Птолемей описывает вселенную как геоцентрическую систему, в которой луна, планеты, солнце и звезды вращаются вокруг Земли.

Попутно нужно заметить, что в восприятии современного человека Птолемей предстает как астроном, страдавший наивными заблуждениями, которые впоследствии опроверг Николай Коперник (1473-1545), утвердиший гелиоцентризм. Однако, как показывают новейшие исторические исследования, Птолемей был знаком с гелиоцентрической системой Аристарха Самосского (320-250 до н.э.), жившего, кстати, за 1700 лет до Коперника. Птолемей мог бы оспаривать у Эйнштейна первенство в разработке основ теории относительности: согласно его идее, вселенную можно адекватно описывать различными способами, но при описании нужно исходить из принципа простоты и переходить к более сложным описаниям только тогда, когда простых объяснений оказывается недостаточно. Наиболее простым описанием вселенной Птолемею представлялась геоцентрическая модель, хотя в ее математических аспектах Птолемей отражал и гелиоцентрические элементы. Примечательно, что при переводе работы Птолемея арабские мудрецы "творчески" ее переработали, опустив все упоминания о гелиоцентризме, и эта идея была потеряна как для Востока, так и для Запада, поскольку ученые эпохи Возрождения узнали об идеях Птолемея не только с большим опозданием, но и не из греческого оригинала, а из перевода с арабского на латынь, впервые широко опубликованного в Венеции в 1515 году, через 340 лет после того, как он был выполнен Герардом из Кремоны (1175 год).

"Аль-Маджисти" стала основой космологии на последующие 500 лет. Мусульмане были особо заинтересованы в развитии астрономии по той причине, что правоверный, где бы он не находился, всегда должен молиться, обращаясь головой строго в сторону Мекки. Фактически, ислам - единственная из основных религий, соблюдение ритуалов которой предполагает наличие астрономических познаний. В частности, еще до кругосветных путешествий Магеллана мусульманским ученым было известно, что земля круглая - это знание было им практически необходимо для составления таблиц, по которым мусульмане в любой точке мира могли находить "киблу" - священное направление на Мекку (см. багдадскую астролябию XII века на фото). Вместе с тем, точность этих таблиц намного превосходила возможности ее осуществления по той простой причине, что у человека нет четкого представления об оси своего тела, которую он должен был бы ориентировать в строго заданном направлении, подобно стрелке компаса.

Изначальная модель Птолемея не могла быть достаточно точной, поскольку требовала внесения множества корректив, а математический расчет этих корректив требовал много усилий и времени. Однако, в XIII веке исламские ученые успешно решили эту задачу благодаря астроному Назиру аль-Дину аль-Туси (1201-1274), который разработал так называемые парные эпициклы (доведенные до полного совершенства в следующем веке Ала аль-Дином Абул-Хасаном ибн аль-Шатиром). В юности аль-Туси, как сейчас принято говорить, "примкнул к террористам" - после того, как его родной город был разрушен ордами монголов, он принял приглашение шиитской секты ассасинов (от арабского слова "хашишин" - курильщик гашиша), которые не только злоупотребляли тяжелыми наркотиками, но и терроризировали местные и чужеземные правительства, тайно убивая неугодных правителей, утверждая таким образом свои принципиальные воззрения на роль личности в истории.

В своей легендарной крепости Аламут ассасины обеспечили аль-Туси не только опиатными стимуляторами мысли, но и богатой библиотекой, то есть создали все условия для плодотворной научной работы. Однако, когда в 1256 году армия внука Чингисхана, монгольского хана Хулаку, взяла Аламут, аль-Туси с легкостью перешел на сторону победителей и, более того, убедил хана взять Багдад и уничтожить Аббаситский халифат, что и произошло в 1258 году. В благодарность за ценный совет Хулаку официально назначил аль-Туси своим личным советником и построил для него самую большую в мире (по тем временам, разумеется) обсерваторию в столице ханства Марага (на территории современного северо-западного Ирана, см. архитектурный эскиз и фото наших дней).

Существует также красивая легенда о том, как аль-Туси убедил темного хана в необходимости строительства обсерватории. Сама по себе эта легенда, записанная историком Хаджи Халифой в его труде "Книга о мире", в скрытой форме много говорит об отношении ислама к науке. Итак, когда хан спросил аль-Туси, зачем ему нужна обсерватория, ученый предложил своему повелителю провести эксперимент: в тайне от всех взять большой железный котел, взобраться с ним на гору и спустить его вниз по склону. Когда котел полетел с горы, поднялся такой страшный грохот, что солдаты, отдыхавшие у подножия горы, в панике разбежались. "Вот видишь, - сказал аль-Туси хану, - мы не боимся этого грохота, потому что знаем его причину. Подобно этому, зная небесные секреты, мы будем спокойны здесь, на Земле".

Пик расцвета мусульманской науки приходится на конец X века, когда примерно в одно и то же время, с промежутком в 16 лет, появились на свет три выдающихся мыслителя: Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хайтам (известный как Альхазен), Абу Рейхан Мухаммед аль-Бируни и Абу Али аль-Хуссейн ибн Сина (Авиценна).

Альхазен (родился в 965 году в Ираке) может считаться отцом-основателем науки в ее современном виде: он одним из первых дал определение научному методу как исследованию, основанному на эксперименте и философской аргументации. В своей работе "Книга о весах мудрости" он впервые выдвинул понятие тяжести воздуха и высказал множество смелых идей, намного веков опередивших свое время. В частности, он повествовал об изменчивости плотности воздуха с высотой и, исходя из этого, вывел целый комплекс идей о рефракции света в атмосфере и об искривлении лучей. Луч, утверждал Альхазен, отклоняется от прямой линии тем сильнее, чем больше его траектория до входа в атмосферу отклоняется от перпендикуляра к земной поверхности. Он предсказал, что вследствие этого явления мы видим солнце, луну и звезды раньше, чем они в на самом деле поднимутся над горизонтом, а также некоторое время после того, как они скроются за горизонтом. За счет этого явления, по мнению ученого, продлевается земной день и укорачивается ночь. Альхазен также объяснил преломлением света явление сумерек и зари, а из продолжительности сумерек достаточно точно вывел высоту атмосферы - 52 тысячи шагов.

Аль-Бируни (родился в Хорезме в 973 году) прославился своими достижениями в математике, астрономии и географии. За свою жизнь он написал 146 работ объемом 13 тысяч страниц, среди которых наиболее известно обширное социологическое исследование Индии. Знания Аль-Бируни поражают своей точностью: в труде ''Геодезия'' он писал, что окружность Земли равна ''9000 фарсахов при том, что фарсах - 12000 локтей''. В пересчете на современные меры длины это составляет 39987 км, что лишь на пять сотых долей процента (!) короче истинной величины, если Землю измерять по меридиану.

Авиценна (родился в крепости Афшана под Бухарой в 981 году) - врач, философ и поэт - впервые дал научное определение болезни как нарушения функционирования организма. В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубаи, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная "Китаб аш-шифа" ("Книга исцеления") и пятитомный "Аль-Канун фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки"), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада. Для изложения научных вопросов Ибн Сина иногда прибегал и к стихам. Так, его труд "Урджуза фи-т-тибб", в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший. А свое философско-мистическое восприятие смерти он выразил в известном рубаи:

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Говоря о закате исламской науки, можно сказать, что она не просто умерла, но почила в бозе, выполнив задачи, поставленные перед ней религией. В частности, наиболее развитая в арабском мире наука, астрономия, исчерпала себя для ислама, обеспечив сверхизбыточную точность определения "священных направлений" на Мекку. Но кроме внутренних причин были, конечно, и внешние. Исторические события XI-XIII веков - крестовые походы, испанская Реконкиста (отвоевание захваченных мусульманами территорий) и нашествия монголов - сильно поколебали позиции ислама в мире. Лишенные былого могущества и богатства, халифы перестали поддерживать науку, не видя в ней уже ничего, кроме излишней роскоши. В то же время, исламские научные центры, отрезанные друг от друга армиями "неверных", стали терять возможность обмена знаниями, что неизбежно привело к деградации научных изысканий.

В то же время, христиане, отвоевывая у мусульман территории, овладевали и их знаниями. Кроме того, работы античных мыслителей, некогда переведенные с греческого языка на арабский, теперь ускоренно переводились с арабского на латынь, что создало, в конечном итоге, предпосылки для Возрождения западной цивилизации на эллинистической основе. Влияние арабской мудрости распространялось и на христианскую теологию. Так, Фома Аквинский, стоявший на позициях аристотелизма, многое почерпнул у арабского философа Абул-Валида Мухаммеда ибн Рушда (Аверроэса), переводчика и толкователся Аристотеля, по странной случайности родившего ровно за 100 лет до Фомы в Кордобе в 1126 году. Аверроэс впервые сформулировал так называемую "теорию двух истин", получившую большое распространение в средневековой Европе и дожившую до наших дней в качестве въевшейся в сознание современного человека тривиального воззрения. Согласно этой теории, философская и теологическая истина существуют автономно друг от друга и могут вступать в явное противоречие. Звучит банально, не правда ли? Эта "банальность" потрясла умы людей около 900 лет назад, а до нас доходят только слабые волны вызванных ею катаклизмов.

Запад воспринял не только арабские знания, но и технологию. В качестве примеров здесь можно привести "венецианское стекло", секрет изготовления которого попал в Италию из отвоеванной у мавров Испании, и бумагу, технологию производства которой арабы позаимствовали, в свою очередь, у египтян. В конечном итоге, именно технологии сыграли решающую роль в развитии западной науки: европейским ученым удалось убедить общество в том, что их исследования напрямую связаны с техническим прогрессом. Очевидно, не случайно закат исламской науки хронологически совпал с широким внедрением компаса (XIII век): простое использование магнитной стрелки и последующее изобретение телескопа (начало XVII века) сделало бессмысленным хитроумные и трудоемкие астрономические расчеты восточных "звездочетов". Большую роль сыграло и изобретение паровой машины с последующей индустриализацией. В то время, как восточные ученые, изыскивая средства для научных разработок, рассчитывали лишь на любознательность халифов и богатых купцов, западным ученым удалось перейти на самоокупаемость. В закате мусульманской науки безденежье сыграло едва ли не главную роль (по сути, то же самое произошло и с советсткой наукой после прекращения государственного финансирования в начале 90-х годов XX века).

Закат исламской науки может послужить и предупреждением для современной западной. Не секрет, что наука на Западе развивается прежде всего за счет государственных инвестиций, а государство прежде всего заботится о своей безопасности и обороне. Разрушительные способности оружия, его наступательные и оборонительные мощности практически достигли своего разумного предела. Не пора ли проявить и чистую любознательность?