Комментарий | 0

Назарянин

 
 
(Духовное стихословие на строки Четвероевангелия)   
 
   
Г.Семирадский Христос в доме Марфы и Марии Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
 
 
 
                     I
 
                    
  Трость ли, ветром колеблемую?
                           Матфей,  11:7
 
На трость ли, колеблемую ветром,
      Господь направил взор Иоанна,
Когда он крестил во Иордане
      Самарянина, грека, иудея?
На трость ли, колеблемую ветром,
      Выпадала небесная манна,
Которой сорок лет вы питались
      В пустыне по зову Моисея?
 
На трость ли, колеблемую ветром,
      Опускается пугливая птаха,
Свивая гнездо, птенцов лелея
      Под лучистой скинией мая?
На трость ли, колеблемую ветром –
      На могущество взятого из праха –
Вы надеетесь, упрямо и тщетно
      Упованье на людей возлагая?
 
А они вином, елеем и кровью
      Заливают века и ступени,
На тростинку, колеблемую ветром,
      Надевая гордыни порфиру,
И до гроба не смеют обернуться
      На свои кроваво-черные тени
В лучах жизнедарного сиянья
      Того, Кто сказал: – Аз есмь Свет миру.    
 
 
                     II
 
 
   Ибо Сам знал, что в человеке.
                              Иоанн, 2:25
 
      Они Его славят и встречают,
Воздают величальное лобзанье,
В молоке не варят козленка
И чтут опресноки и субботу,
И щедрое творят подаянье.
Они рыб Ему приносят – и миро
На голову Ему возливают,
А он в их сердца не входит – ибо
          Сам знает, что  в человеке.
 
      Они не приносят десятину,
Давленину кровавую вкушают
И на праздник с женами сквернятся.
Они прямо в глаза Ему смеются
И преследуют Его возлюбивших.
А Он подставляет им ланиты
И Отцу за них молится – ибо
          Сам знает, что в человеке.
 
      Они – человеческое древо,
Они – кедр, смоковница, маслина;
Они добрый плод приносят щедро,
И под злыми плодами клонят крону,
И стонут от горького бесплодья –
А Он им протягивает свет Свой
И благую ветвь благословляет,
И побеги сухие отсекает,
Ибо там, куда их всех зовет Он,
Ни эллина нет, ни иудея,
Ибо там их души, словно ветви,
Иных плодов изведают тяжесть,
Но не сломятся под нею, ибо
Он Сам отбирал их, – ибо
          Сам знает, что в человеке.
 
 
          III
 
 
       Равви! Когда Ты сюда пришел?
                               Иоанн, 6:25
 
Собирали подати мытари и ромеи,
В книжные шелесты прятались фарисеи,
Блудница разглаживала золотом шитый подол,
Рабы виноград давили, зарю возвещал петел –
И только Иоанн узнал Тебя и приветил,
Равви, когда Ты сюда пришел.
 
Но Ты накормил нас благословенным хлебом
И научил нас бескровным и чистым требам,
И стопами летящими осенил истомленный дол,
И мы за Тобою отплыли, с волнами споря –
А Ты нас встречаешь по другую сторону моря:
Равви, когда Ты сюда пришел?        
 
В чаду и печали жаждали чуда чада –
И Ты не презрел даже кромешного ада     
И простер Свой хитон, как мощные крылья – орел,
И не поверил бичующей укоризне  
И всех нас воззвал и возвел к бесконечной жизни,
Равви, когда Ты сюда пришел.
 
Рабствуя чреву, мы были глухи и слепы –
Но Ты с наших душ смертные сбросил скрепы
И принес, как причастие, светящийся Свой глагол,
И кровью Своей омыл скрижали Завета –
И мир просиявший исполнился смысла и света
Равви, когда Ты сюда пришел.
 
               
IV
 
 
               По слову Твоему закину сеть.
                               Лука, 5:5
 
       Напрасно мы всю ночь трудились, Господи:
       Пустыми возвращались наши неводы,
       И ни рыбешки в них не залучили мы.
       И оскудела скоро в нас надежда – но
             По слову Твоему закинул сети я –
       И вытащил невиданное множество
        Денариев живых и рыб трепещущих,
       И обе лодки рыбой переполнились,
       А наши души – радостью и верою.
 
       И мы вкусили этой рыбы, Господи,
       И накормили рыбаков и алчущих,
       И в путь, Тобой незримо предводимые,
       Пошли, вступая в храмы и селения.
       И нам внимали с радостью и трепетом,
       Благословляли нас и проклинали – но
            По слову Твоему закинул сети я
       В глубины толп людских, в хлябь жизней страждущих.
       И вытащили сеть мы – и у наших ног
       Блеснули лишь насмешки и проклятия.
 
       И мы уже теряли веру, Господи,
       И согрешили ропотом отчаянья,
       И руки и сердца мы опустили – но
             По слову Твоему закинул сети я
       В слепые волны судеб человеческих –
       И принесли нам сети мир сияющий,
       Хранящий животворный лик Спасителя
       На каждом лепестке, крыле и облаке,
       Как бережет следы от стоп и риз Твоих
       Волна Генисаретская, в которую
             По слову Твоему закинул сети я.
 
 
 
          V
 
 
          Но Он сказал: не плачьте.
          Она не умерла, но спит.
                               Лука, 8:52
 
Возрадуйся, начальник синагоги:
Не втуне был молитвенный твой пыл
И не напрасно ты радел о Боге:
Вот – Он твой дом сегодня посетил.
От жизни дочь твоя отрешена.
Прощальное лобзанье ей воздайте...
      Но Он сказал: – Не плачьте, не рыдайте:
      Не умерла, но только спит она.
 
Цветут за морем лилии и розы,
А здесь, о влаге благостной моля,
Лишь камни источает, словно слезы,
Пустынная, бесплодная земля.
Звенящей жаждой грудь ее полна:
Прах отрясите с ног и прочь ступайте.
      Но Он сказал: – Не плачьте, не рыдайте:
      Не умерла, но только спит она.
 
Мир ввержен в грех и скверну от Адама,
Склонясь под властью блуда и гроша.
И вот – томится у порога храма
Истерзанная, скорбная душа,
Осквернена и мерзости полна.
Но вы ее мольбой не покидайте –
      Ведь Он сказал: – Не плачьте, не рыдайте:
      Не умерла, но только спит она.
 
 
 
                  VI
 
 
          И отвечали: не знаем, откуда.
                                     Лука, 20:7
 
      Из долин назаретских опаленных
И плеска волны генисаретской,
Из сиротских голодных стонов
И праведности древних пророков,
Из шелеста мамврийского дуба
И рыданий пред Лазаревым гробом
Пришел Он, стопы стерев до крови:
      А вы говорите: – не знаем, откуда.
 
      Из смеха малышей беззаботных
У матери старой на коленях,
Из хлопанья шатров над молитвой
Илии, Исайи, Давида,
Из звона родника под ударом
Моисеева жезла в пустыне
Принес Он спасительное слово,
Залог искупления и жизни:
      А вы говорите: – не знаем, откуда.
 
      От жажды исцеленья и Света,
Сияющей в глазах обреченных,
От исступленных воплей распятых,
Хребет изломавших на галерах
И угнанных в горестное рабство
Ассирией, Римом, Вавилоном,
От утренней зари на ресницах
Отроковиц и дев непорочных,
От властной и цельбоносной воли
Пославшего Его к человекам –
Чистота и власть Его, и слава:
      А вы говорите: – не знаем, откуда.
 
 
 
          VII
 
 
        Иисус, наклонившись низко,
        Писал перстом на земле.
                               Иоанн, 8:6
 
И – вспыхнуло вожделенья неодолимое пламя,
И уступила плоти лукавой она...
А Моисей о таких заповедал: камнями
Смерти да будет грешница предана.
И они ее гнали хлестаньем лоз тамариска,
Радостно распаленные рьяным раденьем о зле –
А Иисус, наклонившись низко,
Писал перстом на земле.
 
И они не посмели даже прочесть эти знаки,
Из вечности проступившие, словно в пустыне – трава,
И камень не бросили, и прочь потекли, как собаки
Убегают, заслышав рыканье льва.
Для одного счастье – чечевичной похлеповычбки миска,
Другой уподобится тени на серафимском крыле.
А Иисус, наклонившись низко,
Писал перстом на земле.
 
И поколенья, простившись с телесным страхом
И подставляя Свету души, сердца и уста,
Храмы и грады воздвигнут – и станут прахом,
Жаждущим жизнедарного прикасанья Его перста.
И только печать седьмая разломом лунного диска
Спадет – и человекам откроет в судной мгле
Все то, о чем Иисус, наклонившись низко,
Писал перстом на земле.
 
 
 
          VIII
 
 
          Он же сказал им: – Что вы
          так испугались, маловерные?
                                   Матфей, 8:26
 
      Чего ж вы испугались, маловерные,
Когда Он по воде прошел, как посуху,
И усмирил смятенье волн неистовых,
И накормил пятью Своими хлебами
Пять тысяч истомившихся и алчущих,
И воскресил светящимся речением
И девочку, и Лазаря смердящего?
      Чего ж вы испугались, маловерные,
Когда Он в Иерусалим ликующий
Вошел царем небесного Израиля,
И предал плоть свою на поругание,
Подставив щеку под  уста Иудины,
И Сам испил до капли муку крестную?
      Чего ж вы испугались, маловерные,
Когда учеников его возлюбленных
Синедрион спешит предать проклятию
И люд в лицо смеется им на торжищах,
И вновь от них лукаво отрекаются
Те, кто внимали им и приносили им
Лепешки, рыбу, миро и ассарии?
       Чего ж вы испугались, маловерные,
Когда за имя светлое Спасителя
Или за ковш воды, который поутру
Вы поднесли усталому апостолу,
Над вашей шеей легионы римские
Заносят меч, похожий на распятие
Того, Кто обещал, что все зачтется вам,
За все вас ждет благое воздаяние:
За ковш воды, за вашу кровь и головы,
И с вами в скорби до конца пребудет Он.
      Чего ж вы испугались, маловерные?
 
 
 
          IX
 
 
     Пустите детей приходить ко мне.
                               Марк, 10:14
 
Проповедуя притчами в храме,
      Словно ангельским взмахом воскрылий,
Он устал обличать фарисеев
      И стоял, прислонившись к стене.
И апостолы не допускали,
      Чтоб к Нему малышей приводили,
Но возгневался Он и сказал им:
      – Пускай дети приходят ко Мне!
И открыл живоносное слово
      Детям, плотнику, легионеру,
Исполнение всех предречений
      Возложив на смирение плеч,
Ибо рядом Смежающий очи,
      Ибо близок Имеющий меру,
И на жертвенник Агнец возляжет –
      И не мир принесет Он, но меч.
И все те, что влачатся и мчатся
      По распутьям земных лихолетий
И купаются духом и телом
      В липком блуде, тщете и вине,
Примут бремя Его – и воспрянут,
      И, раскаявшись, станут как дети,
И придут к Нему, ибо сказал Он:
      – Пускай дети приходят ко Мне!
А того, кто радел суесловью
      На ловитвах, в чертогах, на гумнах
И служил человечьей гордыне,
      И не встретил неведомый час –
От Себя отстранит Он сурово,
      Словно отроковиц неразумных,
И врата не откроет, и скажет:
      – Кто же вы? Я не ведаю вас.
 
 
 
                Х
 
 
         Жаждал, и вы напоили Меня.
                               Матфей, 25:35
 
      В выцветшем рубище, хранящем
Пламенную пыль Палестины
И брызги Галилейского моря,
С терпентиновым посохом в деснице
Пришел Он – и взором прикоснулся
К вашим судьбам, сердцам и храмам,
      Жаждал – и вы напоили Его
Смехом, презреньем – и сомненьем
Призванных принять Его и встретить.
 
      В талесе равви и пророка,
Реющем по ветру и объявшем
Ваши истины, города и стоны,
Пришел Он, смывая коросту
С глаз и душ, коснеющих во мраке,
      Жаждал, и вы напоили Его
Уксусом из губки на Голгофе,
Вином в Кане – и кровью тысяч,
За Него пролитой – а Он ведь
Милости хотел, а не жертвы.
 
      В одеянии Сына и Света,
В хитоне спасения и славы,
Протянутом, как ветвь избавленья,
Мытарям, разбойникам, блудницам,
Пришел Он – воскресший, смерть поправший,
      Жаждал – и вы напоили Его
На Фаворе апостольским смятеньем
И мир поднесли Ему, как чашу
Со слезами раскаянья и веры –
И Он отразил в ней лик надмирный
И о ней не сказал: – Да минует...
                
         
 
 
                                          XI
 
 
          Многие же постилали
          одежды свои по дороге.
                              Марк, 11:3
 
Многие хлеб преломили и замерли на пороге,
И от хвороб и услад на час оторвали плоть.
      Многие постилали одежды свои по дороге
И восклицали: – Благословен Господь!
Теснились пышные мантии и ветошь – заплата к заплате –
А Он не только воздетой дланью Своей –
Даже тенью, даже копытом осляти
Не прикоснулся к ней.
 
Книжники разбредались по строчкам хроник и логий,
Лишь бы не думать, что сердце без веры мертво.
      Многие постилали одежды свои по дороге
И собирали пыль, задетую тенью Его.
Но ни крупинки на них не пристало и не осталось:
Слишком много гордыни виссоном вплелось в хитон,
Слишком много скверны вцепилось в талес –
И это отринул Он.
 
Клонились римские боги. Пилат сутулился в тоге,
Час приближался – и парки обрывали и пряли нить.
      Многие постилали одежды свои по дороге,
Но лишь немногие душу удостоились постелить.         
И Он проехал сквозь вайи и величальные клики,
Благословляющей милостью размыкая уста.
И люди дивились свету в очах Его и на лике –
А это был свет Креста.
 
 
 
                                           XII
 
 
          Говорят Ему: – Все ищут Тебя.
                               Марк, 1:37
 
            Ученики пришли к Нему в волнении
       И говорят: – Тебя все ищут, Господи,
       Хотят припасть к стопам Твоим и мантии,
       Следы Твои целуют, жаждут слов Твоих,
       И даже кровлю над Твоим пристанищем
       Раскрыли, чтоб спустить постель с расслабленным
       К Тебе – и Ты молитвой исцелил его.
 
            Под мирной сенью сада Гефсиманского
       С учениками тихо Он беседовал,
       Но прибежали люди в изумлении
       И говорят: – Тебя все ищут, Господи –
       И воины по воле прокуратора,
       И дерзкие рабы первосвященника!
       Они хотят схватить Тебя, о Господи,
       И для Тебя давно уж приготовили
       Неправый суд, и казнь, и поругание.
 
             И на Голгофу в багрянице Он взошел,
        И крест вознес над миром истомившимся,
        Где на путях надежды и отчаянья
        В трудах о хлебе, славе и спасении,
        И в безднах душ людских, и в книжной мудрости
        Из века в век Тебя все ищут, Господи,
        И засевают души добрым семенем,
        И пожинают добрый плод, и плевелы –
        Но непосилен крест и тяжек путь к Тебе,
        И жажда не скудеет, ибо Ты сказал,
        Что много званных есть, но мало избранных...
              Так как же стать нам избранными, Господи!?
 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка