Алексрома
Котка* Шредингера под катком объективизма

ответ на комментарий Сергея Фролова к статье "Кошка Шредингера в прошлобудущем"

    Рыбки семейства кошачьих и прочая туфта

Для начала, раскрою небольшой секрет: наше с Сергеем обсуждение статьи о котке началось еще до того, как она была написана. В конце ноября мы сидели с ним в уютном нью-йоркском кафе в Гринвич-Вилладж, за окнами нудно моросил мелкий дождь, а мы потягивали горячий каппучино и живо переговаривались на околонаучные философские темы, почти как Альберт с Нильсом в старые добрые времена. Я излагал свои бредовые идеи, а Сергей с доброй улыбкой лирического физика кивал мне в ответ, давая понять, что с научной точки зрения все это полная туфта (Сергей Фролов, кстати сказать, один из основоположников Туфтологии), но вру я красиво. Позднее он признался мне, что и сам грешил выведением новой породы рыбки по имени Кванта. Мы явно испытывали друг к другу взаимный интерес: его как ученого интересовало, какого икса я со своим гуманитарным образованием лезу в науку, а меня волновало, почему он, будучи серьезным ученым, с готовностью выслушивает мои дилетантские бредни в стиле одиозных "писем трудящихся в Академию наук", и не только выслушивает, но и подбадривает меня своими благожелательными комментариями. Именно в тот вечер мне пришло в голову, что, возможно, ученым и метафизикам только кажется, что они идут разными путями, а в действительности они грызут гранит естествознания во встречных направлениях, и когда-нибудь встретятся на полпути и протянут через образовавшуюся брешь друг другу руки в приветственном пожатии.

    Все квантовые кошки серы - но одна всегда серее всех других

После такого предисловия, я думаю, читатели меня простят, если я не отвечу на заманчивое предложение Сергея поучаствовать в эксперименте, в ходе которого меня поселят в "милый домик", где меня будут кормить, развлекать и всячески ублажать. А на теорию пи-сдвига я уже, собственно говоря, ответил, переименовав кота/кошку в "котку". Остановлюсь лишь на главном "убойном" аргументе, который мне вновь и вновь приходится слышать с разных сторон в связи с моей гипотезой прошлобудущего:
 

 "Система, измеряемая сознанием человека, имеет настолько большие размеры, что когерентость в ней ... нарушена изначально, и сознание человека никак не может участвовать в декогеренции, то есть влиять на выбор состояния посредством его измерения.
...

Утверждение предыдущего абзаца легко подтверждается существованием той самой "объективной реальности – когерентного бессознательного", явления, которое Алексрома лишь обозвал, но не рассмотрел, поскольку его теории оно мешает. А именно, за подбрасыванием монеты может наблюдать десять, сто, миллион человек, сознание каждого при этом будет измерять какой стороной выпала монета. Все они, однако, увидят одно и то же".

Что можно сказать в ответ на это?

Во-первых, измерение всегда субъективно в том смысле, что предполагает наличие субъекта, его осуществляющего. Без участия человека в природе происходит стихийное взаимодействие объектов, но никаких "измерений" там происходить не может по определению, поскольку измерение - это волевой акт сопоставления параметров изучаемой системы с эталонными величинами. Если мы установим измерительный прибор и оставим его работать в автоматическом режиме, произведенные им измерения не будут иметь никакого смысла, пока мы их не зарегистрируем в своем сознании и не осмыслим. Таким образом, измерение неразрывно связано с осознанием его результатов, и вопрос сводится к тому, на каком этапе происходит декогеренция - в момент взаимодействия измерительного инструмента с объектом или в момент регистрации результатов взаимодействия сознанием. В повседневной жизни этот вопрос снимается де-факто, поскольку в подавляющем большинстве случаев инструментом измерения выступает непосредственно само сознание.

Во-вторых, объективная реальность познается нами в ощущениях, а ощущения складываются из результатов "измерений", осуществляемых нашими органами чувств. Реальность "объективна" в  силу того, что эти результаты с незначительной степенью отклонения одинаковы для всех субъектов. Откуда происходит одинаковость результатов? Прежде всего, люди как представители одного вида живых существ наделены одними и теми же органами чувств. Очевидно, реальность организмов, населяющих вместе с нами Землю, но обладающих отличным от нашего телом и наделенных другими сенсорными способностями, существенно отличается от нашей в силу того, что их сознание (если допустить наличие такового) регистрирует иной набор раздражительных импульсов, поступающих от внешних объектов. Однотипность органов чувств отдельных индивидов, однако, не объясняет существование сингулярно-коллективной реальности, ибо не предопределяет их бессознательной когерентности, то есть не дает ответа на вопрос, поставленный Сергеем Фроловым: "Почему когда за подбрасыванием монеты наблюдают десять, сто или миллион человек, все они увидят одно и то же?"

Представьте себе толпу людей, наблюдающих за подбрасыванием монеты. Каким бы большим ни было это сборище, всегда кто-то увидит падение монеты первым. Более того, чем больше участников наблюдения, тем больше разброс во времени регистрации события. В этом, вероятно, и кроется ответ на каверзный вопрос объективистов. "Самый наблюдательный" зарегистрирует результат первым, все остальные зарегистрируют не сам результат, но регистрацию результата "самым наблюдательным". Как гласит народная мудрость, кто поспел, тот и съел. Суперпозицию нарушает кто-то один, все другие регистрируют факт нарушения.

Котка Шредингера на редкость живуча: попав под каток объективизма, она не только не плющится, но и приобретает новые грани. В конечном итоге, дело даже не в том, верна ли теория квантовой мехники, но в том, как она влияет на наше мировоззрение: история человечества знает множество концепций, получивших в свое время широкое распространение и оказавшихся впоследствии ошибочными, но успевших оставить след в мировосприятии нескольких поколений. Для начала вспомним, чем отличается квантовая физика от классической:

- квантовая теория описывает вероятностные результаты измерений;

- не существует заранее установленной предопределенности того, что в конце эксперимента будет получен один единственный результат;

- инструмент измерения воздействует на систему, изменяя ее непредсказуемым образом.

Несмотря на заложенную в нее неопределенность, квантовая теория за сто лет своего существования укрепилась в качестве практического инструмента и основы понимания физического устройства микромира. Более того, прогресс общественных отношений за прошедший век мистическим образом продвигался в направлении соответствия квантовым принципам когерентности. XX век - эпоха всеобщего равенства: раноправия полов и рас, равных прав всех народов, равных возможностей для всех и равного доступа всех ко всему.

К концу 20-х годов квантовая теория в основном сложилась, и к этому же  времени большинство западных стран законодательно оформили предоставление равных прав всем своим гражданам. Общество стало постепенно переходить в суперпозицию когерентных состояний, развиваясь в направлении стирания различий между слугами и хозяевами, мужчинами и женщинами, гениями и умственно отсталыми. Отчаянная, истеричная попытка вывести цивилизацию из состояния суперпозиции была предпринята немецкими нацистами. В 1933-м году австрийский физик Эрвин Шредингер получил совместно с Полем Дираком Нобелевскую премию за достижения в разработке квантовой теории, и в том же году его соотечественник Шикльгрубер стал рейхсканцлером Германии. В 1935 году Шредингер поставил свой мысленный эксперимент с коткой и баллончиком с ядовитым газом - и словно в ответ на это в то же время сотрудник немецкой химической компании "ИГ Фарбен" Шрадер (!)** изобрел пестицид Табун, разновидность которого вошла в историю как удушающий газ Zyklon-B, широко использовавшийся в лагерях смерти. В отличие от черного ящика Шредингера, в котором котка погибала с вероятностью 50 процентов, уничтожение людей в газовых камерах производилось с гарантией, приближавшейся к ста процентам.

Забегая вперед, надо заметить, что судьба котки Шредингера в Интернете оказалась более счастливой: она обрела вечную жизнь благодаря политкорректным американцам, которые, во-первых, целомудренно избегли упоминания о ядовитом газе, заменив его на некое "дьявольское устройство" с использованием "маленького флакончика с цианистым калием", а во-вторых, устроили виртуальный эксперимент по разрушению суперпозиции котки таким образом, что в ста случаях нажатия на кнопку, открывающую ящик, котка сто раз оказывается жива. Особо рьяные сторонники квантовой механики могут, приложив определенные старания, найти на том же сайте незадействованную картинку с надписью "The Cat Dies" - и далее: "Ты что, действительно хотел увидеть мертвого кота? Фу...".

Но вернемся к нашим коричневым баранам. Нацисты начали с измерения черепов - и закончили уничтожением носителей идей равенства, отрицающих превосходство одной нации над другой. Однако в мире, пропитанном квантовыми идеями равновероятностных состояний, фашизм был обречен. Не ницшеанский сверхчеловек, а квантианская суперпозиция правит современным миром. "Хоть истина мне друг, консенсус мне дороже" - примерно так можно выразить концепцию мировосприятия наших дней. Ни одна новая идея, ни одно научное открытие, ни одно произведение искусства, ни одно политическое решение не принимается обществом в качестве выдающегося достижения, пока не получит консенсусного одобрения большинства.

СЕРЫЙ КВАДРАТ 50:50

    Ответный бросок котки на каток

Во второй половине XX века ценой миллионных жертв удалось опустить механистического сверхчеловека с его культом "силы воли", бессознательно заимствованным из Ньютоновской физики, основанной на взаимодействии сил, до уровня серой когерентной массы с размешанными в равной пропорции черным и белым цветами, с ее "идеалом" всеобщего потребления и нивелированной поп-культурой. Безусловно, в таком мире жить уютно. Но не может человек наслаждаться гармонией цвета пасмурного дня! Возможно ли поднять серую массу до уровня сверхчеловека или коллективного сверхразума? Ответ вполне в духе квантовых времен: ДА и/или НЕТ. Мы не получим определенного ответа, пока не возьмемся за эту задачу.

Человек механистического мировоззрения, гордившийся своими способностями логического мышления, различал духовным зрением только черные и белые цвета: ДА или НЕТ. Кто не с нами, тот против нас. Что положено Юпитеру, то не положено быку. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Люди квантового восприятия реальности научились различать оттенки серого цвета. Кто не с нами, тот не против нас, пока он не приносит нам умышленного вреда. Что положено Юпитеру, то в оговоренных законом случаях положено и быку. Если гора не идет к Магомету, то Магомет имеет полное право не идти к горе, а послать ее подальше.

Хочется верить, что человек будущего будет интуитивно различать не только базисные квантовые состояния, но и всю гамму промежуточных состояний, образующих суперпозицию системы. Образно говоря, хорошо бы было нам различать не только оттенки серого цвета, но и всю бесконечно разнообразную палитру мира. Очевидно, только тогда мы увидим откровения, начертанные на вселенских скрижалях, которые сейчас скрыты от нас, как скрыты от дальтоников знаки, составленные из разноцветных пятен.

читать отзывы | писать отзывы

____________________

* В комментарии к статье  "Кошка Шредингера в прошлобудущем" Сергей Фролов справедливо заметил, что  английское слово "сat", как и немецкое "Katz", не содержит указания на пол животного, поэтому в мысленном эксперименте Шредингера имеется некая половая неопределенность: пол данного представителя семейства кошачьих пребывает в когерентном состоянии до тех пор, пока он не подвергнут прямому измерению. В связи с этимв настоящей статье подопытное животное Шредингера именуется "коткой".

** Cлог "ding", который выпал в данном случае из фамилии Шредингер, означает в немецком языке не что иное как "вещь" или "объект": Das Ding an sich - вещь в себе.