ответ на комментарий Сергея Фролова к статье "Кошка Шредингера в прошлобудущем"
Рыбки семейства кошачьих и прочая туфтаДля начала, раскрою небольшой секрет: наше с Сергеем обсуждение статьи о котке началось еще до того, как она была написана. В конце ноября мы сидели с ним в уютном нью-йоркском кафе в Гринвич-Вилладж, за окнами нудно моросил мелкий дождь, а мы потягивали горячий каппучино и живо переговаривались на околонаучные философские темы, почти как Альберт с Нильсом в старые добрые времена. Я излагал свои бредовые идеи, а Сергей с доброй улыбкой лирического физика кивал мне в ответ, давая понять, что с научной точки зрения все это полная туфта (Сергей Фролов, кстати сказать, один из основоположников Туфтологии), но вру я красиво. Позднее он признался мне, что и сам грешил выведением новой породы рыбки по имени Кванта. Мы явно испытывали друг к другу взаимный интерес: его как ученого интересовало, какого икса я со своим гуманитарным образованием лезу в науку, а меня волновало, почему он, будучи серьезным ученым, с готовностью выслушивает мои дилетантские бредни в стиле одиозных "писем трудящихся в Академию наук", и не только выслушивает, но и подбадривает меня своими благожелательными комментариями. Именно в тот вечер мне пришло в голову, что, возможно, ученым и метафизикам только кажется, что они идут разными путями, а в действительности они грызут гранит естествознания во встречных направлениях, и когда-нибудь встретятся на полпути и протянут через образовавшуюся брешь друг другу руки в приветственном пожатии.
Все квантовые кошки серы - но одна всегда серее всех других
После такого предисловия, я думаю, читатели меня простят, если я не отвечу на заманчивое предложение Сергея поучаствовать в эксперименте, в ходе которого меня поселят в "милый домик", где меня будут кормить, развлекать и всячески ублажать. А на теорию пи-сдвига я уже, собственно говоря, ответил, переименовав кота/кошку в "котку". Остановлюсь лишь на главном "убойном" аргументе, который мне вновь и вновь приходится слышать с разных сторон в связи с моей гипотезой прошлобудущего:
"Система, измеряемая сознанием человека, имеет настолько большие размеры, что когерентость в ней ... нарушена изначально, и сознание человека никак не может участвовать в декогеренции, то есть влиять на выбор состояния посредством его измерения.Что можно сказать в ответ на это?
...Утверждение предыдущего абзаца легко подтверждается существованием той самой "объективной реальности – когерентного бессознательного", явления, которое Алексрома лишь обозвал, но не рассмотрел, поскольку его теории оно мешает. А именно, за подбрасыванием монеты может наблюдать десять, сто, миллион человек, сознание каждого при этом будет измерять какой стороной выпала монета. Все они, однако, увидят одно и то же".
Во-первых, измерение всегда субъективно в том смысле, что предполагает наличие субъекта, его осуществляющего. Без участия человека в природе происходит стихийное взаимодействие объектов, но никаких "измерений" там происходить не может по определению, поскольку измерение - это волевой акт сопоставления параметров изучаемой системы с эталонными величинами. Если мы установим измерительный прибор и оставим его работать в автоматическом режиме, произведенные им измерения не будут иметь никакого смысла, пока мы их не зарегистрируем в своем сознании и не осмыслим. Таким образом, измерение неразрывно связано с осознанием его результатов, и вопрос сводится к тому, на каком этапе происходит декогеренция - в момент взаимодействия измерительного инструмента с объектом или в момент регистрации результатов взаимодействия сознанием. В повседневной жизни этот вопрос снимается де-факто, поскольку в подавляющем большинстве случаев инструментом измерения выступает непосредственно само сознание.
Во-вторых, объективная реальность познается нами в ощущениях, а ощущения складываются из результатов "измерений", осуществляемых нашими органами чувств. Реальность "объективна" в силу того, что эти результаты с незначительной степенью отклонения одинаковы для всех субъектов. Откуда происходит одинаковость результатов? Прежде всего, люди как представители одного вида живых существ наделены одними и теми же органами чувств. Очевидно, реальность организмов, населяющих вместе с нами Землю, но обладающих отличным от нашего телом и наделенных другими сенсорными способностями, существенно отличается от нашей в силу того, что их сознание (если допустить наличие такового) регистрирует иной набор раздражительных импульсов, поступающих от внешних объектов. Однотипность органов чувств отдельных индивидов, однако, не объясняет существование сингулярно-коллективной реальности, ибо не предопределяет их бессознательной когерентности, то есть не дает ответа на вопрос, поставленный Сергеем Фроловым: "Почему когда за подбрасыванием монеты наблюдают десять, сто или миллион человек, все они увидят одно и то же?"
Представьте себе толпу людей, наблюдающих за подбрасыванием монеты. Каким бы большим ни было это сборище, всегда кто-то увидит падение монеты первым. Более того, чем больше участников наблюдения, тем больше разброс во времени регистрации события. В этом, вероятно, и кроется ответ на каверзный вопрос объективистов. "Самый наблюдательный" зарегистрирует результат первым, все остальные зарегистрируют не сам результат, но регистрацию результата "самым наблюдательным". Как гласит народная мудрость, кто поспел, тот и съел. Суперпозицию нарушает кто-то один, все другие регистрируют факт нарушения.
Котка Шредингера на редкость живуча: попав под каток объективизма, она не только не плющится, но и приобретает новые грани. В конечном итоге, дело даже не в том, верна ли теория квантовой мехники, но в том, как она влияет на наше мировоззрение: история человечества знает множество концепций, получивших в свое время широкое распространение и оказавшихся впоследствии ошибочными, но успевших оставить след в мировосприятии нескольких поколений. Для начала вспомним, чем отличается квантовая физика от классической:
- квантовая теория описывает вероятностные результаты измерений;
- не существует заранее установленной предопределенности того, что в конце эксперимента будет получен один единственный результат;
- инструмент измерения воздействует на систему, изменяя ее непредсказуемым образом.
Несмотря на заложенную в нее неопределенность, квантовая теория за сто лет своего существования укрепилась в качестве практического инструмента и основы понимания физического устройства микромира. Более того, прогресс общественных отношений за прошедший век мистическим образом продвигался в направлении соответствия квантовым принципам когерентности. XX век - эпоха всеобщего равенства: раноправия полов и рас, равных прав всех народов, равных возможностей для всех и равного доступа всех ко всему.
К концу 20-х годов квантовая теория в основном сложилась, и к этому же времени большинство западных стран законодательно оформили предоставление равных прав всем своим гражданам. Общество стало постепенно переходить в суперпозицию когерентных состояний, развиваясь в направлении стирания различий между слугами и хозяевами, мужчинами и женщинами, гениями и умственно отсталыми. Отчаянная, истеричная попытка вывести цивилизацию из состояния суперпозиции была предпринята немецкими нацистами. В 1933-м году австрийский физик Эрвин Шредингер получил совместно с Полем Дираком Нобелевскую премию за достижения в разработке квантовой теории, и в том же году его соотечественник Шикльгрубер стал рейхсканцлером Германии. В 1935 году Шредингер поставил свой мысленный эксперимент с коткой и баллончиком с ядовитым газом - и словно в ответ на это в то же время сотрудник немецкой химической компании "ИГ Фарбен" Шрадер (!)** изобрел пестицид Табун, разновидность которого вошла в историю как удушающий газ Zyklon-B, широко использовавшийся в лагерях смерти. В отличие от черного ящика Шредингера, в котором котка погибала с вероятностью 50 процентов, уничтожение людей в газовых камерах производилось с гарантией, приближавшейся к ста процентам.
Забегая вперед, надо заметить, что судьба котки Шредингера в Интернете оказалась более счастливой: она обрела вечную жизнь благодаря политкорректным американцам, которые, во-первых, целомудренно избегли упоминания о ядовитом газе, заменив его на некое "дьявольское устройство" с использованием "маленького флакончика с цианистым калием", а во-вторых, устроили виртуальный эксперимент по разрушению суперпозиции котки таким образом, что в ста случаях нажатия на кнопку, открывающую ящик, котка сто раз оказывается жива. Особо рьяные сторонники квантовой механики могут, приложив определенные старания, найти на том же сайте незадействованную картинку с надписью "The Cat Dies" - и далее: "Ты что, действительно хотел увидеть мертвого кота? Фу...".
Но вернемся к нашим коричневым баранам. Нацисты начали с измерения черепов - и закончили уничтожением носителей идей равенства, отрицающих превосходство одной нации над другой. Однако в мире, пропитанном квантовыми идеями равновероятностных состояний, фашизм был обречен. Не ницшеанский сверхчеловек, а квантианская суперпозиция правит современным миром. "Хоть истина мне друг, консенсус мне дороже" - примерно так можно выразить концепцию мировосприятия наших дней. Ни одна новая идея, ни одно научное открытие, ни одно произведение искусства, ни одно политическое решение не принимается обществом в качестве выдающегося достижения, пока не получит консенсусного одобрения большинства.
СЕРЫЙ КВАДРАТ 50:50
Ответный бросок котки на каток
Во второй половине XX века ценой миллионных жертв удалось опустить механистического сверхчеловека с его культом "силы воли", бессознательно заимствованным из Ньютоновской физики, основанной на взаимодействии сил, до уровня серой когерентной массы с размешанными в равной пропорции черным и белым цветами, с ее "идеалом" всеобщего потребления и нивелированной поп-культурой. Безусловно, в таком мире жить уютно. Но не может человек наслаждаться гармонией цвета пасмурного дня! Возможно ли поднять серую массу до уровня сверхчеловека или коллективного сверхразума? Ответ вполне в духе квантовых времен: ДА и/или НЕТ. Мы не получим определенного ответа, пока не возьмемся за эту задачу.
Человек механистического мировоззрения, гордившийся своими способностями логического мышления, различал духовным зрением только черные и белые цвета: ДА или НЕТ. Кто не с нами, тот против нас. Что положено Юпитеру, то не положено быку. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Люди квантового восприятия реальности научились различать оттенки серого цвета. Кто не с нами, тот не против нас, пока он не приносит нам умышленного вреда. Что положено Юпитеру, то в оговоренных законом случаях положено и быку. Если гора не идет к Магомету, то Магомет имеет полное право не идти к горе, а послать ее подальше.
Хочется верить, что человек будущего будет интуитивно различать не только базисные квантовые состояния, но и всю гамму промежуточных состояний, образующих суперпозицию системы. Образно говоря, хорошо бы было нам различать не только оттенки серого цвета, но и всю бесконечно разнообразную палитру мира. Очевидно, только тогда мы увидим откровения, начертанные на вселенских скрижалях, которые сейчас скрыты от нас, как скрыты от дальтоников знаки, составленные из разноцветных пятен.
____________________* В комментарии к статье "Кошка Шредингера в прошлобудущем" Сергей Фролов справедливо заметил, что английское слово "сat", как и немецкое "Katz", не содержит указания на пол животного, поэтому в мысленном эксперименте Шредингера имеется некая половая неопределенность: пол данного представителя семейства кошачьих пребывает в когерентном состоянии до тех пор, пока он не подвергнут прямому измерению. В связи с этимв настоящей статье подопытное животное Шредингера именуется "коткой".
** Cлог "ding", который выпал в данном случае из фамилии Шредингер, означает в немецком языке не что иное как "вещь" или "объект": Das Ding an sich - вещь в себе.