Татьяна АхтманВпечатление о жизни
(Философское эссе)Мне не являлся ангел, я не гнула вилки, не изрыгала огонь - мои чудеса обыкновенны. Так, сегодня утром пришли на ум привычные слова ”жить идеей”, и я вошла в берега, полные смысла этих слов. Словосочетание произвело на меня впечатление - чудесным образом уложилось в ту картину мира, которая проявляется перед “мысленным взором” (ещё одна чудесная находка). Слова - чудеса. Они производят впечатления на тех, кто воспринимает гармонию смысла и формы, как откровение.
Мир впечатляет человека: с помощью впечатлений - посредников - рассказывает о себе. Впечатления - метафоры мира - всплески информации, которые может принимать открытый миру - “имеющий уши” - живой человек. Человек воспринимает мир очень своеобразно. И, должно быть, мир воспринимает человека по-своему. Диалог, если он есть, происходит на языке, который, видимо, нельзя вычленить из контекста и воспроизвести в одностороннем порядке, как бы не оснащался человек техникой, как бы не абстрагировался. Это язык информационной совместимости - на уровне живого компромисса, упакованного во впечатления.
Как воспринимает впечатления человек? Я не о биологии. Животное тоже ведёт с миром чувственный диалог. Я говорю о данности, наиболее трудно поддающейся определению - о душе. “Она” - не только чувства, разум, интуиция, внутренний голос, но, совмещая все эти понятия, превосходит их, соотнося между собой и внешним миром, который, может быть именно благодаря “ей”, только условно может быть назван “внешним”. Душа соотносит человека с миром, направляя его “в себя” - в некую центральную для его личности точку мироздания, где сосредоточено его “Я“ и где его жизнь складывается наиболее гармонично. Эта точка не статична - это не детский кубик и не кубик Рубика, хотя… некая аналогия возможна… особенно в части человеческих способностей владения этой игрушкой. Почему-то люди легко признают, что не умеют складывать кубик, но с трудом - что не умеют складывать свою жизнь.
Думаю, жизнь человека - это явление “собирания себя”, когда он собирает себя наподобие “кубика-рубика” - организует себя таким образом, что весь мир помещается в нём, оставаясь свободным - так, что исчезает условность грани между ”внешним и внутренним”. Но это не смешение, не растворение личного сознания во вселенском, когда подробности на расстоянии вытянутой руки теряют смысл - не отречение “нирваны”. Скорее, это уравновешенность. Мир предметов и страстей не кажется ”низким и презренным”, а мир идей - “возвышенным и прекрасным” - или наоборот - они уравновешены и человек не живёт только идеей или только земными заботами - не противопоставляет их. Идеи - такая же её реальность жизни, как и их воплощения.
Человек с разорванным сознанием - гибнущий и страдающий - вынужден цепляться за случайно подвернувшийся обломок реальности, чтобы спастись. Им может стать идея, может - идол, другой случайный человек или явление, на которое он возлагает все свои надежды на спасение. Часто человеку достаётся даже не крупица реальности, а иллюзия - фантом, возникший как ложное впечатление, и не несущий в себе реальной информации. Спасение может видеться в небе, может - в земной суете, но чаще всего меркнущее сознание спасается на обломке крушения, похожем на крест - яркий символ дисгармонии человека, его небес и земли, сцепившихся в непримиримой схватке.
Разорванность кричит о себе сверхвпечатлением крестной муки. Распятие - образ разорванности. Сверхвпечатление молит о спасении, но реальном - не “образе спасения”. Иллюзорный фантом символического воскрешения через иную личность, пусть даже сверхличность, не ведёт к спасению. Нельзя спастись через иного - нельзя живому человеку быть не в своей жизни. Существование не в своей жизни - данность другого явления - за рамками человека, как личности, обладающей свободным разумом.
Образ Бога-Человека, его спасения и воскрешения - символ исхода. Но реальный исход возможен только через себя - через усилия своей души, своего разума, психики, тела - всего себя во всей своей многомерности, которая и есть Мир.
Для меня принятие данности – и есть Любовь, спасающая Мир… Любовь - принятие реального – «Божьего» - мира - во всех его воплощениях - духовных и телесных. Любовь не может быть высокой и низкой, как не может быть высоким и низким любое явление реальности, любое проявление жизни.
Мерой можно мерить то, что сопоставимо с ней, но не то, что само по себе мера - что “само в себе” - самодостаточно и свободно от условных эталонов, необходимых там, где нет естественных пределов.
Бог читает в сердцах людей – каждый человек производит на мир впечатление, которое может быть услышано - воспринято миром, как голос личности, способной на свободный диалог. Как ведётся диалог? О чём он? Должно быть, о жизни, о Мире, о добре и зле - о реальности, общей для всех, о страдании разорванности и о милосердии. Впечатления могут быть тревожными или нести радость - о том, что есть свободная личность, стремящаяся к гармонии. Человек может быть враждебен миру или дружественен к нему по «общему впечатлению» - вектору его помыслов и поступков. И мир, как некая данность, которая складывается у личности из впечатлений о стихиях, космосе, земле с её живой и неживой природой, одухотворённой и нет - несёт о себе впечатления враждебные и дружественные - всем и каждому в меру его усилий слышать, осознавать и складывать вектор жизненного пути, ведущего к себе.
Жизнь - путь к себе.
Смысл жизни - в пути к себе. Это движение возможно только в любви - в принятии Мира, как добра - его данности, как своего блага... - в стремлении к гармонии с Миром, как с собой. Любовь - в милосердии к Миру - в стремлении к компромиссу с ним, как к собственному счастью, когда исчезает трагический смысл у впечатления под названием “одиночество”. Я - один, но я - весь мир. Смысл моей жизни - собрать себя и значит собрать мир, и смысл жизни каждого человека - собрать мир. Такова реальность и принятие её понимаю как любовь: любовь к миру, другому человеку, стихии или к себе. Спасение через любовь - через осознание реальности бытия - согласие с ней, как с данностью. Спасение - на пути от разорванности - к себе. Собирая себя, человек собирает мир и в этом заключается высшее милосердие.
В пересечениях информационных потоков трудно сориентироваться, если довериться логике. Логика хороша в ограниченной области - там, где работают аксиомы, но бессильна в мире, где вместо аксиом - впечатления. Понимание этой данности - необходимое условие для любых логических построений.
Думаю, существует некая иерархия впечатлений, соотносящихся по жизненной важности на мировом - системном уровне. Вернее, не самих впечатлений, а порождающих их явлений. Мир открывает себя спонтанно или в соответствие с неведомыми циклами, монологом или репликой в многоголосье. Похоже, что явление, известное под понятием “откровения” - есть нечто несравненно более ёмкое, чем просто впечатление - “сверхвпечатление” - квант концентрированной информации, наподобие того, как это устроено в компьютерной модели мира. “Откровения” высвечивают некий вектор относительно высших истин. Одно из наиболее впечатляющих описаний такого “чуда” известно из библейской истории о возникшем в огненных буквах пророчестве вавилонскому царю Вальтасару. Известно, что именно в этот период человеческой истории возникают центральные философские учения, близкие по смыслу, словно оплодотворённые одним откровением - одной идеей. Греческие мыслители, иудейские пророки, буддисты в Индии и даисты в Китае впечатляются идеей единого мира, и человека, одиноко несущего в себе мир. Словно свет молнии на мгновение осветил спрятанную во мгле реальность и какие-то люди сумели рассказать то, что успели увидеть. Отчего возникают такие молнии? Божественным усилием, направленным на благо мира? Разумным милосердием? Или это случайные искры, возникшие в информационных потоках? А может быть, глаза дьявола? Или яблоки с Дерева Познания? Впечатления, даже самые великие - явления многомерные и не извратив своей сути, не могут составить набора вечных ответов. Понимание этой данности - необходимое условие для любых пророческих построений. Аксиомы и впечатления не соперничают в информационном мире - соперничают их несостоятельные владельцы.Ни одна из существующих теорий, с которыми удалось мне познакомиться, не сумела удовлетворить меня. И я не видела, увы, людей, пребывающих в ясности вне рамок одномерности, как если бы человек, потеряв надежду собрать кубик Рубика, разорвал его на составные части и разложив их в ряд на столе, довольно сказал бы: “Теперь я сложил его”.
Мысль кружится, кружится, тщетно бьётся в тупиках одномерности. В чём смысл жизни? Что после смерти? Есть ли Бог? Кто Он? Видит ли Он человека, или человек абсолютно одинок в своём бытие, а в мире несёт некую зависимую функцию, наподобие элементов в электронном приборе…
Много лет и зим прошло… отцветает яблоня, зреют и падают в траву откровения. Творец уходит в себя - впивается в свой хвост, свиваясь в малахитовое кольцо - усилием раскаяния протягивает зрелое впечатление о жизни…
Ливна. август 98.
©2000 Татьяна Ахтман
e-mail: akhtman@hotmail.comчитать отзывы | писать отзывы