Предисловие к разделу
Где Веер, там должны быть и веяния. Как сказано в программе Вестника:
"Мы хотим добавить к ветру перемен, к ветру из будущего, свой
маленький веер, особо необходимый в духоте русской культуры, только
еще выходящей из столбняка 20 века".
Наша новая ежемесячная рубрика - Лаборатория Интеллектуальных Стилей (ЛИСт). Как есть дизайн пошивочных и носильных мод, так может быть и дизайн интеллектуально-экзистенциального стиля, цвет надежды, покрой языка, зона ближайших стилевых ожиданий и возможностей.
Например:
- о чем в предстоящем месяце будет думаться, читаться, писаться, говориться;
- какие новые идеи и мотивы войдут в обращение и станут разменной
монетой интеллектуальный прений;
- какие имена и книги могут возродиться, найти новое толкование;
- какие общечеловеческие проблемы и коллизии потребуют внимания
и действия;
- какие профессии/занятия станут образцом подражания, источником новых
техник мышления и исследования;
- одним словом, куда будут перемещаться области высокого и низкого
давления в культуре, образуя стилевые ветра и поветрия.
В последнем выпуске каждого месяца мы будем предлагать элементы нового стиля для следующего месяца: темы для размышлений, ассоциативные ряды, меметические комплексы, философемы, моменты счастья, интеллектуальные соблазны - и даже названия тех произведений, которые в этот месяц могли б ы быть начаты Это новая разновидность месяцеслова: без знаков зодиака, без календарей святых, без политических дат и юбилеев - просто ЛИСт, перечень тем и сюжетов, на которых может концентрироваться мыслительный поиск.
Такие месяцесловы могут способствовать формированию подвижных интеллектуальных стилей на месте рухнувших объединительных идеологий. А то получается, что в массовой культуре господствуют моды, проносятся тайфуны, все говорят об одних и тех же хитах/ансамблях/поп-звездах и т.п. А в интеллектуальной среде - плюрализм вплоть до отчуждения, замкнутости и равнодушия. Понятно, что более тонкие культурные вкусы избегают массовых поветрий. Но как раз 21 в. и может повернуть вспять эту "пост" тенденцию к разобщению интеллектуалов, которые раньше сближались на почве идеологий. Вместо идеологий нужны какие-то более тонкие способы сближения - не сплочения, не прилегания, а хотя бы только касания. Есть большие эпохальные стили, которые берут тебя в крепкие объятия и ведут гурьбой на переделку мира, - и есть стили-касания. По определению Розанова, стиль - это место, куда Бог поцеловал вещь. Понятия и культурные предметы, предлагаемые на каждый месяц, - это и есть точки возможных касаний, "поцеуев", быстрых, ненавязчивых сближений, позволяющих нам осязать друг друга, удостоверяться в реальности себя и других - и вместе с тем не прилипать, не склеиваться намертво.
Тем более что электронная среда создает более резонансные способы распространения идей - и в то же время лишает их настойчивости прежних идеологий, которые вживляли идеи в реальность, делали их "материальной силой". Веерные стили - как быстрые включения-отключения электролиний, связанных общей сеткой энергопитания. Такие веерные включения-отключения имен, знаков, традиций постоянно происходят по всему пространству культуры, отчего в ней и возникает ритм мерцания, игра огней, приливы и отливы ночного свечения. Веерные стили разворачивают некий круг возможностей, куда приглашаются войти все желающие, - создают поля контакта и диалога, разбрасывают семена значений, знаки узнавания для тех, кто хотят быть узнанными.
Нас интересует эстетика и стилистика идей больше, чем их практическое содержание и воздействие на умы. Наше орудие не ветряная мельница, а всего лишь веер - маленький ручной инструмент для производства личного ветра, дуновений в собственное лицо.
Мы не будем давать месяцам названия стилей (типа "февраль - месяц экзистенциализма" или "май - месячник соцарта"), - напротив, стилям мы будем давать названия месяцев. Не "стиль февраля", а "стиль февраль". Иными словами, стиль не задается времени, а из него вырастает, им окрашивается. Стиль февраля по-разному может проявляться в философии, грамматике, политике, кино, науке.
Какие только имена не даются стилям: и "готика" (древние варвары), и "рококо" (раковина), и "дадаизм" ("лошадка"). Мы же даем стилям названия месяцев, в расчете на то, что ни один из них не потребует для себя целой эпохи, десятилетия, века, вечности, а продлится ровно месяц , с возможностью повторения через год.
За что мы любим февраль, или апрель, или август? За то, что они быстро проходят. И за то, что они повторяются. Такой способ прохождения-повторения позволяет грустить о "прошедшем мае" или мечтать о "наступающем июне", жалеть и желать, помнить и верить. Не лучше ли вместо одного стиля, который тянется десятилетия, иметь множество часто уходящихся и возвращающихся стилей? Причем в каждом возврате будут моменты и узнавания, и новизны. Февраль 2001 - в сокращении, Февраль-1 - будет отличаться от Февраля-2 или Февраля-44. Новое тысячелетие - тысячелетие быстро меняющихся стилей, которые именно в силу своего многообразия имеют тенденцию возвращаться, но чуть-чуть другими, как ни один февраль не похож на другой.
У недель и у годов нет имен - они слишком коротки или длинны, формальны или монументальны, чтобы обращаться к ним по имени. Именами мы называем дни и месяцы - они соизмеримы с нами и потому, подобно людям, имеют имена. День соотносим с состоянием души, с индивидуальным настроением. Есть настроение-понедельник и настроение-пятница. А месяц соотносим с состоянием культуры, с движением стиля. Поэтому пусть у нас будут стили размером в месяц - стиль февраль и стиль август. Возможно, они окажутся творчески щедрее, чем затянутые и перетянутые стили эпох и поколений, все эти измученные измы, которые, пережив себя, иссушают культуру. Если кто-то почувствует свою отчужденность от того или иного стиля, ему не придется проклинать свою жизнь за то, что пришлась "не на ту" эпоху. Он скоро дождется своего апреля или августа.
* * *
Присылайте нам свои идеи по поводу новых месячных стилей. Давайте вместе закладывать основы "месяцесловия" или "монатологии" (нем. Monat - месяц). Каким Вам видится стиль март, стиль апрель, стиль май? Какие стилевые элементы в литературе, кино, науке, общественной жизни, дружеском и семейном общении могут стать повесткой ближайших месяцев?
Михаил Эпштейн