ЛАБОРАТОРИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ  СТИЛЕЙ

     Предисловие к разделу


Где Веер, там должны быть и веяния. Как сказано в программе Вестника: "Мы  хотим добавить к ветру перемен, к ветру из будущего,  свой маленький веер, особо необходимый в духоте русской культуры, только
еще выходящей из столбняка 20 века".

 Наша новая ежемесячная рубрика - Лаборатория Интеллектуальных Стилей (ЛИСт).  Как есть дизайн пошивочных и носильных мод, так может быть и дизайн интеллектуально-экзистенциального стиля, цвет надежды,  покрой языка, зона ближайших стилевых ожиданий и возможностей.

 Например:
- о чем в предстоящем месяце будет думаться, читаться, писаться, говориться;
- какие новые идеи и мотивы войдут в обращение и станут разменной  монетой интеллектуальный прений;
- какие имена и книги могут возродиться,  найти новое толкование;
- какие общечеловеческие  проблемы и коллизии потребуют внимания  и  действия;
- какие профессии/занятия станут образцом подражания, источником новых техник мышления и исследования;
- одним словом, куда будут перемещаться области высокого и низкого давления в культуре, образуя стилевые ветра и поветрия.

 В последнем выпуске каждого месяца мы будем предлагать  элементы нового стиля для следующего месяца: темы для  размышлений, ассоциативные  ряды, меметические комплексы, философемы, моменты счастья,  интеллектуальные  соблазны - и даже названия тех произведений, которые в этот месяц могли б ы  быть начаты  Это новая разновидность месяцеслова: без знаков зодиака, без календарей святых, без политических дат и юбилеев - просто ЛИСт, перечень тем и сюжетов, на которых может концентрироваться мыслительный  поиск.

Такие месяцесловы могут способствовать формированию подвижных интеллектуальных стилей на месте рухнувших объединительных идеологий. А то получается, что в массовой культуре господствуют моды, проносятся тайфуны, все говорят об одних и тех же хитах/ансамблях/поп-звездах и т.п.  А в интеллектуальной среде  - плюрализм вплоть до отчуждения, замкнутости и равнодушия. Понятно, что более тонкие культурные вкусы избегают массовых поветрий. Но как раз 21 в. и может повернуть вспять эту "пост" тенденцию к разобщению интеллектуалов, которые раньше сближались на почве идеологий. Вместо идеологий нужны какие-то более тонкие способы сближения - не сплочения, не прилегания, а  хотя бы только касания. Есть большие эпохальные стили,  которые берут тебя в крепкие объятия и ведут гурьбой на переделку мира, - и есть  стили-касания.  По определению Розанова, стиль - это место, куда  Бог  поцеловал  вещь.  Понятия и культурные предметы, предлагаемые на каждый месяц,  - это и есть  точки возможных касаний,  "поцеуев",  быстрых, ненавязчивых  сближений, позволяющих нам осязать друг друга, удостоверяться в реальности себя и других - и вместе с тем не прилипать, не склеиваться намертво.

Тем более что электронная среда создает  более резонансные способы распространения идей - и в то же время лишает их  настойчивости  прежних идеологий, которые вживляли идеи в реальность, делали их "материальной  силой".   Веерные стили - как быстрые включения-отключения электролиний, связанных общей сеткой энергопитания. Такие веерные включения-отключения имен, знаков, традиций постоянно происходят по всему пространству культуры, отчего в ней и возникает ритм мерцания, игра огней, приливы и отливы ночного свечения.   Веерные стили разворачивают некий круг возможностей, куда приглашаются войти все желающие, - создают поля контакта и диалога,  разбрасывают семена значений, знаки узнавания для тех, кто хотят быть узнанными.

Нас интересует эстетика и стилистика идей больше, чем их практическое содержание и воздействие на умы.  Наше орудие  не ветряная мельница, а всего лишь веер - маленький ручной инструмент для производства личного ветра,  дуновений в собственное лицо.

Мы не будем давать месяцам названия стилей (типа "февраль - месяц  экзистенциализма" или "май - месячник соцарта"), - напротив, стилям мы будем давать названия месяцев. Не "стиль февраля", а "стиль февраль".  Иными словами, стиль не задается времени, а из него вырастает, им окрашивается. Стиль февраля по-разному может проявляться в философии, грамматике, политике, кино, науке.

Какие только имена не даются стилям: и "готика" (древние варвары), и "рококо" (раковина), и "дадаизм" ("лошадка"). Мы же даем стилям названия месяцев, в расчете на то, что ни один из них не потребует для себя целой эпохи, десятилетия, века,  вечности, а продлится ровно месяц , с возможностью повторения через год.

За что мы любим февраль, или апрель, или август? За то, что они быстро проходят. И за то, что они повторяются. Такой способ прохождения-повторения позволяет грустить  о "прошедшем мае" или  мечтать о "наступающем июне", жалеть и желать, помнить и верить.  Не лучше ли вместо одного стиля, который тянется  десятилетия, иметь множество часто уходящихся и возвращающихся стилей? Причем в каждом возврате будут моменты и узнавания, и новизны. Февраль 2001 - в сокращении, Февраль-1  - будет отличаться от Февраля-2 или Февраля-44.  Новое тысячелетие - тысячелетие  быстро  меняющихся  стилей, которые именно в силу своего многообразия   имеют тенденцию возвращаться, но чуть-чуть другими, как ни один февраль не похож на другой.

У недель и у годов  нет имен - они слишком коротки или длинны, формальны или монументальны, чтобы обращаться к ним по имени.  Именами мы называем дни и месяцы - они соизмеримы с нами и потому, подобно людям, имеют имена. День соотносим  с состоянием души, с индивидуальным настроением.  Есть настроение-понедельник и настроение-пятница.  А месяц соотносим с  состоянием культуры, с движением стиля. Поэтому пусть у нас  будут  стили  размером  в  месяц - стиль февраль и стиль август. Возможно, они окажутся творчески  щедрее, чем затянутые и перетянутые стили эпох и поколений,  все эти измученные измы, которые, пережив себя, иссушают культуру.  Если кто-то  почувствует свою отчужденность от  того  или  иного стиля, ему не придется проклинать свою жизнь за то, что пришлась "не  на  ту" эпоху. Он скоро дождется своего апреля или августа.

                            *   *   *

Присылайте нам свои идеи  по поводу новых месячных стилей. Давайте вместе закладывать  основы  "месяцесловия" или "монатологии" (нем. Monat - месяц). Каким Вам видится стиль март, стиль апрель, стиль май?  Какие стилевые элементы в литературе, кино,  науке, общественной  жизни, дружеском и семейном общении могут стать повесткой  ближайших  месяцев?

                                                                                                Михаил Эпштейн