ДАР СЛОВА #26
Проективный лексикон Михаила Эпштейна
19 марта 2001

                              Тема недели:  Футурологизмы
                                    (слова из будущего) #1.


Этот выпуск посвящается новым словам, обозначающим  такие предметы и явления, которых еще нет, но которые могут возникнуть в будущем.
 
                    Виртонавтика
                    Виртозал
                    Сюрреал
                    Космо-арт


Уже отмечалось (в выпуске #17), что в грамматической системе  русского языка есть перекос в сторону прошлого: 4 вида причастий прошедшего времени, два - настоящего и ни одного - будущего. Сходный перекос есть и в системе лексических категорий: выделяются два типа устаревших слов (историзмы и архаизмы), один тип  слов, обозначающих новые явления или по-новому обозначающих известные явления (неологизмы), - и не выделяется ни одного разряда слов, относящихся к будущему или возможному.  Эти слова, значения которых проецируются в будущее, мы и назовем футурологизмами.

Футурологизмы появлялись и раньше - некоторые из них впоследствии обрели свои реалии и  вошли в широкое употребление.  Таково,  например, слово "робот", изобретенное братьями Чапеками (писателем и художником) в 1920 г.; или слова "киберспейс" и "киберпанк" (cyberspace, cyberpunk),  введенные американским научным фантастом Уильямом Гибсоном в 1984 г.  Будущее последовало за этими "будесловиями" - появились роботы, киберпанки и то самое киберпространство, через которое мы сейчас общаемся. Такой посыл значений в будущее, которое может их воплотить, становится все более характерным для словотворчества 20 века, когда  история и техника вступают в "сговор" с самыми странными фантазиями и начинают их воплощать.

 В этом выпуске предлагается ряд футурологизмов на тему "виртуальная реальность", которые иллюстрируются отрывками (частично измененными и дополненными) из моей работы "Debut de siecle, или От Пост- к Прото-.  Манифест нового века" (Веер будущностей, ##7, 8; готовится к публикации в журнале "Знамя").  Впоследствии еще несколько выпусков будут отданы "словам из будущего". Читатели смогут сами оценить, насколько этим словам суждено жить,  насколько они соответствуют тем тенденциям технического и социального развития,  которые они пытаются предварительно, "вчерне" обозначить.

 В конце данного номера - попытка теоретического обоснования футурологизмов как особой лексической подсистемы языка.



                                  Тема: Виртуальная реальность

ВиртонАвтика - странствие, "плавание" по виртуальным мирам.

Наши теперешние нырки в компьютерный экран - это все равно как хождение босикомпо  пенной кромке океана.
У нас уже мокрые ступни, но мы еще понятия не имеем о том, что такое - плавать. Дальнейшее движение в виртуальный мир, виртонавтика,  предполагает исчезновение берега, т.е. самого экрана компьютера - и создание трехмерной  среды обитания,  воздействующей на все органы чувств.



ВиртозАл - зал для демонстрации трехмерных зрелищ,  место вхождения в виртуальные миры как произведения универсального искусства (см. космо-арт).

К концу 21-го века  кинозалов останется немного, примерно столько же,как граммофонов - в век компакт-дисков. Кинозалы будут  использоватьсятолько историками, киноведами и любителями старины для демонстрации двумерных, плоскостных фильмов. В целом же онибудут   вытесняться виртозалами - площадками для трехмерных изображений, создающих полную иллюзию вымышленных или исторических событий,  в которых зрители принимают участие наряду с актерами или деятелями прошлого.



СюрреАл - фрагмент  виртуального пространства,   обладающий полной психофизической достоверностью, как трехмерная реальность, и вместе с тем поддающийся управлению, как технический прибор.

В 21-ом веке разные части планеты покроются сюрреалами - как сейчас покрываются сериалами наши телеэкраны.  Это фрагменты инобытия, куски гиперпространства,  - величиною сначала в ящик, потом в комнату, дом, кинозал, точнее, виртозал, стадион, парк (виртолэнд),город и, наконец, целую страну  - перцептивно неотличимы от физического мира, хотя и имеют иные законы, точнее, предоставляют возможность выбора таковых. Инореальность 21-го или 22-го века психофизически достоверна и вместе с управляема: нажимаются кнопки левитации, уменьшения-увеличения объема, обхождения вокруг или вхождения внутрь другого существа, и т. д. Сюрреал можно наблюдать - но в нем можно и находиться, как внутри трехмерного кино. Сюрреал -объемно-подвижнаякартина, которая изнутри неотличима от реальности, с той разницей, что ее можно включить и выключить - войти  или выйти из нее (в теперешних условиях для этого требуется рождение или смерть).



Космо-Арт - искусство, обладающее всеми теми средствами воплощения, что и сама реальность (включая обонятельные и осязательные). Космо-арт воссоздает  фантазию художника в полной чувственной достоверности, которая делает ее создания неотличимой от объектов реального мира.
 

Со временем мы научимся создавать произведения не только изобразительного, или музыкального, или парфюмерного искусства, но обращенные сразу ко всем органам чувств, вплоть доосязания. Они будутстоль же универсальны по своей чувственной палитре, как и сама реальность. При этомвстанет вопрос: а не является ли сам космос произведением космо-арта? И тогда физика, биология и другие естественные науки заново сомкнутся с теологией и эстетикой, как это  было на ранних стадиях их развития. Физика - это не просто изучение структуры материального мира, но изучение законов той фантазии, мастерства, пластического языка, того божественного космо-арта, которое  создало этот мир как произведение универсального искусства.

---------------------------------------------------------------------------

О классификации лексических единиц по типу их бытования во времени

В настоящее время принято выделять три разряда слов по  лексическому признаку  "старое - новое":

Архаизмы - устаревшие по стилю слова, вытесненные из употребления  другими, синонимичными словами, например, "вотще" ("напрасно"), "очи" ("глаза"), "сей" ("этот"), "позор" (в значении "зрелище").

Историзмы - устаревшие по значению слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех явлений, которые они обозначали, например, "боярин", "опричник", "ямщик", "урядник", "нэпман", "ярлык" (в значении "письменный указ хана"). Они используются как термины в исторической науке,  а также в художественной литературе для воссоздания исторического колорита.

Этим двум разрядам устаревших слов в языке соответствует только один общепринятый разряд новых слов - неологизмы. К неологизмам, как правило, относят слова, созданные для обозначения новых явлений и воспринимаемые обществом как новые; например, когда-то были неологизмами такие слова, как "колхоз", "луноход",  "космонавт"; в наше время - "челночить", "ваучер", "совок", "путана".  К неологизмам относят и  стилистически новые слова, созданные с целью художественной выразительности, такие, как  "смехач" (В. Хлебников), "молоткастый" (В. Маяковский), "матьма" (А. Вознесенский), "махроть" (Д. Пригов).

В этой системе категорий, охватывающей слова по признаку устарелости-новизны, недостает по крайней мере одной категории: слова, которые обозначают еще не существующие явления.  Такие слова,  которые относятся к возможному будущему, я предлагаю называть футурологизмами, а  если воспользоваться русскими корнями, то будесловиями.  Отношение слова и явления (означающего и означаемого) у футурологизмов  принципиально иное, чем  у других неологизмов., которые относятся к настоящему, обозначают недавно возникшие явления или по-новому обозначают известные явления. Футурологизмы - это слова, которые предшествуют самим явлениям, как бы опережают их, а возможно и предвещают их, формируют те понятия,  из которых в свою очередь могут формироваться сами явления. Среди  лексических категорий футурологизмы в какой-то степени симметричны историзмам, указывая, соответственно, на  реалии, которых еще нет или уже нет. Соотношение между словом и реалией противоположно: историзмы - это слова, которые уходят из языка вслед за реалиями, а футурологизмы -  это слова, которые предшествуют возможным реалиям.

Возможно, футурологизмы должны составить один из трех разрядов неологизмов, т.е. новых слов в широком смысле, куда должны войти по крайней мере еще два разряда: актуализмы, означающие новые, текущие,   ранее неизвестные явления (типа "компьютер" или "нейлон");
и экспрессизмы, обозначающие новые слова, созданные с целью художественной выразительности (типа
"смехачи" и "времыши" у Хлебникова).  [1]

    Термин "актуализм", на мой взгляд, хорошо передает  не только отнесенность  неологизмов этого типа к новому в настоящем, но и относительность их  новизны, которая исчезает со временем. Актуализмы по мере их обживания в языке перестают быть актуальными, переходят в разряд обычных, общеупотребительных, стилистически не отмеченных слов  ("компьютер", "космонавт")  -  либо даже в разряд историзмов.  Такова, например, судьба многих "советизмов" (типа "чрезвычайка", "комбед", "нэпман"), которые за несколько лет проделывали путь из актуализмов в историзмы.

    По контрасту, футурологизмы можно было бы назвать  "потенциализмами": они обозначают потенциально возможные явления, в отличие от "актуализмов", обозначающих актуально существующие новые явления.
Пара "актуализм" - "потенциализм" выглядит терминологически более корректной, и причина, по которой я все-таки предпочитаю  термин "футурологизм"  - в том, что он легче запоминается и не несет ассоциаций с "потенцией", "импотенцией" и прочими терминами иного ряда.

Различие между этоми тремя разрядами неологизмов приблизительно соответствует трем основным компонентам значения слова: референтному (конкретно-предметному), денотативному (обобщенно-концептуальному) и коннотативному (экспрессивно-оценочному). Актуализм - это неологизм, указывающий на новый предмет или явление (референт). Футурологизм -  это неологизм, указывающий на новое понятие, концепцию, идею, фантазию, которая потенциально существует в сфере мысли, но еще не нашла (а может и вообще не найти) своего воплощения. Экспрессизм - это неологизм, в котором новой является именно экспрессия и ее стилевое выражение, тогда как предметно-референтная и понятийно-денотативная новизна может отсутствовать.

На данном этапе важно не столько создать законченную классификацию новых слов, сколько показать разнообразие тех смысловых типов и временных ориентаций, которые скрываются под общей категорией "неологизмы".

--------------------
[1]    Известный исследователь поэтического языка и стиля  В. П. Григорьев использовал термин "экспрессема", чтобы обозначить слова  в их особой поэтически-выразительной функции (например, "ветер" у Блока и Пастернака). Мы предлагаем термин "экспрессизм", чтобы обозначить именно и только новые слова, создаваемые с этой целью.
В современной лексикологии этот разряд художественных неологизмов часто называют  - на мой взгляд, неудачно - "окказионализмами", как будто они  образуются "к случаю", "по оказии". На самом деле  словотворчество и составляет основную цель и причину появления данных "самоценных" слов (типа "творяне" у Хлебникова) . Заметим, что, в отличие от актуализмов, лексическая новизна которых исчезает, экспрессизмы, как правило, навсегда остаются в  ранге неологизмов и продолжают нас удивлять и казаться новыми  в силу своей художественной выразительности и необычности.



Как всегда, жду ваших отзывов, замечаний и предложений новых слов:
russmne@emory.edu
Михаилу Наумовичу Эпштейну

Все интересные материалы по мере накопления будут появляться в Читательских выпусках "Дара".