ТЕХНОСОФИЯ

Михаил Эпштейн

                                      Техника - от греч. techne,
                                искусство, умение, ремесло.

                                     София - от греч. sophia,
                                мудрость, знание, умение.


Технософия  (technosophy)  -   одна из софийных дисциплин, изучающая "мудрость" техники. Одновременно это и духовная сторона техники как предмет изучения и практического воплощения. Технософия раскрывает связь  техники с иными планами бытия, которые трактуются метафизикой, теологией, мистикой,  софиологией. Технософия не есть просто философия техники, как один из тематических разделов философии; это теоретическая и практическая попытка соединить "техно" и "софию", сумму теологии  с суммой технологии.

...Долгое время я жил в Москве в Донском проезде (тогда - ул. Елены Стасовой), в доме, который подъезом выходил к  Донскому монастырю, а задним двором прилегал к заводу "Красный пролетарий". Меня всегда тревожила несовместимость этих мест, между которыми был зажата наша блочная восьмиэтажка:   редкий колокольный звон с одной стороны - и  частый стальной лязг  с другой  ("Красный Пролетарий" сообщался  одноколейкой  с близлежащим заводом им. Орджоникидзе). И витал в воздухе вопрос: могут ли завод и церковь найти общий язык и звучать в лад друг другу...

                                                1.

Если сопоставить понятия "техники" и "софии", или "технологии" и "софиологии", как они обычно представлены в энциклопедиях, вообще в  системе знания и классификации наук,  то между ними практически нельзя найти ничего общего. Мы приведем по два определения техники и софии из  современных энциклопедий.

1. 1. Техника  - "совокупность средств человеческой жизнедеятельности, создаваемых для осуществления процессов произодства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья" (Российский энциклопедический словарь, М., Большая российская энциклопедия, 2000, т. 2, с.1570).

1.2. Техника - "система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника... образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд, составляет материальный базис каждой  общественной формации" (Философский энциклопедический словарь, М. Советская энциклопедия, 1989, с. 654).

 2.1. "София - в русской религиозной философии (софиологии) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное в Боге и является символом тайны мира. Изображается на иконах в основном сидящей на огненном троне между Святой Девой Марией и Иоанном Предтечей, с пылающими крыльями и огненного цвета ликом"  (Философский энциклопедический словарь, М. Инфра, 1998, с. 427).

2.2. "Софиология - учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов конца 19 - начала 20 веков, вобравшее в себя как элементы церковного предания, так и гностицизма, каббалы, еврейской мистики" (Русская философия. Словарь, под ред. М.А. Маслина. М., Республика, 1995, с. 465).

Из всех этих определений трудно заключить, что софия и техника имеют хоть какие-то точки соприкосновения. "Женственное в Боге" - и "материальный базис общественной формации";  "опредмечивание трудовых функций" - и "сидящая на огненном троне"... Эти понятия кажутся  взаимно не переводимыми.

                                                2.

Техника определяется обычно как совокупность приборов, орудий, машин, служащих для повышения эффективности производства и для практического преобразования материальной среды в интересах человеческого благосостояния. Однако такое функциональное определение техники в рамках экономической целесообразности отражает примитивные этапы ее развития (включая индустриальный, который завершился совсем недавно). Технику никак нельзя отождествлять с механикой. Усложнение постиндустриальной  техники все более связывает ее напрямую с интеллектуальной и духовной деятельностью человека, его прорывами за грань материального мироздания. Техника становится орудием мышления в его поиске  информационных и спиритуальных основ мироздания.

Теперь мы понимаем, что техника - это не сталь и мазут,  не "бездушные", "давящие"  механизмы, как подсказывают нам детские  впечатления индустриального века. Техника - это мысль и чувство, которые царят уже не только в нашем мозгу и теле, но и со скоростью света или звука распространяются  вокруг нас и между нами.

Постиндустриальная техника имеет дело с мыслью и числом, словом и духом - это техника средств сообщения и передвижения, техника одухотворения материи и сближения ее с нашим внутренним "я". Это  создание глубинных связей между между "я", "ты" и "он",  тех диалогических отношений, которые имеют и материальное, и духовное измерение. Телефон - это мой голос, прямо проникающий в слух другого человека. Интернет - это моя мысль, прямо проникающая в сознание других людей...  Еще не совсем прямо - через язык, клавиатуру, экран - но число этих посредников и время отсрочки все более сокращаются.  Виртуальный мир, созданный электронной техникой, - тот порог, за которым начинается ее переход в технософию, сотворение параллельных, альтернативных миров.

Технософия изучает, как техника отвечает на духовные потребности человека - и одновременно создает новые  духовные устремления, открывает пути к созданию коллективного разума, нейрокосмоса и нейросоциума, которые непосредственно управлялись бы мозговыми процессами. Технософия не только исследует ум машин, но рассматривает организм и мозг как образцы технической работы природы и прообразы биотехнологий будущего. Представление об организме как о прото-машине заложено уже в метафорике-метафизике Аристотеля, который называл руку "инструментом из инструментов", т.е. применял к органике термин техники. Продуктом технософии (а не только технологии) стали бы новые организмы на квантовой основе - мыслетела, в которых нейронные сети мозга сплетались бы с электронными сетями коммункаций. В технософскую эру  человек  перерастает себя,  переступает границы своего биовида,  воспринимает и  преображает мир  в тех диапазонах, куда раньше дано было проникать только машине (микроскопу, видеокамере,  ракете и т.д.). Но тем самым и техника  выходит за границы механизма, не просто биологизируется, но и ментализируется и в конечном счете становится частью софиосферы.

                                               3.

Важно понять не только софийность техники, но и техничность софии, которая не есть отвлеченное знание, чистый  интеллект, но есть искусство устроения земных вещей. София и техника нераздельны с самого начала творения. В Книге Притчей Соломоновых, откуда и берет начало образ Премудрости (греч. София, евр. Хокма), она предстает именно как художница, которая вместе  с Господом творит мироздание:
 

"Господь имел меня началом пути Своего,
прежде созданий Своих, искони...
Когда Он уготовлял небеса, я была там.
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
когда утверждал вверху облака,
когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав,
чтобы воды не переступали пределов его,
когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею..."
                                 (Притчи Соломона, 8:22, 27-30)

Итак, Премудрость и есть высшая художница, в полном соответствии с исконным значением греческих слов "софия" (мудрость)  и "технэ" (искусство).
Сергей Аверинцев в свое время проницательно заметил, что "понятие софии долго не расходится с понятием "технэ" - овеществленного "художества", но оперирование человека с вещами есть софия лишь постольку, поскольку он вносит в них смысл" (Философская энциклопедия, в 5 тт.,  М.,  Советская энциклопедия,  1970, т.5, с. 61). К этому нужно добавить: не просто смысл (поскольку и техника сама по себе обладает своим рациональным смыслом), но с-мысл как соединение преобразуемого вещества с мыслью Творца, с замыслом мироздания, его премудрым устройством.  Причем техника - это не просто "искусство", в согласии с этимологией этого греческого корня; это  Искусство с большой буквы, которое не ограничивается образами, символами, условными подобиями, переплетом книги или рампами сцены, но выходит на площадку космоса и в этом смысле ближе миротворящей мудрости Бога, чем искусству поэта или актера.

"Технософия", или "Художество-Мудрость", есть исходно неделимое понятие, и то, что выражение "технософия" кажется новым и странным, даже противоестественным, свидетельствует лишь о том, как далеко  "софия" и "техника" разошлись в истории Нового времени.
У Вл. Соловьева и других  софиологов  София стала обозначать  "умопостигаемую женственную сущность мира",  постигаемую  мистическим умозрением. Техника же  определилась в позитивистской науке как совокупность средств и орудий, облегчающих материально-производственную деятельность людей. София - что-то заоблачное, неотмирное, эзотерическое; техника - плоскогубцы,  мотор, станок...

Между тем Премудрость, как она описана в Книге Притчей Соломоновых, - не просто Художница при Создателе, помогающая "технически" расчертить план мироздания, но и Хозяйка, озабоченная устроением земного дома. У нее черты не только мироправительницы, но и домохозяйки; ей подведомственны не только "высокие" технологии, но повседневные орудия и ремесла, которые тоже проникнуты Ее светом и смыслом:

 
Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,
заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу..."
                           (Притчи Соломона, 9:1-2)

Премудрость технична и в порядках устроения небес,  облаков, морей, и в порядке построения дома и приготовления пищи. Она, как плотник, вытесывает столбы для дома; как жрец (технолог обряда) закалывает жертву; как повариха, приготовляет трапезу.

Нам эту практическую сторону мудрости понять тем легче, что  в русском языке слова "ум" и "уметь" - одного корня.
 

                                               4.

В технософии сложились разные трактовки техники, которые объединяются тем, что не сводят ее к вопросам экономической и технической целесообразности.
Мы приведем лишь несколько наиболее типичных истолкований духовного смысла техники. Техника трактуется как:

1. орудие исполнения божественного промысла по рационализации и одухотворению вещества;

2. чудо нарушения естественного порядка вещей, разрыва пространства и времени, явления ангельских тел и голосов;

3. условие освобождения человека от изнурительного физического труда  для свободной  и духовной деятельности;

4. дьявольское орудие иллюзии и подмены, создающее призрачные подобия жизни;

5. антинравственное и антидуховное начало, вытесняющее природный ум, совесть,  непосредственное интуитивное чувство жизни;

6. причина возможного самоистребления человека и реализации эсхатологической перспективы;

7.  средство создания новых форм жизни и разума - киборгов, андроидов, роботов, техноорганизмов;

8. основа новых видов художественого и интеллектуального  творчества:  кино, телевидение, голография, электронная музыка, веб-арт;

9. воплощение некоторых метафизических концепций; например, ядерная бомба как "ничто";  интернет как воплощение электронной соборности и ангелического
разума.

10.  средство господства человека над вселенной, покорения космоса и человекобожеской самоидентификации,  победное шествие атеизма, гуманизма, антропоцентризма;

11. порабощениe человека машиной, роботизация государственного строя, подчинения духовной жизни правилам вычислительной техники , тотализация и насильственная технизация всех человеческих отношений;

12. сотворение нового сверхприродного существа, оснащенного искусственными нейронами, транзисторными схемами, расширителями всех органов восприятия, органами скоростного передвижения, т.е. сочетающего в себе  свойства универсальной машины со свойствами человеческого индивида.
 

                                                5.

Одно из направлений современной технософии связывает ее с возрождением древнего союза техники и магии. Приведу отрывок из статьи  Бориса Федорова "Прошлое и будущее техники":

    "Техника - дитя науки и магии, и теперь, после многовекового союза с наукой и вражды с магией, техника заново обретает свою мистическую перспектив,у как утончение и одухотворение материального мироздания, искусство преодоления материи интеллектом и сотворения новых, прозрачных, проницаемых, светоносных, мысленосных слоев и видов телесности, каковa квантовая и электронная телесность, разлагающая инертную масу материи на свободные, вероятностные, энергийные частицы-волны.  (...) Техника - это мистика в действии, это экстаз слияния человека с Абсолютом через мир энергий и излучений. У техники и мистики общая цель: прорыв заслонов темной, косной, инертной материи, отделяющей ум творения от его Творца, разум - от его первоисточника.  (...)

Первые орудия и приборы имели ритуальное назначение, и первыми технологами, изобретателями, инженерами были жрецы. Потом техника  приобрела прикладное назначение: охота, война, сельское хозяйство, способы передвижения. Tак она постепенно  сочеталась с наукой, изучением законов природы, тогда как раньше она была способом инициации духовных сил...

И вот наука подошла к тем рубежам материального микромира,  за которые она уже не в силах шагнуть - техника пускается дальше уже без сопровождения науки... Техника - это искусство овладения материей и дематериализации мира, потому она и сближается с софией - мудростью. От технологии к технософии, от науки к мистике - таков путь техники в 21-ом веке".
                                                   (цит. по Книге книг)
 

                                           6.

Технософия -  новейшая в цикле "софий", возникших, точнее, получивших программное оформлениe, за последние полтора века.  В 1875 году  Е. П. Блаватская и  Г. С. Олкотт основали в Нью-Йорке Теософское общество,
а в 1912 г. Р. Штейнер основал в Дорнахе (Швейцария) Антропософское общество.

Как бы ни относиться к теософии и антропософии,  в которых мистическое начало преобладает, очевидно, что все развитие науки в 20-ом веке подготовило почву  для создания в 21-ом веке третьей софии.  Технософское общество было бы теснее связано с  наукой, чем два предыдущих, и вместе с тем обозначало бы трансцендентную,  духовно-творческую перспективу технического развития. Технософия -  совокупность учений о технике как способе трансформации биологических организмов в ангелические тела, прозрачные интеллекты, обладающие всевидением и  потенциальной способностью  всеприсутствия. *

Итак, теософия - антропософия - технософия. Заметим, что этот ряд обладает определенной последовательностью:

1. Бог-Творец.
2. Человек, творение Бога.
3. Техника, творение человека.
Технософия - это мудрость Творца, скрытая в творении Его творения, т.е. наиболее удаленная от источника - и вместе с тем вливающаяся в него уже с другой стороны. Круг замыкается. Технософия - это возвращение техники, созданной человеком, к познанию и воссоединению с Создателем самого человека. Это мудрость последних вещей, которые еще недавно представлялись нам наиболее удаленными от духовности: железные станки, груды пластмассы и металла, запах гари и дыма, черные, прокопченные цеха...

-------------------------------------------
* О техноангелизме см. мою статью "Debut de Siecle, или Oт Пост- к Прото-. Манифест нового века" в журнале "Знамя", #5, 2001, и ее более ранний вариант "Протеизм. Манифест начала века" в "Веере будущностей", ##7, 8.