"РОЗА МИРА" ДАНИИЛА АНДРЕЕВА:
РЕЛИГИОЗНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ТОТАЛИТАРНАЯ УТОПИЯ?

Дискуссия вокруг книги Д. Андреева "Роза Мира: Метафилософия истории" (1950-1958, опубл. 1991)
и статьи М. Эпштейна "Роза мира и царство антихриста:
О парадоксах русской эсхатологии", 1994).

Три мнения, пять писем:
1. Письмо Ф. Синeльникова М. Эпштейну (май 2001)
2. Письмо С. Кладо М. Эпштейну (май 2001)

3. Ответ М. Эпштейна Ф. Синельникову и С. Кладо (май 2001)

4. Ответ Ф. Синельникова М. Эпштейну (июнь 2001)
5. Ответ С. Кладо М. Эпштейну (июнь 2001)



Ответ С.Кладо М. Эпштейну

Уважаемый Михаил Эпштейн,

Благодарю Вас за то, что Вы нашли время и силы ответить на мое письмо. Хотя это был единый ответ мне и Федору Синельникову, должен заметить, что наши письма не были «консолидированным» вопросом к Вам. Да, мы с Федором знакомы, более того – мы друзья, и еще более того – единомышленники. Ваш очерк вызвал у нас яркий многочасовой спор, потому что наше впечатление о нем было разным. Соответственно разными оказались и вопросы, которые мы поставили в своих письмах. Я познакомился с письмом Федора после того, как его получили Вы, поэтому счел необходимым в своем письме обозначить именно те аспекты, которые мне кажутся наиболее важными и которых лишь вскользь касается Федор: противоречие между непринятием тоталитарности мироустройства «по Андрееву» и принятием власти как необходимого элемента справедливого мироустройства вообще.  К сожалению, этой темы в своем ответе Вы не обозначили, возможно, мне не удалось достаточно ясно сформулировать вопрос и ниже я попробую это сделать. Перед отправкой своего первого письма, я отослал черновик Федору, он случайно попал к Вам. Возможно, окончательный вариант Вы не получили или не прочли, и с этим тоже может быть связана неясность. На всякий случай я его прилагаю.
Я, разумеется, не возражаю против публикации всей или части нашей переписки. Единственно, я прошу Вас для публикации не использовать черновик, а все сокращения или изменения, которые Вы, возможно, захотите сделать, предварительно согласовать со мной. Заранее прошу прощения за такое «условие», оно связано исключительно с негативным опытом, который, конечно же, не имеет никакого отношения к Вам лично. Надеюсь на Ваше понимание.

Я так же прошу извинить некорректное слово «подмена» в оценке Вашего анализа «Розы мира». Позднейшие размышления привели меня к выводу, что «подмена» не является умышленной, а значит, можно говорить лишь о другом понимании. Таким «другим пониманием», очевидно, обусловлена и Ваша реакция на «эротизацию Божественного». Мне очень понравилось Ваше новое определение – «гендеризация», хотя Вы и оговариваетесь сразу, что это одно и то же. Между тем «гендеризация» - это не только дань моде в культуре и обществе политкорректности, окружающих Вас в стране пребывания. Это в нашем случае более корректный термин именно тем, что он не несет в себе сексуальной окраски, связанной с полом, а касается лишь разнообразия. А потому, пользуясь предложенным Вами термином, можно разделить гендеризацию Божественного и эротизацию Божественного у Даниила Андреева. К большому сожалению мы находим у него и то и другое, точнее, при гендеризации Божественного присутствует и связанная с ней сакрализация эротического.

Наличие в Божественном  Женственности не имеет никакого отношения к сексуальности, как нет и тени сексуального в Богоматери – образе или сути. (К сожалению, язык человеков не ангельский, и любые попытки в существующих словах выразить то или иное понимание надмирного обречены на корявые приближения, - развивать тему «мысль изреченная есть ложь» мне кажется здесь уже совершенно неуместным.)  Между тем, наличие множества, разнообразия в Абсолютном, даже «полярности» (но, что важно, полярности неантагонистической) делает «физически» возможным существование света, в котором «нет никакой тьмы». Без признания существования полярности в Абсолютном, мы вынуждены признать необходимость, если хотите «божественность», существования такой полярности вовне - для обеспечения развития, «жизнеспособности». Иными словами, признать необходимость и неизбежность существования дьявола для «полноты» Бога.

«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?.. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп». Эти слова «самого обаятельного дьявола в мировой литературе» и самого популярного - Воланда Булгакова - отражают величайшую подмену, которая является общепринятой истиной не только среди обывателей, но и многих мыслителей. Между тем неоспоримой заслугой Андреева мне кажется именно глубокое раскрытие «механики» жизни без зла, Бога без дьявола - именно через полярное, но неантагонистическое разнообразие в Божественном. К сожалению, сам он не вполне последователен в неантропоморфном исповедании Божественного, что и приводит к некоторой сакрализации эротики, которое Вы справедливо критикуете. Однако сам же Андреев предостерегает против нее, предостерегает, а не «подготавливает Царство Антихриста, которое, по описанию самого Андреева, есть стихия сексуальности, возведенной в религиозный культ».

Должен признать, что последовательное отрицание божественного, священного или даже онтологического в разделении и слиянии полов вызывает у меня глубочайшее уважение к Вашей системе и личную симпатию. И все же невозможно не заметить, что Андреев во вскрытии связи троичности «мирного» и «надмирного» не тождественен «культурному» перенесению Фейербаха (как не тождественен и противоположному перенесению о. П. Флоренского («Столп и утверждение истины»)), – противоречивость его вывода из его же откровения находится в плоскости все того же противоречия между Андреевым-мыслителем и Андреевым-визионером, так обстоятельно раскрытом Вами.

Противоречие это не сугубо андреевское – любой социальный мыслитель, сколь бы духовно развит он не был, вынужден создавать свою социальную модель в условиях существования и даже прямого владычества зла в пространстве трех измерений при несовершенной, «загрязненной» природе человека и природе вообще, искаженной «эйцехоре». Видя эту искаженность как визионер, Андреев как мыслитель в принципе не может предложить справедливого мироустройства без использования демонических инструментов – контроля, педагогики et cetera – которые, в свою очередь, приводят к еще большей несправедливости и прямому рабству. Однако ни Андреев, ни даже Шигалев, на которого Вы ссылаетесь, если можно так выразиться, не лукавят. Рабство заключено в самой искаженной природе человека, его постонтологической подчиненности материальному, зависимости от зла своей «природной» и, увы, часто своей «сознательной» частью, нередко - осознанно. Недуховное преодоление материи всегда карикатурно, всегда закономерно ведет к еще большему искажению - по «закону противодействия», - и в этом глубина трагедии порабощения человека. Даже лучшие примеры социального устройства, какими являются сегодня современные западные демократии как наименее насильственные, с распределенной, «распыленной» властью, не искореняют зла самого социального устройства, не делают человека вполне свободным (Вам, как очевидцу, это должно быть известно лучше, чем мне). И даже не отсрочивают царства антихриста, а лишь приближают его, будучи лидерами глобализационных процессов и изобретателями новых технических средств тотального контроля.  Христос был первым и последним человеком (человеком – в том числе), поднявшимся против зла как такового, против самой сути рабства и лишь Он, Спаситель дает нам возможность от этого рабства избавиться – в любви, но не во власти.

Проблема переустройства мира или социума заключается именно в том, что переустройство не властью – не в силах человека. А любое переустройство властью есть проявление зла, хоть и «во благо», и как следствие – оборачивается злом, «меньшим» или «большим». В этом причина невозможности построения царства Божьего на земле без Второго Пришествия, как я ее понимаю.

Вероятно, по-Вашему - это не так. Вы употребляете словосочетание «власть Бога», которое для меня – оксюморон, признавая тем самым власть недемоническим и даже Божественным инструментом. Но если допустить, что власть является таковым, становится непонятно, почему «царство Божие на земле» руками одних лишь людей неосуществимо. В этом и заключался мой главный к Вам вопрос, ответ на который я по-прежнему хотел бы получить - возможно, за те десять-пятнадцать лет, которые прошли с момента создания Вами очерка, Ваше мнение получило другие формы. Действительно, в те, теперь уже далекие, времена звучание «Розы мира» как теории и практики было совершенно другим. Для некоторых процессы, происходящие в империи зла, были знаком грядущей Розы мира (совершенно серьезно) и потому акценты Вашего очерка понятны. Времена изменились, но и «Роза мира» и вопросы, поднятые Вами, имеют смысл и значение и вне конкретного времени. Сам факт нашего диалога – лучшее тому подтверждение. Может быть теперь, когда время не давит необходимостью немедленного противостояния грядущей «Розе антихриста», можно по-иному понять некоторые термины «Розы мира». (Например, что «трансмиф христианства», не умаляет христианства и не приравнивается к нему, а лишь терминологически обозначает новое понятие.)
Явные противоречия, «недостатки» «Розы мира» не отнимают и не умаляют колоссального ее значения, критика, подобная Вашей, вызывает дискуссии и споры, но они необходимы, как необходима и сама критика. При некоторых разногласиях по поводу Вашего очерка мы с Федором сошлись в том, что Ваш критический анализ – самый вдумчивый и самый серьезный из всего «отрицательного», что нам доводилось читать о «Розе мира». Ваша работа нашла свое неожиданное продолжение спустя десять лет, возможно, наша дискуссия будет иметь какое-то продолжение в будущем - времена будут меняться, и вместе с ними будет меняться наш мир и наше понимание мира.
 

С уважением,

Сергей Кладо.

P.S. Боюсь, что мой главный вопрос опять затерялся в репликах, но надеюсь, все же, в какой-то форме получить на него ответ.