Алексрома (www.fuga.ru/veer)

РЫЦАРИ КОЛГОТОК и КИНЖАЛА, ТРИ ВОЛНЫ ТЕРРОРА и СВОЙ ПУТЬ

    Библейские истоки

    Самая древняя женская профессия общеизвестна и ни у кого не вызывает сомнений. Насчет первой профессии мужчины единогласия не наблюдается: обычно называют охотника, воина, шамана.  Я бы добавил к этому списку террориста. Первый из известных истории терактов был совершен с использованием климатического оружия и вошел в сакральные анналы под кодовым названием "Потоп". Вслед за этим последовало тотальное разрушение Содома и Гоморры, спецоперация "Египетские казни" и другие хорошо известные акты возмездия. Раб божий очень быстро и охотно перенял методы своего прототипа, утвержая при этом, что санкция на террор была получена им свыше: "...и вы овладеете народами, которые больше и сильнее вас… Господь, Бог ваш, наведет страх и трепет пред вами на всякую землю, на которую вы ступите".*

    Если первая женская профессия считалась чем-то позорным и общественно порицалась, то "ремесло" террористов всячески приветствовалось и восхвалялось: вожди, вырезавшие под корень целые народы, не щадя даже младенцев (Иисус Навин, например), возводились в ранг национальных героев. Как случилось так, что любовь за деньги была предана позору, а убийство с целью обогащения за счет других - объявлено богоугодным делом? Самый очевидный ответ в феминистском духе: священные писания - дело рук "жестоковыйных" мужчин, не доверявших слабому полу штурвал управления духовной паствой. Холодная война матри- и патриархата. Но если перевести ответ на заданный вопрос в область фрейдистского психоанализа, где Эрос (бог влечения и тяготения) и Танатос aka Фанат (бог смерти и разрушения) "делят поровну царство жизни"**, становится очевидным, что и те, и другие "профессионалы" облуживают один жизненный конвейер, стоя на разных его концах,  в начале цикла и на финише, у половой щели и у могильной ямы.

    Если отбросить конечный результат и говорить только о промежуточном процессе, между проститутками и террористами на удивление много общего. Во-первых, и те, и другие отдают свое тело: проститутки подкладывают себя под клиентов, террористы подставляются под удары охраны и полиции. Во-вторых, и те, и другие работают не только за деньги, но и ради собственного удовольствия: по признанию многих террористов, во время "акта" они испытывают экстатические чувства, не уступающие по интенсивности оргазму и приносящие не меньшее удовлетворение, чем половое.  В-третьих, и те, и другие вынуждены соблюдать "технику безопасности": проститутки - предохраняться от заразных болезней, террористы - конспирироваться. В-четвертых, и те, и другие объединяются в "бригады" - бордели и ячейки. В-пятых... При желании, продолжать этот перечень можно довольно долго.

    Говорят, что с проститутками бороться невозможно, но следует запрещать бордели. Точно так же, можно сказать, что терроризм неистребим - он будет существовать, пока человек не избавится от страха, а от страха человек не избавится никогда, потому что в его основе лежит инстинкт самосохранения, - но это не значит, что с террористами не нужно бороться, а бороться нужно прежде всего с организованным террором.

    Первая волна:  избирательный террор

    История терроризма исчисляется тысячелетиями. Религиозные фанатики издавна почитали убийство врагов веры святым делом. Римский историк Иосиф Флавий описывал иудейскую секту сикариев, возникшую в Иерусалиме в 60-х годах новой эры и орудовавшую по праздникам, средь бела дня, в плотных людских толпах: террористы выслеживали знатных иудеев, сотрудничавших с римлянами, незаметно протыкали жертву коротким мечом (сикой) и бесследно растворялись в толпе, пользуясь всеобщим замешательством. Святой Фома Аквинский, сформулировавший пять доказательств существования Бога, неоднократно заявлял также о возможности физического устранения неугодного церкви правителя. Последователи мусульманского течения исмаилитов, члены секты ассошафинов (отсюда - assassin, наемный или вероломный убийца) убивали наместников, считая, что у мусульман должен быть один халиф.

    В середине XIX века, с началом крушения религиозных устоев, появилось светское обоснование терроризма - борьба за справедливость, за счастье народа. В 1848 году, после спада революционного подъема в Европе, немецкий публицист Карл Гейнцен, которого его друг Карл Маркс ласково обзывал "мелкобуржуазным радикалом", впервые философски обосновал неприменимость запрета на убийство в политической борьбе, утверждая, что ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана высшими идеалами. Особое внимание он уделял технической подготовке террористов: "силе, количеству и техническому оснащению правительственных войск следует противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа бойцов сможет посеять среди противника максимальный хаос". В качестве передового высокоэффективного оружия предлагались бомбы, мины, отравляющий газ и даже ракеты. Так появилась "философия бомбы", определившая развитие революционного терроризма в Европе. В 70-е годы того же века анархист Бакунин "творчески развил" учение Гейнцена и выдвинул доктрину "пропаганды действием": не словесные призывы, а только теракты могут разбудить массы и оказать давление на правительство. Бакунина дополнил Кропоткин: необходимо "постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита".

    Большое распространение в Европе и Америке в конце XIX - начале XX века получил бланкизм.  Основател это учение "вечный узник" Огюст Бланки, французский революционер, проведший в заключении 34 года. Бланки был не просто борцом за переустройство социума, он принадлежал к оккультному ордену "филадельфов", близкому по своим воззрениям к масонам и иллюминатам, и обосновывал свои  идеи "революционного заговора" высшими материями. В своей книге "Вечность через звезды", опубликованной в 1867 году, он изложил свои мысли в духе квантовой физики, явившейся на свет через 33 года:

"Если бы в основании Вселенной было бесконечное количество элементов, она была бы единственной. Но так как спектральный анализ современной физики доказывает, что количество таких элементов строго ограничено, вселенных существует неопределенное множество. Все они параллельны друг другу, сосуществуют и могут накладываться друг на друга."
    Та же мысль высказывается сегодня в космологической части новомодной суперструнной теории, пытающейся объеденить квантовую механику с общей теорией относительности. Современные физики-теоретики не имеют ничего общего с террористами, но 130 лет назад околонаучные идеи Бланки дали метафизическое обоснование насильственному переустройству мира.

    Если бы наша вселенная была единственной, ее устройство пришлось бы признать оптимальным как в религиозных, так и в атеистических терминах. У богословов-телеологов демиург творит мир единственно возможным, а значит, наилучшим образом: все к лучшему в этом мире, самом лучшем из миров. Подобно этому, у атеистов-дарвинистов эволюция следует оптимальным, единственно возможным путем. Имманентные законы мира в такой вселенной выступают абсолютным этическим благом в силу того, что иных не дано.

    Согласно теории Огюста Бланки, в силу того, что наша вселенная состоит из ограниченного числа элементов, она не исчерпывает всех онтологических возможностей. Но если исходить из того, что антиподом пустоты является полнота, существует всеобъемлющий спектр миров, альтернативных нашему. Отсюда выводится метафизический базис  революционной борьбы: наш мир не есть проявление единственно возможного порядка, но лишь одна из граней возможного - простор для Революции открыт. Если существующий сейчас и здесь мир не устраивает человека, можно обратиться к иному, "новому" миру. Революционная партия должна мысленно освоить параллельную реальность и привнести ее зерна в реальность нашу. Через магическую воронку революционной элиты, вовлекающую в свой водоворот народные массы, эзотерические энергии параллельного мира потоком хлынут в наш мир и радикально преобразят его. Таким образом, для установления власти нового мира необходимо создание глубоко законспирированной небольшой боевой организации, которая способна ликвидировать главу государства и его ближайшее окружение, вызвать в правящих кругах панику, результатом которой будет победа революции.

    Появление революционеров-практиков, перешедших от теории к делу, было встречено либеральной интеллигенцией с восторгом. Когда первая русская политическая террористка, благородная дворянка Вера Засулич, стрелявшая в январе 1878 года в градоначальника Трепова, была оправдана судом и отпущена на свободу, собравшаяся у дверей рыдающая от счастья толпа бросилась на нее с объятиями. За что наказала экзальтированная революционерка ненавистного сатрапа, мало кто помнит. А повод-то был по нынешним временам анекдотичный: Трепов приказал высечь осужденного на каторгу студента Добролюбова за то, что тот не снял перед ним в тюремном дворе шапку. "И за это пулю получай!"

    Терроризм распространяется по Европе и Америке со скоростью эпидемии. Жертвами идейных убийц становятся российский император Александр II, президенты США Линкольн и Мак-Кинли, король Италии Умберто I, король Португалии Картуш I и его сын Луи Филипп, австрийская императрица Елизавета, эрц-герцог Франц Фердинанд и его жена, испанский премьер Хуан Прим, премьер Франции Луи Карно и российский премьер Столыпин.

    Первая волна терроризма - индивидуальный террор, азартная охота за лидерами.

    Вторая волна:  политический шантаж

    Первая половина XX века - широкий государственный террор по всем фронтам, по внутренним и внешним. Ленин объявляет о красном терроре в ответ на белый, Сталин проводит "чистку партийных рядов", Гитлер репрессирует гомосексуалистов, цыган и евреев, Рузвельт интернирует сограждан-японцев в ответ на разгром военно-морской базы в Перл-Харборе. Апофеоз - ядерная бомбардировка мирного населения Хиросимы и Нагасаки для устрашения японской армии.

    После второй мировой войны, с ее небывалыми разрушениями и огромными жертвами, правительства большинства стран образумились и начали проводить более гуманную политику по отношению к своим гражданам. На Западе прекратились политические преследования, почти повсеместно была отменена смертная казнь. Вместе с тем, активизировались ультра-радикальные группировки. В прошлом многочисленные коммунистические и националистические партии трансформировались в мелкие маргинальные группы. Потеряв способность оказывать влияние на политический процесс легальными методами, они взялись за оружие.  Для ультраправых и ультралевых террористическая война стала не просто средством устранения и запугивания противников. Итальянские Красные бригады, турецкие Серые волки, немецкая группа Баадер-Майнхофа и им подобные использовали террор для ведения политической игры без правил.

    Теоретическая посылка послевоенного европейского терроризма - разбудить ожиревшего на государственных харчах обывателя, мирно дремлющего в теплых объятиях общества всеобщего благоденствия. Соответственно, теракты осуществлялись уже не только против монархов, президентов и премьер-министров, но и против государственных учреждений и "благодушной толпы".

    В 70-е годы прошлого века по всему миру пронесся убийственный смерч международного терроризма, принимавшего самые разные формы: угон самолетов, захват заложников, взрывы магазинов и банков, штурм посольств, расстрел парламентов, нападения на места международных встреч, разграбление складов оружия и т.д. Счет террористическим актам шел уже на сотни в год.  По статистике ЦРУ, с 1968 года до начала 80-х в мире было совершено 6714 терактов, из которых 1760 пришлось на 1980 год. Кстати заметить, современная статистика по терроризму не случайно начинается с 1968 года: именно на этот год приходится бурный всплеск террористической активности, волны от которого расходятся по всему миру по сей день. Причин здесь две: сокрушительное поражение арабской коалиции Израилем в шестидневной войне (июнь 1967 года) и полицейский разгром студенческих движений в Западной Европе после широкой волны уличных выступлений в 67-68 годах. Эти два формально не связанные между собой, но совпавшие по времени события привели к радикализации ближневосточных мусульман и европейских молодежных движений.

    С начала 90-х годов число терактов стало сокращаться: их число за последнее десятилетие прошлого века не превышало 400 инцидентов в год. В основном это произошло благодаря резкому спаду левого терроризма, лидеры которого были морально подавлены крахом коммунистической идеологии в СССР.  Красные бригады и Фракция Красной армии, в свои лучшие времена насчитывавшие до 5 тысяч человек, практически прекратили свои действия из-за  малочисленности состава. Однако, в 2000-м году снова был отмечен рост терроризма: 423 международных теракта. Основной причиной этого роста стали резко участившиеся взрывы международного нефтепровода в Колумбии двумя действующими там террористическими группами: за один год нефтепровод взрывался 152 (!) раза. Число жертв террористов в 2000 году также возросло. В течение года во всем мире были убиты 405 человек по сравнению с 233 убитыми в 1999 году***.

    На фоне относительного затишья среди радикальных политических группировок в новом тысячелетии на первое место выдвинулся терроризм религиозного толка.

    Третья волна: возмездие

    По экспертным оценкам, за последние 25 лет на исламских террористов приходится больше всего захватов заложников и убийств. Основные группы: Аль-Каеда, Хезболла (Партия Аллаха), Аль-Гамаат аль-исламийя , Египетский исламский джихад, Движение исламского сопротивления Палестины (ХАМАС). Идеология сводится к провозглашению "джихада" (священной войны) угнетателям мусульман: евреям и "современным крестоносцам", главным образом, американцам - за поддержку Израиля и вмешательство в дела мусульманских стран.

    Особая роль в джихаде отводится шахидам, террористам-самоубийцам. Исламская доктрина говорит о шахиде как о мусульманине, который погиб мученической смертью, пожертвовав собой за веру. Шахид утверждает свою веру смертью в войне против неверных, ему гарантирован рай, в котором он будет счастливо проводить время в окружении ублажающих его гурий. "Прославление гибели за веру, приближение к Богу вызывает стремление удостоиться этой чести".**** В шиитском направлении ислама традиция шахидизма чрезвычайно сильна, что связано с воспоминанием о мученической гибели имама аль-Хусейна ибн Али, внука пророка Мухаммеда, почитаемого вечным героем ислама и шахом шахидов. Один из самых популярных среди шиитов лозунгов: "Весь мир - Кербела, круглый год Ашура". Кербела - место смерти Хусейна, Ашура - день его
смерти (4 апреля по христианскому календарю).

    Главная "кузница шахидских кадров" - ливанская террористическая организация Партия Аллаха (Хезболла), появившаяся в начале 80-х годов. Основателем и идеологом партии стал шейх Сейид Мухаммад Хусейн Фадлалла, который сплотил вокруг себя группу шиитского духовенства после того, как в 1982 году в Баальбек прибыли из Ирана несколько сотен "Стражей исламской революции" для борьбы с израильской интервенцией. Из этой огранизации вышло больше шахидов, чем из всех других исламских террористических групп вместе взятых. Главная цель Хезболлы - уничтожение Израиля путем священной войны - джихада. Джихад был объявлен также США и Франции за их участие в оккупации Ливана в 1983 году. Одной из первых акций Хезболлы стал взрыв на американской базе в Бейруте в октябре 1983 года, когда начиненный тротилом грузовик с водителем-смертником протаранил казарму морских пехотинцев, унеся жизни 240 человек. Месяцем позже подобная диверсия была совершена против французской казармы, погибли около 60 солдат.

    Шахиды не опускаются до шантажа, они не выдвигают политических требований - они осуществляют возмездие. В большинстве случаев организаторы таких терактов не берут на себя вину за их исполнение: в отличие от христианских "ультра", мусульманские радикалы не чувствуют за собой "вины". Перед ними не стоит моральной дилеммы, как перед учениками Прудона и Бакунина: считать ли жертвы оправданными. То, что делается во имя веры, не является злом.

    Новая страница в шахидизме была открыта 11 сентября 2001 года, когда 19 смертников захватили четыре американских самолета. Такого размаха террора мир еще не знал: свыше 6 тысяч мирных людей погибли за один день. На неделю была парализована вся гражданская авиация США, на четыре дня остановились операции на фондовой бирже.

    Террористические акции последних лет показывают, что в своих действиях радикальные мусульмане стремятся к достижению максимальных внешних эффектов. Захват роддома в Буденовске, взрыв двух многоквартирных домов со спящими жильцами в Москве, крушение 100-этажных небоскребов в Нью-Йорке - все это так далеко от классического терроризма с его вдохновенными анархистами, расстреливающими из револьверов сатрапов, что речь уже идет по сути не о новой разновидности старого явления, а о чем-то ином, лежащем за пределами логического осмысления в рамках европейской философии. Это уже не терроризм как нагнетание страха для достижения своих целей, а "хорроризм" - акт морального удовлетворения от созерцания своего врага, повергнутого в состояние ужаса.

    ОМУ - оружие хорроризма

    В генезисе терроризма ясно прослеживается тенденция к расширению масштабов терактов. В XIX веке применялись в основном револьверы и мелкие бомбы мощностью не больше современной гранаты, в конце XX века в ход пошли бочки с селитрой и мешки с гексагеном - взрывчатые вещества в количествах, достаточных для разрушения многоэтажных зданий. По логике развития явления, в недалеком будущем террористы перейдут к применению в своих акциях оружия массового поражения (ОМУ) - химического, бактериологического и ядерного.

    Как отмечают эксперты, для применения ОМУ террористической группой необходимы два условия: наличие у данной группы такого оружия и моральная готовность его применить. Что касается первого условия, то получить в свое распоряжение ОМУ с каждым годом становится все проще. С одной стороны, совершенствуются технологии производства отравляющих веществ, что делает их более простыми и доступными. С другой стороны, растет число стран, располагающих химическим, бактериологическим и ядерным оружием, что увеличивает возможности его хищения или насильственного захвата.

    Говоря о моральной готовности  применения ОМУ, нужно иметь в виду стратегические цели террористов. Существует принципиальное различие между террористами западного толка и восточного. Христианские экстремисты, в соответствии с доктриной Бланки, выступают в роли перфекционистов, считая, что живут в несовершенном мире, и стараясь его усовершенствовать путем насилия и вынужденных жертв. Мусульманские радикалы, напротив, уверены, что их мир - лучший из всех возможных миров, а остальные несовершенные миры только мешают жить и недостойны ничего, кроме смерти (отсюда - призывы уничтожить Израиль, добить Россию и разрушить Америку).

    Оружие массового уничтожения слишком разрушительно для совершенствования мира, но как нельзя лучше соответствует задаче истребления не поддающихся исправлению "неверных". После массового уничтожения мирных американцев 11 сентября 2001 года мало кто сомневается, по крайней мере в США, в том, что мусульманские радикалы не остановятся перед применением ОМУ, если оно попадет им в руки.

    Наиболее разрушительное ОМУ - ядерное, но это оружие практически невозможно изготовить в мелкой подпольной лаборатории и крайне сложно похитить с военных баз, поскольку оно строго охраняется. По некоторым данным, у террорист номер один Усамы бен Ладена имеется несколько чемоданчиков с примитивными ядерными устройствами, которые ему удалось получить через Казахстан, когда там ликвидировались советские ядерные базы, но даже если это правда, доставить их по месту назначения без ракет большого радиуса действия крайне сложно. Однако опасность провоза ядерных устройств через границу в обход таможни все-таки существует. Здесь нельзя не вспомнить о далеко идущих планах президента Уганды Иди Амина. В конце 70-х годов он разработал ядерный заговор под названием "Операция Покер", согласно которому угандийские дипкурьеры должны были доставить в свои посольства по всему миру компактные атомные бомбочки в вализах - мешках с дипломатической почтой. К счастью, у безумного диктатора не хватило ни средств, ни времени на реализацию этих планов: в 1979 году он был свергнут, в результате чего по захваченным оппозицией секретным запискам и были раскрыты его замыслы.

    Из боевых химических веществ проще всего произвести иприт (горчичный газ), но он не убивает. Химические вещества нервно-паралитического действия, применение которых вызывает летальный исход, такие как зарин и зоман, очень непросто изготовить в силу того, что их производство требует строгого и точного соблюдения технологии. Так, одиозная японская секта Аум Синрикё использовала для производства зарина 30 достаточно квалифицированных человек  и истратила на это дело 30 млн. долларов, но окончательное вещество, которое она применила в токийском метро, не оказало ожидаемого действия, потому что обладало всего лишь 20-процентной чистотой. Кроме того, химическое оружие не так-то просто применить в больших масштабах: чтобы убить человека, достаточно всего нескольких молекул зарина, но для достижения смертельной концентрации на открытом воздухе в городских условиях потребуются сотни килограммов этого вещества. Произвести такие количества в обычной эмалированной ванне где-нибудь в подвале невозможно - для этого нужна целая фабрика.

    Наиболее вероятное к применению террористами ОМУ - биологическое. Выращивать смертоносные вирусы и поддерживать их вирулентность довольно сложно, но относительно просто распространить их через зараженных добровольцев-смертников. Особую опасность здесь представляет оспа - крайне вирулентное (заразное) заболевание, от которого вот уже 20 лет не делаются прививки, поскольку натуральная оспа была искоренена во всем мире несколько десятилетий назад. В настоящее время США располагают  7,5 млн. доз вакцины от оспы, что крайне мало для страны с многомиллионным населением. В других странах - потенциальных жертвах применения ОМУ положение с защитой населения обстоит не лучше, за исключением Израиля, который еще в 1991 году обеспечил все население газовыми масками в ожидании химико-бактериологической атаки со стороны Ирака.

    Остается только добавить, что случаи целенаправленного заражения населения смертоносными вирусами уже случались в истории. В 1347 году после длительной, но безуспешной осады генуэзского города Каффа (Феодосия) татарский хан Джанибек приказал забросить при помощи катапульты в неприступную крепость трупы своих воинов, умерших от чумы. Итальянцы сбросили трупы в море и поспешно ретировались в Геную на четырех кораблях в надежде на то, что зараза к ним не пристала, но они жестоко ошиблись. По всей Европе молниеносно распространилась пандемия, вошедшая в историю под названием "черный мор" и за шесть лет унесшая жизни 25 миллионов людей - около половины всего населения средневековой Европы.

    Как с этим бороться?

    Терроризм во всех его проявлениях держится исключительно на фанатизме его приверженцев. Бороться с терроризмом террором - равнозначно возведению страха в энную степень, где N - число актов взаимного возмездия. Как говорил Махатма Ганди, "глаз за глаз - и все мы ослепнем". Военные меры также могут привести к результату, обратному желаемому. Как показывает история, военная победа над противником приводит к усилению партизанской войны и терроризма на побежденной территории. Яркий пример: после победы Израиля в шестидневной войне 1967 года арабские партизанские движения Ближнего Востока консолидировались под крышей Организации Освобождения Палестины, что привело к активизации терроризма.

Победить террористов можно только опустив их до морального уровня проституток, доказав им, что никакие они не "отчаянные революционеры", "борцы за национальную независимость" или "гордые воины ислама", а элементарные кровавые маньяки-гедонисты, жаждущие удовольствия от соприкосновения со смертью.

    Если такой рецепт кажется наивным, вспомните советских коммунистов 20, 30 и 40-х годов прошлого века, готовых "все как один умереть за власть Советов", и что с этими "верными марксистами-ленинцами" стало, когда к середине 80-х "вражьи голоса" их   убедили, наконец, в том, что вовсе они не герои-буревестники, а жалкое нищее отребье, одураченное своими вождями-шизофрениками.  Западные идеологи холодной войны  оказались правы: для того, чтобы победить Советский Союз, не понадобилось атомной бомбы - достаточно было сделать так, чтобы больше не появлялось Павликов Морозовых и Александров Матросовых. То же самое произошло ранее и с немецкими "сверхчеловеками": Нюренбергский процесс заклеймил позором не только фашистов, но и современную немецкую философию в лице Ницше, провозгласив его антигуманным мракобесом, и тем самым прочно внедрил в немецкое национальное сознание комплекс вины перед человечеством. Как это ни цинично звучит, многие историки сходятся на том, что взятие Берлина еще не означало моральной победы, и не было бы суда в Нюренберге - не было бы и немецкого покаяния.

    Социальная доктрина западной цивилизации, основанная на французских идеях всеобщего равенства и братства, скрепленная прочной печатью американской демократии и подтвержденная экзистенциальным мировосприятием отдельных ее членов, не позволяет опустить радикальных исламистов до уровня кровожадных дикарей, поскольку это имплицитно затронуло бы образ всего мусульманского грегора. К тому же, на этой скользской тропе холодной религиозной войны возможны неожиданные встречи с эффектом бумеранга: в каждой монотеистической религии можно найти положения, которые при желании можно интерпретировать как призывы к борьбе с "неверными" - это следует из самого исходного постулата о единобожии.

    Свой путь

    Полвека назад, с бурным ростом эклектических идейных направлений, объединяющих в себе оккультные традиции разных народов, казалось бы, забрезжил свет в конце туннеля религиозной узколобости. На теософском уровне сформировалось представление о различных религиях и верованиях как о комплементарных, взаимодополняемых взглядах на Единого Бога.  В качестве удобной аллегории обычно пересказывается древняя притча о мудрецах, которым завязали глаза и предложили ощупать слона: один сказал, что это веревка, другой - что колонна, третий - что труба и т.д., в зависимости от того, что они ощупывали. Однако на практике становится ясно, что унификатские попытки соединить все направления христианства с иудаизмом и мусульманством терпят поражение: ортодоксальным мудрецам-богословам не столь важно, что из себя представляет "божественный слон", сколь важно то, как его называть и чем кормить. Мудрость простая: какое имя мы ему дадим, на то он и будет отзываться; чем мы его накормим, то он и будет в себе носить.

    Современная духовная карта мира - несколько крупных и множество мелких параллельных вселенных со своими собственными богами. Но если мы де-факто признаем, что у каждого этноса может быть свой бог, нам придется также признать, что свой собственный бог может быть и у каждого человека, как у последней неделимой этнической единицы.

    Каждый человек - это целая вселенная. К такой мысли современные люди без всякого усилия над собой очень быстро привыкли. Следующий шаг - признание того,  что "целая вселенная" каждого человека - не фигура речи, а реальность, которая зависит не только от физических действий ее субъекта, но и от его мыслей, то есть полностью и непосредственно им определяется.

    Главная логическая проблема - как объяснить согласованное существование всех "параллельных миров"? Другими словами, если реальность - это сон человека, как получается, что все мы участвуем в одном и том же сне? Очевидно, разгадка заключается в том, что миры на самом деле не параллельны, а взаимопересекаемы и ответ нужно искать за пределами линейной, дихотомичной логики.

    На уровне глобальных величин сходятся крайности: все и ничто, всегда и никогда, одна вселенная на всех и множество миров для каждого: среди бесконечного числа миров не может не найтись один, который будет единственным для каждого и в то же время общим для всех. А это значит, что каждый человек может сам выбирать себе свой и мир и дорогу, которой он по нему идет. Цель одна, пути к ней у всех разные. Бланки был прав: наш мир можно улучшать. Но в конечном счете его нельзя улучшить.

ОБСУЖДЕНИЕ
 
 

ПРИМЕЧАНИЯ

*  Второзаконие. 11, 23-25.
** Зигмунд Фрейд, "По ту сторону принципа удовольствия".
*** Статистика из Доклада Государственного департамента США "Особенности глобального терроризма в 2000 году".
**** Исламский энциклопедический словарь.