ДАР СЛОВА
          Проективный лексикон Михаила Эпштейна

    КОНКУРСНЫЙ ВЫПУСК-4

                                              3  сентября 2001

    Прежде всего,  приветствую новых подписчиков!
Oколо 300  читателей подписалось на "Дар слова" за последние два месяца, с тех пор как "Дар" был переведен в  "золотую"  категорию рассылок Subscribe. Ru. (это первая и пока единственная  "золотая"  рассылка  по разделу Лингвистика).
    Напоминаю, что все 33 предыдущих выпуска "Дара слова" находятся по адресу:
                   http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html



                               Тематическая серия "Вызов мату".

Пять последних тематических выпусков "Дара" были посвящены "мужскому" корню "-яр-" и его производным. Новые подписчики могут ознакомиться с их содержанием по адресу:
                        http://www.emory.edu/INTELNET/dar8.html

Со следующей недели будет рассылаться вторая часть этой серии - "женский" корень  "-ём-" и его производные.

Тематическая серия "Вызов мату"  обращается к тем древнейшим слоям русского языка, которые залегают глубже, чем  матерщина.   Речь идет о славянских и индоевропейских корнях,  которые могут откровенно обозначать половые признаки и вместе с тем употребляться "прилично" и в литературе, и в разговоре. Они стилистически нейтрально обозначают ту сферу  отношений, которая в вульгарном просторечии покрывается тремя основными матерными корнями: "х...", "п..." и "е...".

Слова данной тематической серии не просто служат  стилевой альтернативой мату: оно могут восполнить недостающие способы мифо-лингвистической артикуляции полов в российском социо-космосе. Исходя из смысла индоевропейских корней в их славянском изводе, "ЯР" и "ЁМЬ" могут стать для русского языка и мировоззрения тем, чем для китайцев являются "ЯН" и "ИНЬ" - обозначениями мужского и женского начал как двух  космических стихий и психических архетипов. Плодородие китайского народа, его жизненная сила  во многом обусловлены четким выделением этих начал в самосознании, языке,  мифологии и философии. Конструктивная рефлексия над  корнями "ЯР" и "ЁМ", находимыми в древней подпочве русского языка,  может способствовать более ясному оформлению  этих начал и в отечественной культуре..

Хотелось бы еще раз предупредить читателей:  поскольку выпуски  из серии "Вызов мату. Корни ЯР и ЁМ" содержат понятия и примеры из эротической сферы,  знакомство с ними нежелательно для лиц младше 18 лет. Взрослые читатели сами решат, хотят ли они познакомиться с этими материалами. В задачи лексикографии входит описание всех слов, которые существуют или могут существовать в языке.  В этом смысле для лексикографии, как и для медицины, нет запретных телесных зон.  Вместе с тем наш "Проективный лексикон" в принципе избегает употребления вульгарных  слов и ставит своей задачей именно расширение средней стилевой зоны русского языка. Речевые примеры, как и раньше, будут подобраны из разных стилевых сред: разговорно-бытовой, просторечной, фольклорной, книжной,  публицистической...

Спасибо читателям, приславшим свои  комментарии к  данной серии (общий замысел и корень ЯР), - пожалуйста, присылайте еще!  Ваши отзывы ОЧЕНЬ ВАЖНЫ для меня. Посвященный серии читательский выпуск и обсуждение намечается на середину - конец октября.



                                    Конкурс однословий

         Конкурс вскоре закончится (30 сентября).  Спешите прислать свои материалы за оставшийся месяц. Поступило уже около 200 слов - ощутимая прибавка к языку, если он захочет их принять и усвоить.

Для читателей, незнакомых с условиями конкурса, они полностью приводятся в конце данного выпуска.
Присылайте свои однословия (включая определения и примеры) по адресу
http://guestbook.land.ru/cgi-bin/book.cgi?id=veerodno&action=read

Там же можно ознакомиться со всеми ранее присланными материалами и комментариями по их поводу. Напоминаю, что слово без определения (толкования) и примеров употребления не может участвовать в конкурсе.

В этом выпуске приводится несколько однословий, поступивших  на конкурс за лето.



Хамиил Тявкин <vyatkin@pdi.ru >

Глазарт!

Словарная расшифровка:

ГЛАЗАРТ -
1. Передача с помощью одних только глаз своего состояния или чувства
/Она физически ощутила, как он околдовывает ее своим неистовым
глазартом./
/Манерный глазарт выдавал его совершенную
неискренность/.
2. (Для второго значения возможна также другая форма написания -
ГЛАЗ-АРТ) - Искусство выразительности глаз, например в игре актера или
портретах художника.
/Актер играл роль довольно-таки статично, однако,
превосходно владея глаз-артом, передавал характер своего героя очень
образно и глубоко./.

------------
Хамиил Тявкин. Москва.

                 ГЕРОИ NN
                 поэма

                 Глава 1
               ПрошлецЫ

                 Глава 2
               НастоЯщуры

                 Глава 3
               БудущЕны
----
 MeGaBrAiN :

                 ...утром проспал и проснулся под ужасающей
                 мелодией, навевающей дух тоталитаризма:
                 "союз нерушимый....", дык мало того - радио
                 было врублено на всю катушку... Первая
                 мысль была: "Да вырубите вы этот
                 гре***ный ПУТИЛЬНИК!!!"..Вот собственно и
                 слово:

               ПУТИЛЬНИК - гимн России

-------
Александр Дашевский
             Wed, 22 Aug 2001
             Alexander Petrov <writer_a_dash@mail.ru>

Давно пора. Ждет не дождется выхода в свет и появления в словарях долгожданное  слово "Свабода".
Почему долгожданное? Да потому что эстетско-интеллигентской "Свободе"
плохо без пары - без Свабоды, почти не названной, не упомянутой ни в одном словаре.  А что такое свобода или свабода? Нужно миллиардное по счету определение?
Ограничусь необходимым (прекрасный девиз) и расскажу очевидное -  чем свобода отличается от свабоды.  Свобода - это когда о С. рассуждает древнегреческий философ, провинциальный школьный
учитель или слегка подвыпивший аспирант в присутствии родителей своей девушки или научного руководителя.
Свабода - это когда о С. раскрывает рот бородатый мужик с алой лентой на папахе, не чтобы сказать, или поспорить или осчастливить знанием человечество, а выкрикнуть,
закричать, выплюнуть ее вместе с харкотиной, потому что других слов в этот
момент у него нет и быть не может.
Сравни - "Свобода, равенство, братство" и "Свабода, равенство, блядство".
А кто побратим слова "амнистия", с кем ему уютней - со свободой или
со свабодой? Ответ, думаю, очевиден.
НА СВАБОДУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ!  Куда-куда - на свабоду, разумеется!
А на свободу не выходят - там пребывают избранные счастливцы.

-------

Коннов Максим < papa@sura.ru > Пенза

               Обритура - от обрить и "абитура",
                 абитуриент. Призывник.

------

Maniac.
                 Слышал сегодня разговор детей о
                 работнике милиции, самодовольно
                 вращающем чудо-палочкой на
                 перекрестке с внезапно потухшими
                 светофорами:
                 - Юля, ты знаешь кто этот дядя?
                 - Знаю, это - МУСОРОВОЙ!!!

                 Дети, неисчерпаемый источник правды о
                 мире..
                 Четверг, Август 16, 2001 в 12:30:13
------
UFO.
               ИНЖЕНЕГР - тяжело работающий инженер.
                 Вторник, Август 28, 2001 в 14:00:24


КОНКУРС  ОДНОСЛОВИЙ - 2001

В связи с первой годовщиной проекта "Дар слова. Проективный лексикон" (выходит с 17 апреля 2000 г.) объявляется конкурс на литературное произведение размером в одно слово.

Однослoвие - наикратчайший жанр словесности,
искусство одного слова,  заключающего в себе новую
идею или картину. При этом слово выступает как
целое произведение, в котором есть своя тема, идея,
образ автора, перекличка с другими текстами и т.п.

Примеры однословий:
Поэтическое: "ладомир" Велимира Хлебникова.
Публицистическое "образованщина" Александра
Солженицына.
Философское: "вненаходимость" Михаила Бахтина.
Сказовое: "мелкоскоп" Николая Лескова.

Кстати, само слово "однословие" является однословием.

Однословие - это жанр будущего. По мере уплотнения инфомационного пространства и возрастающей  конкуренции за каждую минуту читательского времени,  большие тексты будут оттесняться на периферию культуры. Творческий процесс будет квантоваться, сжиматься в мельчайшие значимые единицы языка.  Максимум  содержания  в минимуме языковых средств - это и есть однословие как самостоятельный жанр и как способ распространения новых идей. Отдельное слово размножается гораздо быстрее, чем предложение или текст. Даже самые популярные афоризмы или романы, печатаемые  миллионными тиражами, не могут сравниться в известности и частотности  со словами, которые по многу раз повторяются во всех текстах данного языка. Например, слово "промышленность", созданное Н. Карамзиным в конце 18-го века, превосходит по популярности  все, что он создал в других жанрах.

Примеры  новых слов и их словарного оформления, а также статья "Слово как произведение. О жанре однословия" - на сайте "Дара слова"
http://www.emory.edu/INTELNET/dar0.html



 Условия конкурса:
 1. Объем предлагаемого однословия (неологизма) - не более 20 букв.
 2. Слово должно быть новым, т.е. отсутствовать во всех существующих словарях (проверяется по Яндексу).
Если слово раньше употреблялось, но предлагается в  принципиально новом значении, оно также может участвовать в конкурсе.
 3. Дается определение (толкование)  значению или значениям слова.
 4. Слово иллюстрируется двумя или тремя примерами употребления (каждый пример - одно или несколько предложений).

Каждый участник может предложить на конкурс до 20 однословий.

Однословия вводятся  в Конкурсную книгу по адресу
http://guestbook.land.ru/cgi-bin/book.cgi?id=veerodno&action=read

или присылаются электронной почтой по адресу russmne@emory.edu
Михаилу Наумовичу Эпштейну
с указанием темы (subject):  darkon.

Пожалуйста, укажите в книге или письме Ваше полное имя и, желательно, профессию и место жительства.

Присланные слова (с толкованиями и примерами) будут публиковаться в специальных выпусках  "Дара слова" и в техно-гуманитарном журнале "Веер будущностей".

Конкурс продлится до 30 сентября 2001 г.
Результаты будут объявлены до 31 октября 2001 г.

В оценке однословия применяются те же   критерии, что и в оценке других литературных произведений: оригинальность, выразительность, находчивость, красота, поэтичность, остроумие,  а также лингвистические критерии: новизна значения, насущность для языка, заполнение пробелов лексической системы,  легкость запоминания и усвоения, убедительность толкования и примеров употребления, и т.д.

Слово, получившее первый приз, будет размножено и приобретет наибольшие шансы на вхождение в русский язык.  На мотив лучшего слова будет создано произведение  синтетического компьютерного искусства - флэш арт (светословие - слово как световая вспышка,  фотопоэйя). Художник - Александр Ромаданов (Алексрома), победитель конкурса флэш-арта в галерее Марата Гельмана (2001). Слово-победитель и соответствующий флэш-арт будут опубликованы в сетевом журнале "Веер будущностей".

Лучшее однословие будет также вывешено в 5 выпусках "Дара слова" (еженедельно рассылается 1200 подписчикам) и "Веера будущностей". Два слова, получившие второй приз, будут вывешены в 3-х выпусках "Дара" и "Веера".  Возможны и дополнительные призы по отдельным номинациям, предложенным членами жюри.



Жюри конкурса:

Людмила Владимировна Зубова, лингвист, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Санкт-Петербургского гос. университета.
("Современная русская поэзия в контексте истории языка". М., "Новое литературное обозрение", 2000).

Григорий Марк, поэт, прозаик, однословец, автор нескольких книг и "Толкового словаря". ("Оглядываясь вперёд". С.-Петербург, 1999).

Алексей Максимович Парщиков, поэт, эссеист, автор нескольких книг (Москва - Кельн) ("Выбранное". Книга стихов. М., 1996).

Александр Витальевич Ромаданов (Алексрома),   писатель, публицист, флэш-артист, редактор ООН  (Нью-Йорк).
("Плоть, прах и ветер". Фантастическая повесть.  СПб, 1998)

Григорий Львович Тульчинский, философ, доктор философских наук, профессор Государственной академии культуры, заведующий Международной Кафедрой (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб НЦ РАН (С-Петербург).
("Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы", СПб, 1996)

Михаил Наумович Эпштейн, филолог, философ, культуролог, автор проекта "Дар слова", профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (Атланта, США).  ("Постмодерн в России: Литература и теория", М. 2000)


Объявление.
Вышла книга Михаила Эпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре", С-Петербург,  изд. Алетейя,  2001  (334 стр.).
Приобрести можно через сетевой магазин "Озон".