НОВАЯ КНИГА В НОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СЕРИИ

В 2001 г. в петербургском издательстве "Алетейя" начала выходить новая
философская серия "Тела мысли". Задача серии - обозначить и
отрефлектировать новые сдвиги в философии и гуманитарных науках после
деконструкции и постструктурализма. Последние десятилетия 20-го века
прошли под знаком "пост-" (постмодернизм, посткоммунизм, постколониализм, поструктурализм). Теперь эта эпоха "пост-" сама уже позади. Мы вступаем в век "прото-" - зачинательных, возможностных форм философской мысли.

В редколлегии серии - Т. А. Артемьева, И. П. Смирнов, Э. А. Тропп, Г. Л.
Тульчинский и М. Н. Эпштейн. Серия задумана как аналог московской "Ad
Marginem", но с установкой не на французскую версию постструктурализма, а на новые движения 21 века, больше связанные с отечественными традициями и англо-американской философией.

Первым томом серии вышла коллективная монография  под редакцией  Г. Л.
Тульчинского и М. С. Уварова "Перспективы метафизики. Классическая и
неклассическая метафизика на рубеже веков".  Вторым - книга Михаила
Эпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре" (СПб, Алетейя, 2001, 334 стр).

Три последних века завершались беспощадной критикой философии (Кант,
Ницше, Деррида), каждый последующий - начинался открытием новых методов и перспектив философии (Гегель, Гуссерль...) Будет ли 21-ый век исключением? В наше время сложились предпосылки для фундаментального сдвига в методахгуманитарных наук.

Книга М. Н. Эпштейна, заслуженного профессора теории культуры и русской
литературы университета Эмори (Атланта, США), представляет собой введение в посткритическую эпоху философии
(критическая простирается, условно говоря, от Канта до Деррида).  Впервые систематически исследуется значение модальностей для философии и всего комплекса гуманитарных дисциплин на пороге нового тысячелетия. От изъявительного наклонения докантовской мысли - через повелительное наклонение посткантовского критицизма и активизма - философия ныне входит  в третью эпоху: мышление в сослагательном наклонении.

"Философия возможного" представляет собой введение в посткритическую эпоху философии (критическая простирается, условно говоря, от Канта до Деррида).  Впервые систематически исследуется значение модальностей для философии и всего комплекса гуманитарных дисциплин на пороге нового тысячелетия. От изъявительного наклонения докантовской мысли - через повелительное наклонение посткантовского критицизма и активизма - философия ныне входит  в третью эпоху: мышление в сослагательном наклонении.

Возможностный подход по-новому освещает традиционные философские
проблемы (универсалии, реализм и номинализм, бритва Оккама, мыслящие
персонажи, преодоление метафизики) и вместе с тем открывает новые
стратегии гуманитарного мышления:  переход от деконструкции к потенциации, к созданию множественных  метафизик, альтернативных теорий и практик.

Цель книги - обоснование поссибилизма как новой методологии гуманитарных наук.
              Первая часть, наиболее теоретическая, рассматривает категорию возможного как проблему исторического самоопределения самой философии, ее выхода за границу "актуальной" и "императивной" модальности.
              Вторая часть, наиболее критическая и методологическая, обращается к современному состоянию философии и прежде всего к деконструкционизму, этой самой последовательной критике метафизики, которая остается еще в рамках самой метафизики. Задача - обосновать "потенцирующий", конструктивный характер  мышления, который вывел бы его  за пределы как метафизики, так и философского критицизма.
             Третья часть, наиболее проективная, очерчивает процессы развития возможностных практик и теорий в таких сферах, как  общество, культура, этика, психология, религия.
             Наконец, в разделе "Приложение", наиболее систематическом, предлагается последовательное описание модальных категорий, выводимых из одного специфического признака (предиката "мочь"), и обосновывается проект новой философской дисциплины - потенциологии, науки о "мочь"  (подобно тому, как онтология есть наука о "быть", а эпистемология - о "знать").

Потенциология - новая  дисциплина, которая, наряду с онтологией и эпистемологией, составит триаду  основных философских наук. Идет ли речь о  мощи государства, о юридических или моральных запретах, о силе индивидуальной  воли, об  эротических желаниях,  о вере в божественное откровение, о возможности существования иных миров или о вероятности столкновения элементарных частиц, - перед нами всюду выступает  "мочь" как универсальное свойство, всеобъемлющая потентность-потенциальность человека и мироздания, которая еще не нашла для себя объединяющей дисциплины в системе знаний.

В жизни общества традиционный принцип "реализации возможностей" уступает место принципу "овозможения реальности". Нужна новая философия - философия сослагательного наклонения, или, по словам Ницше, "великого и опасного может быть".

Книгу можно приобрести,  помимо обычных магазинов, и через сетевой  "Озон http://www.ozon.ru/detail.cfm/ent=2&id=53564
Михаил Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб., Алетейя, 2001, 334 стр.