В 2001 г. в петербургском издательстве "Алетейя" начала выходить новая
философская серия "Тела мысли". Задача серии - обозначить и
отрефлектировать новые сдвиги в философии и гуманитарных науках после
деконструкции и постструктурализма. Последние десятилетия 20-го века
прошли под знаком "пост-" (постмодернизм, посткоммунизм, постколониализм,
поструктурализм). Теперь эта эпоха "пост-" сама уже позади. Мы вступаем
в век "прото-" - зачинательных, возможностных форм философской мысли.
В редколлегии серии - Т. А. Артемьева, И. П. Смирнов, Э. А. Тропп, Г.
Л.
Тульчинский и М. Н. Эпштейн. Серия задумана как аналог московской "Ad
Marginem", но с установкой не на французскую версию постструктурализма,
а на новые движения 21 века, больше связанные с отечественными традициями
и англо-американской философией.
Первым томом серии вышла коллективная монография под редакцией
Г. Л.
Тульчинского и М. С. Уварова "Перспективы метафизики. Классическая
и
неклассическая метафизика на рубеже веков". Вторым - книга Михаила
Эпштейна "Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре"
(СПб, Алетейя, 2001, 334 стр).
Три последних века завершались беспощадной критикой философии (Кант,
Ницше, Деррида), каждый последующий - начинался открытием новых методов
и перспектив философии (Гегель, Гуссерль...) Будет ли 21-ый век исключением?
В наше время сложились предпосылки для фундаментального сдвига в методахгуманитарных
наук.
Книга М. Н. Эпштейна, заслуженного профессора теории культуры и русской
литературы университета Эмори (Атланта, США), представляет собой введение
в посткритическую эпоху философии
(критическая простирается, условно говоря, от Канта до Деррида).
Впервые систематически исследуется значение модальностей для философии
и всего комплекса гуманитарных дисциплин на пороге нового тысячелетия.
От изъявительного наклонения докантовской мысли - через повелительное наклонение
посткантовского критицизма и активизма - философия ныне входит в
третью эпоху: мышление в сослагательном наклонении.
"Философия возможного" представляет собой введение в посткритическую эпоху философии (критическая простирается, условно говоря, от Канта до Деррида). Впервые систематически исследуется значение модальностей для философии и всего комплекса гуманитарных дисциплин на пороге нового тысячелетия. От изъявительного наклонения докантовской мысли - через повелительное наклонение посткантовского критицизма и активизма - философия ныне входит в третью эпоху: мышление в сослагательном наклонении.
Возможностный подход по-новому освещает традиционные философские
проблемы (универсалии, реализм и номинализм, бритва Оккама, мыслящие
персонажи, преодоление метафизики) и вместе с тем открывает новые
стратегии гуманитарного мышления: переход от деконструкции к
потенциации, к созданию множественных метафизик, альтернативных теорий
и практик.
Цель книги - обоснование поссибилизма как новой методологии гуманитарных
наук.
Первая часть, наиболее теоретическая, рассматривает категорию возможного
как проблему исторического самоопределения самой философии, ее выхода за
границу "актуальной" и "императивной" модальности.
Вторая часть, наиболее критическая и методологическая, обращается
к современному состоянию философии и прежде всего к деконструкционизму,
этой самой последовательной критике метафизики, которая остается еще в
рамках самой метафизики. Задача - обосновать "потенцирующий", конструктивный
характер мышления, который вывел бы его за пределы как метафизики,
так и философского критицизма.
Третья часть, наиболее проективная, очерчивает процессы развития
возможностных практик и теорий в таких сферах, как общество, культура,
этика, психология, религия.
Наконец, в разделе "Приложение", наиболее систематическом, предлагается
последовательное описание модальных категорий, выводимых из одного специфического
признака (предиката "мочь"), и обосновывается проект новой философской
дисциплины - потенциологии, науки о "мочь" (подобно тому, как онтология
есть наука о "быть", а эпистемология - о "знать").
Потенциология - новая дисциплина, которая, наряду с онтологией и эпистемологией, составит триаду основных философских наук. Идет ли речь о мощи государства, о юридических или моральных запретах, о силе индивидуальной воли, об эротических желаниях, о вере в божественное откровение, о возможности существования иных миров или о вероятности столкновения элементарных частиц, - перед нами всюду выступает "мочь" как универсальное свойство, всеобъемлющая потентность-потенциальность человека и мироздания, которая еще не нашла для себя объединяющей дисциплины в системе знаний.
В жизни общества традиционный принцип "реализации возможностей" уступает место принципу "овозможения реальности". Нужна новая философия - философия сослагательного наклонения, или, по словам Ницше, "великого и опасного может быть".
Книгу можно приобрести, помимо обычных магазинов, и через сетевой
"Озон http://www.ozon.ru/detail.cfm/ent=2&id=53564
Михаил Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре.
СПб., Алетейя, 2001, 334 стр.