Михаил Эпштейн
2. Эстетический образ судьбы.
Kлюч к пониманию судьбы может дать искусство, особенно литература,
которая благодаря своей повествовательной технике раскрывает
смысловую последовательность событий внутри человеческих судеб.
Именно искусство тяготеет к постижению человеческой жизни как
цепи
свершений, в которой все звенья связаны и определенное
начало
приводит к определенному концу. Эта завершенность, нелюбовь
к
разомкнутому и случайному - с одной стороны, к жестко
предумышленному и предопределенному - с другой, придают
искусству
особый интерес для изучения человеческой судьбы и отличают
эстетическое от эмпирического и логического.
При этом разные направления искусства могут тяготеть к изображению
случайного (натурализм, реализм) или к построению жестких
причинно-следственных схем (классицизм, социалистический реализм).
Вообще разные стилевые доминанты в искусстве можно характеризовать
в зависимости от их ориентации на разные типы событий. Если
психологизм направлен на объяснение и мотивацию поступков,
а
фабульность соотносится с остротой и неожиданностью происшествий,
то эстетическая ценность произведения определяется не столько его
психологической глубиной или фабульной остротой, сколько внутренней
завершенностью - свершенностью всех событий, замкнутостью
начал
и концов. Это относится не только к его внешне-композиционной
стройности, но и к смысловой завершенности изображенных
в нем
действий, слагающихся в целостность судеб.
Художественное произведение начинается и кончается в границах
свершения, которое может охватывать малую часть одной жизни или
совокупность многих жизней. Если вне искусства мы обычно говорим о
жизни, то искусство говорит именно о судьбе, т.е. о жизни,
понятой во
взаимосвязи поступков и происшествий - всех событий, образующих
цельные свершения.
Жизнь без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Но ты, художник,
твердо веруй
В начала и концы.
Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
(3)
Александр Блок здесь дает почти математическую по точности формулу
искусства как сферы свершенности. Художник должен знать прежде
всего начала и концы жизни, а гениальный художник -
и те начала и
концы, которые выходят за пределы видимой жизни ("ад и рай").
Искусство - это искусство превращения жизни в судьбу,
а бессвязных
поступков и происшествий - в свершения.
В этой связи можно оспорить известный тезис французского писателя
и
мыслителя Андре Мальро: "Искусство - это анти-судьба".(4) Мальро
исходил из экзистенциалистской позиции, согласно которой в искусстве
человеку дано творчески преодолеть ту зависимость от законов
мироздания, на которую обрекает его реальная жизнь. Если
в жизни все
навязано человеку извне, то в искусстве он творит свой свободный
выбор. Это верное наблюдение, но из него сделан ложный вывод.
Именно потому, что искусство есть свобода, оно выходит
за пределы
жизни и выявляет в ней судьбу, обнаруживает такую завершенность
и
закономерность, которые не вмещаются в границы жизни. Ощущаемой,
эмпирической жизни судьба и имманентна, и трансцендентна,
выявляясь
во всей полноте лишь за ее пределами, которые вмещает в себя
искусство. Все то, что в жизни разомкнуто, бессвязно,
поделено между
человеческим произволом ("поступки") и игрой случайности
("происшествия"), - все это в искусстве обнаруживает логику
свершения и красоту завершенности. Искусство есть анти-жизнь,
но
именно поэтому оно и есть торжествующий образ Судьбы. Судьба
больше
жизни, поскольку вводит в действие те начала и концы, которые не
вмещаются в пределы рождения и смерти.
Искусство как раз обнаруживает эту сверхжизненность судьбы - и
одновременно вводит судьбу обратно в пределы жизни, представляя ее
в
сочетании казалось бы произвольных и случайных событий. Жизнь
Родиона Раскольникова или Дмитрия Карамазова, Пьера Безухова или
Анны Карениной романически явлена в ее судьбоносной значимости:
в
связанности начал и концов, преступления и наказания, измены и гибели,
вины и осуждения, произвола и вышней воли... Искусство - это
жизнь,
соотнесенная со своими незримыми началами и концами и тем самым
являющая образ судьбы. Собственно, претворение жизни в судьбу и
составляет алхимию искусства. Как верно замечает Освальд Шпенглер,
словно бы в заочном споре с А. Мальро, "идею судьбы можно сообщить,
только будучи художником, - через портрет, через трагедию, через
музыку". (5)
Границы судьбы не совпадают с границами жизни, могут быть
шире или
уже, очерчиваясь яснее всего в свершениях - там, где своеволие
поступков обнаруживает свою связь с внезапностью происшествий.
Вот
почему Пушкин покидает Онегина так внезапно, "в минуту злую для него"
- ведь судьба Онегина свершается именно в этот миг, когда он
все еще
стоит на коленях перед покинувшей его Татьяной и появляется ее муж.
Жизни Онегина еще суждено продлиться, но судьба его решена, очерчена
во всей полноте: его стремление к пустынной свободе, пренебрегающей
тяготами любви и дружбы, полностью осуществляется и получает свое
воздаяние в этом, казалось бы, мимолетном эпизоде. А для
изображения
судьбы Акакия Акакиевича, наоборот, Гоголю понадобилось перенестись
за пределы его жизни, в посмертье, потому что только в проделках
привидения, снимающего шинели с проезжих, сказываются последствия
его сделки с нечистой силой в лице одноглазого портного Петровича.
Судьба может быть короче или длиннее жизни, обнаруживаться
задолго
до развязки или в самом конце эпилога. Искусство, концентрируя
в себе
судьбоносность жизни как свершения-завершенности, представляет
идеальный объект для исследования судьбы. Конечно, теория судьбы
не
ограничивается эстетикой - она имеет свою этику (по отношению
к
реальной, внехудожественной жизни) и свою мистику (по отношению
к
потусторонней, трансфизической жизни)... Но начать построение
этой
теории удобнее всего именно с эстетики, поскольку она,
в отличие от
этики, не включает назавершенных, спонтанных поступков
и, в отличие
от мистики, не имеет дела с безначальными, немотивированными
происшествиями. Основания теории судьбы как науки лежат в
эстетике.
3. А. Блок. Вступление в поэму "Возмездие".
4. Андре Мальро. Голоса безмолвия. В кн. Писатели Франции о литературе.
Сборник статей. М., "Прогресс", 1978, с. 294.
5. Освальд Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой
истории., т. 1, М., Мысль, 1993, с. 273.