ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ МЫСЛИ

 

Выпуск 2. Сентябрь 2000 - июль 2001

Выпуск 1. Декабрь 1999 - июнь 2000

 

Основана в декабре 1999 года в Нью-Йорке, США.

Основатели и ведущие: М. Эпштейн, профессор Университета Эмори, Атланта;

Л. Пинчевский, художник, Нью-Йорк.

 

Лаборатория Современной Мысли (ЛСМ) – неправительственная, некоммерческая организация. Задача ЛСМ – через творческое свободное общение внести новую интеллектуальную энергию в культурную жизнь русскоязычного Нью-Йорка. Цель ЛСМ - анализ специфических проблем и конфликтов посттоталитарной российской культуры в глобальном контексте современных интеллектуальных движений и теорий; разработка гуманитарных идей и проектов, которые могли бы определить культурную динамику нового столетия.

 

 

Постоянные участники ЛСМ: философ и культуролог Михаил Эпштейн (Университет Эмори), художник Леонид Пинчевский (Нью-Йорк), критик М. Адамович (журнал «Континент»), биофизик С. Адамович (Ратгерс Университет), художник Виталий Комар, художник Ирина Данилова, писатель, журналист Александр Ромаданов, писатель, музыковед Соломон Волков, профессор Эмиль Дрейцер (Хантер Колледж), Грегори Маффэл (Принстон Университет), художник Л. Лерман, художник Марк Поляков, критик Елена Полякова, художник Ольга Ас, Елизавета Коновалова (Коламбия Университет), искусствовед Наталья Колодзей, Татьяна Колодзей (Колодзей Арт Фаундейшн), писатель Павел Лимберский, поэт, журналист Геннадий Кацов, адвокат Е. Мандель, искусствовед Р. Хидекель, композитор Павел Журбин, журналист Л. Заславский (г. «Панорама»), гл. редактор г. «Forward» Борис Сандлер, режиссер Алла Кигель и др.

 

 

Пятое заседание. 30 сентября, 2000, Лонг Айленд. Открытие второго сезона Лаборатории.

Присутствовали: Л. Пинчевский, А. Журбин, Б. Сандлер, М. Адамович, С. Адамович, Н. Колодзей, И. Гинзбург, С. Цукерман, Э. Дрейцер и др.

 

Выступление Бориса Сандлера «Идишиская литература: история  и перспективы развития». В своем докладе писатель Б. Сандлер подробно осветил историю развития литературы на идиш, проследил ее истоки, ее особенности в различных культурных контекстах Европы, отметил основные художественные завоевания и имена. Дискуссия была посвящена проблеме самостоятельности языка идиш. В ней приняли участие И.Гинзбург, Л.Пинчевский, М. Адамович, А. Журбин, Э. Дрейцер.

 

 

Шестое заседание. 3 декабря, 2000, Нью-Йорк.

Присутствовали: М. Эпштейн, Л. Пинчевский, Т. Колодзей, Н. Колодзей, А. Ромоданов, И. Данилова, М. Темкина, Э. Дрейцер, У. Рижинашвили, В. Комар, М. Поляков, М. Адамович, С. Адамович, Г. Маффэл, Л. Пан, Л. Тараховская и др.

Выступление Михаила Эпштейна «Теория судьбы».  Философ М. Эпштейн посвятил свой доклад исследованию феномена судьбы в мировой культуре и дал собственную оригинальную интерпретацию данной проблемы.

В разгоревшейся острой дискуссии выступили М. Темкина, Э. Дрейзер, Л. Пан, Г. Маффэл, В. Комар и др.

 

 

Седьмое заседание. 25 марта 2001, Нью-Йорк.

Присутствовали: Л. Пинчевский, В. Комар, Л. Пан, А. Ромоданов (Алексрома), П. Лимберский, М. Адамович, С. Адамович, Т. Колодзей, Н. Колодзей и др.

 

Выступление Александра Ромаданова (Алексрома) «Как стать Богом». Писатель Алексрома посвятил свой доклад проблеме теодицеи и дал собственную интерпретацию классической теме взаимоотношений Бога и человека, вопросам Благодати и Богооставленности, человеческого несовершенства и демонизма, человекобога и Богочеловека.

 В острой дискуссии приняли участие Л. Пан, В. Комар и др.

 

 

Восьмое заседание. 5 мая 2001, Нью-Йорк.

Присутствовали: М. Эпштейн, Л. Пинчевский, О. Михаил Меерсон-Аксенов, Н. Зарецкая, М. Поляков, Н. Злобин, М. Адамович, С. Адамович, К. Адамович и др.

 

Выступление галерейщицы Нины Зарецкой (Медиа-Центр – ТВ Галерея, Москва). Показ ее фильмов «История одной коллекции» и «Нон-конформизм» (на материале коллекций галерей Бар-Гера и Нортон Додж). После просмотра фильмов разгорелась острая дискуссия на тему правдивого отражения истории российского нон-конформизма в современной документалистике. В обсуждении работ  Медиа-Центра приняли участие Л.Пинчевский, М.Эпштейн, М. Поляков, И.Данилова и др.

 

 

Девятое заседание. 15 июля 2001, Нью-Йорк.

Присутствовали: Л. Пинчевский, М. Эпштейн, К. Вейс, С. Вейс, Н. Колодзей, И Данилова, А. Кигель, и др.

 

Выступление Леонида Пинчевского «Капитал». В своем докладе Пинчевский проанализировав и объяснив принципы работы Wall Street - «машины изменения смыслов», предложил перевести культурные раритеты на язык фондовой биржи по индексам и сформировать цены, определяя спрос и предложение, разделив на группы элементов риска:

- Пушкин - символ ПУШ - как группа наименьшего риска

- Малевич - МЛЧ - средний группа риска

- Бродский - группа повышенного риска.

Попытка найти эквивалент культурному раритету, есть увлекательная форма интеллектуальной игры, объективно выясняющая реальный рассклад истории культуры.

 

М. Эпштейн  выступил с маленьким сообщением о связи бизнеса с метафизикой и предложил создать бюро метафизческих консультаций по бизнес-проектам, поскольку современный бизнес, техника и реклама выходят за пределы практических и физиологических потребностей (еда, одежда и т.д.) и все более обращаются к метафизическим запросам человека (преодоление времени и пространства, виртуальная реальность и т.д.).

 

 

АРХИВ ЛСМ

 

«...С того момента, как я осознал себя, моим самым ранним воспоминанием было неутомимое желание – страсть к рисованию, к искусству. Я помню, как однажды, в первый раз мама повела меня в кинотеатр, где перед входом стоял бюст Ленина, а над ним висел большой красный лозунг с четкими белыми буквами. «Мама, - чуть слышно спросил я, 0 что тут написано?» - «Искусство принадлежит народу. Ленин» . прочитала мне мама. Фильма после этого я уже не замечал. Я сидел, потрясенный глубоким горем, страшным открытием жизни. Оказывается, искусство принадлежит не мне, а – народу. Мой мозг стал искать выход – что делать? И внезапно я вдруг понял, что чтобы искусство принадлежало по-прежнему мне – надо создавать такое искусство, которым народ не хотел бы владеть – искусство, не нужное народу».

 

              Леонид Пинчевский, «Террор визуального»,

декабря 1999

 

 

«...Между поступками и происшествиями нет ни прямой, ни обратной причинно-следственной связи, но есть сопричастность одному смысловому полю суда-судьбы, речи-рока. Нельзя сказать ни того, что  человек находится во власти судьбы и все в его жизни является судьбоносным, ни того, что человек приобретает господство над судьбой, подчиняет ее себе в акте свободного выбора. Если в эстетическом варианте судьба больше человека, простирается за пределы его жизни, то в иудео-христианской концепции человек больше своей судьбы, наделен свободой веровать, каяться и спасаться. В третьем, философском варианте, судьба соразмерна человеку и есть его собственное свойство быть не-собой для себя. Человек назначает себе судьбу, чтобы иметь достойного соперника в бытии, чтобы расти через борьбу с тем, что превышает его.

 

Он ждет, чтоб высшее начало

Его все чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ

Р.-М. Рильке.

 

               Михаил Эпштейн «Теория судьбы»,3 декабря 2001

 

 

«...Это лишь кажется, что в подобных фразах – насмешка сына над промотавшимся отцом. Отец-то хоть и промотался, но дело сделать успел. Так или иначе, а пролетарии всех стран, и даже не пролетарии – а демос объединился и восстал. И победил, закрепив свою победу в форме диктатуры Сети... Сравнение прежних «игр в бисер» с интернетовскими играми говорит о непонимании собственно художественной природы сетелитературы... Грустный рассказ о восставшей толпе был мне необходим именно потому, что как и сам Интернет, так и гипертекст – все порождение современной массовой культуры».

Марина Адамович

                  «С точки зрения слона: гипертекст в пространстве Интернета»,

май, 2000

 

 

«...Любое современное культурное поле представляет собой арену борьбы между канонизированным авангардом и новичками, стремящимися получить признание и вытеснить устаревающий и уже признанный авангард за пределы поля, в культурное небытие».

                                                        Павел Лион (Псой Короленко) «культура он-лайн»,
                 май, 2000

 

 

 

«Существует множество общепринятых ответов на вопрос, зачем человеку нужен Бог: из стремления к обретению покровителя перед лицом безжалостно-непредсказуемого фатума, для объяснения непостижимых разумом чвлений, для подавления в себе страха смерти и так далее. Вместе с тем, никому еще не приходило на ум поставить обратный вопрос: зачем Богу нужен человек и вообще весь наш мир в том виде, в котором он существует?».

                                        

Александр Ромаданов (Алексрома) «Как стать Богом?»,

    25 марта, 2001

 

 

«Newsletter» - ежегодный информационный бюллетень ЛСМ. Ведущий редактор – М. Адамович, выпускающий редактор - Н. Колодзей; издается при поддержке Kolodzei Art Foundation, Inc.