ДАР СЛОВА #39 (58)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна
                                                11 марта 2002


                                                   Тема недели:
                                                Префиксоид ПАУ-

                                                    пау-личность
                                                    пау-книга
                                                    пау-город
                                                    пау-отношения и т.д.


В отличие от английского "web",  русское "паутина" - слово  длинноватое, не очень приспособленное для технических новообразований. Но если из слов "паук", "паутина" условно выделить элемент "пау" и назначить его приставкой, она может работать не хуже английского "web",   придавая многим словам смысл отнесенности к электронной паутине, например, пау-книга, пау-словарь, пау-деятель, пау-мастер,  пау-сообщество, пау-дискуссия...

Точнее, "пау-" можно охарактеризовать как полуприставку, поскольку она сохраняет конкретное лексическое значение.  Такие корневые морфемы, выступающие в роли приставки, называются префиксоидами. К их числу в русском языке относятся "еже" ("ежедневный", "ежегодный") и "полу" ("полуоткрытый", "полулежать") . Теперь к ним можно отнести и "пау-"

ПАУ-   префиксоид со значением "имеющий свойства паука или паутины, пауко- или паутинообразный".

С распространением всемирной электронной паутины и превращением ее в универсальный символ информационного века,  дигитальной культуры, виртуальных миров,  в язык вводится более регулярный грамматический способ выражения этого смысла. "Пау" значит:  паутинчатый, сетчатый, электронный, виртуальный, дигитальный, клейкий, клетчатый, разбегающийся во все стороны, многосуставчатый, многоколенчатый,  рассыпчатый, бесконечно множимый и делимый. Все мы знаем пау-людей, пау-города, пау-науки, пау-бизнесы, пау-отношения...

Пау-личность - причудливая, непредсказуемая, нечистая,  с темными углами в душе, например, Свидригайлов.

Пау-город - разбросанный, разбегающийся вширь многими пригородами, петляющий,  структурно несобранный, мало центрированный, например, Лос-Анджелес.

Пау-стиль -  изобилующий отступлениями, причудливыми зигзагами, ответвлениями образов, множественными отсылками и примечаниями, мелкими приписками, попутными соображениями. Например, стиль В. Розанова.

Пау-книга - разбросанная, петляющая от одной мысли к другой,
лишенная логического или композиционного стержня, иногда вследствие сознательного приема. Пример: "Бесконечный тупик" Д. Галковского.

Пау-наука или пау-теория  - растущая хаотично,  лишенная основополагающих принципов,  методологического ядра, состоящая из множества частичных гипотез и решений, мало связанных между собой. Пример: многие дисциплины эстетического цикла (литературоведение, киноведение).

Пау-отношения - сложные, запутанные, прихотливые, колеблющиеся, неясные самим участникам, легко рвущиеся и многократно залатанные, как, например, между  Ставрогиным и Верховенским в "Бесах" Достоевского.

Пау-дискуссия - дискуссия, которая переходит с предмета на предмет, удаляется от своего начальной темы, забывает ее, обрастает ненужными подробностями, выяснением отношением, сведением счетов.

Электронные издания  теперь размножаются, как грибы после дождя. И о мотоциклах, и о лошадях, и о грызунах.  Но нет еще журнала, посвященного паукам и паутине, нашим прародителям, вдохновителям, тотемам нашего сетевого царства. А ведь разнообразный мог бы получиться журналец,со своими разделами-паутинкам: пау-этика, пау-психология, пау-эротика и т.д. Вот о чем был бы журнал - не чистая зоология, а целая арена пау-нравов. Между прочим, "паук" по латыни  и есть "arena". Хорошее название для журнала - "ARENA". Ждешь цирка, веселья - а оттуда вываливается бан(ь)ка с пауками.



Значение "пау" не равнозначно значению префиксоида "э" - "электронный". Многие явления технически относятся к разряду электронных, но по сути не имеют ничего общего с "пау". И напротив, многие явления доэлектронного века и внеэлектронного мира  могут быть охарактеризованы приставкой "пау".  Иными словами, паутинность и электронность во многих случаях пересекаются, но часто следуют своим путем, образуют самостоятельные смысловые сферы. Например, Свидригайлов и Билл Гейтс, при всей своей гениальной изощренности,  мало имеют общего между собой: один - пау-личность, а другой - э-магнат.

Замечательный тип пау-личности - Свидригайлов, недаром ему в виде загробья мерещилась банька с пауками. Банька - это вроде чистилища для прохождения души от грязи к свету; но, засиженная по углам пауками, застланная паутиной, банька означает незаметное проникновение ада и в само чистилище. Вообще один Свидригайлов много стоит,  это целая пау-метафизика и пау-философия.Заметим, что не змеиная, не прямо гадская и дьявольская, а именно паучья, т.е. клейкая, сладострастная, оплетающая, дробная, многочленистая, лакомо-путанная, смачно-сосущая ,а не колко-жалящая.


Когда-то паутина казалась слабейшим из строительных материалов, образом непрочности, шаткости. В Коране есть сура под названием "Паук", где к пауку относится только следущий стих: "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников, подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно, дом паука, если бы они знали"  (сура 29, Паук, стих 40).
Дом - слабейший, ибо не имеет единой опоры, плетется из паутинок, который держат друг друга силой одного только сплетения. Вряд ли в эпоху Корана можно было предположить, что слабейшее в материальном мире окажется сильнейшем в мире взаимосвязей, коммуникаций. Кто был последним в царстве материи, оказывается первым в царстве  инфирмации. Все мы живем под знаком паука, все мы немножко "пау", и из всех сооружений, доселе воздвигнутых человечеством на земле, самое прочное и нетленное, если таковое вообще возможно, есть  всемирная паутина.

Герцен был едва ли не первым из первых русских мыслителей, кто выделил особое, паучье начало в ментальности и культуре. Вот его образцовое описание пау-личностей и пау-времени:

"По складу ума я паук, а не муравей и не пчела, - и потому имею естественную склонность к паутине. Я имею в виду то разделение методов мышления, о котором писал Бэкон в "Новом Органоне":

"Те, кто занимались науками, были либо эмпириками, либо догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным.
Рационалисты, подобно пауку, из себя самих создают ткань. Пчела же избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля, но
 располагает и изменяет его собственным умением."
    (Френсис Бэкон Веруламский. Новый Органон. М., 1938, с. 78).

Бэконовское мимолетное сравнение было перенесено Герценом на
характеристику целых исторических эпох. Посмотрите, как точно прилипают его метафоры к всемирной паутине нашего дня:

 "Есть эпохи, в которых пауки решительно берут верх, и тогда развивается бездна паутины - но мало собирается меду. Есть условия жизни, особенно
способствующие паукам. Для меда надобны липовые рощи, цветистые поля и пуще всего крылья и общежительный образ мыслей. Для паутины достаточен тихий угол, невозмущаемый досуг, много пыли и безучастие ко всему вне внутреннего процесса.

/Эпоха до 1848 г/ ...Промышленность процветала, торговля процветала еще больше, фабрики работали, книг писалась бездна, это был золотой век для всех паутин, - в академических аулах и в кабинетах ученых сплелись ткани бесконечные!..  История, уголовное и гражданское право, право
международное и сама религия - все было возведено в область чистого знания и падало оттуда самыми кружевными бахромами паутины.

Пауки качались привольно на своих ниточках, никогда не касаясь земли. /.../Доктринеры все понимали как нельзя лучше a vol d'araignee /с паучьего полета/". Герцен. Концы и начала, в его Соб. соч. в 30 тт., т. 16, М., изд-во АН СССР, 1959, сс.162-163.



В начале 20 в. человек впервые посмотрел на мир с высоты птичьего полета.
И вот столетие спустя авиация в качестве перводвигателя технопрогресса уступает место электронике, которая учит нас смотреть на мир с высоты "низшего пилотажа", паучьего полета.  На рубеже 3-го тысячелетия пау-люди  - мы с вами -  привольно качаются на своих нитях, и Клио, уподобляясь Арахне, мирно ткет свою паутину, которая "протягивается повсеместно" и окутывает мир  "кружевными бахромами".

Заметим, что наряду с интровертами и экстравертами в наше время появилась еще одна причудливая помесь: пау-личности,  отчаянные экстраверты по отношению к своему внутреннему миру - и интроверты по отношению к реальному, общежительному. Это, так сказать, вирто-верты, которые обращены  лицом  к экрану. Бледные лица с голубоватой подсветкой. В их покоях всегда горит электрический цвет, подсвеченный голубым монитором. Им мало интересна собственная душа и мало интересен реальный мир - они пау-люди, люди сетевого общения и воображения,  им нужен полусумрак. За день они могут вступать в общение с десятками лиц - и при этом не увидеть ни одного живого лица. Они заверчены в кокон электронной паутины.
 

--------------------------------------------------------------------
Объявление:

Subscribe.ru ОТКРЫВАЕТ ПОДПИСКУ на ежедневную (кроме выходных дней) рассылку новостей науки и техники. Автор рассылки - Александр Ромаданов (Алексрома). Подписаться можно, заполнив форму на заглавной странице журнала "Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник".
veer.info

-----------------------------------------------------------------------
В марте - мае 2002 "Дар слова" будет выходить с менее четкой периодичностью, но не реже, чем раз в две недели.