пау-личность
пау-книга
пау-город
пау-отношения и т.д.
В отличие от английского "web", русское "паутина" - слово длинноватое, не очень приспособленное для технических новообразований. Но если из слов "паук", "паутина" условно выделить элемент "пау" и назначить его приставкой, она может работать не хуже английского "web", придавая многим словам смысл отнесенности к электронной паутине, например, пау-книга, пау-словарь, пау-деятель, пау-мастер, пау-сообщество, пау-дискуссия...
Точнее, "пау-" можно охарактеризовать как полуприставку, поскольку она сохраняет конкретное лексическое значение. Такие корневые морфемы, выступающие в роли приставки, называются префиксоидами. К их числу в русском языке относятся "еже" ("ежедневный", "ежегодный") и "полу" ("полуоткрытый", "полулежать") . Теперь к ним можно отнести и "пау-"
ПАУ- префиксоид со значением "имеющий свойства паука или паутины, пауко- или паутинообразный".
С распространением всемирной электронной паутины и превращением ее в универсальный символ информационного века, дигитальной культуры, виртуальных миров, в язык вводится более регулярный грамматический способ выражения этого смысла. "Пау" значит: паутинчатый, сетчатый, электронный, виртуальный, дигитальный, клейкий, клетчатый, разбегающийся во все стороны, многосуставчатый, многоколенчатый, рассыпчатый, бесконечно множимый и делимый. Все мы знаем пау-людей, пау-города, пау-науки, пау-бизнесы, пау-отношения...
Пау-личность - причудливая, непредсказуемая, нечистая, с темными углами в душе, например, Свидригайлов.
Пау-город - разбросанный, разбегающийся вширь многими пригородами, петляющий, структурно несобранный, мало центрированный, например, Лос-Анджелес.
Пау-стиль - изобилующий отступлениями, причудливыми зигзагами, ответвлениями образов, множественными отсылками и примечаниями, мелкими приписками, попутными соображениями. Например, стиль В. Розанова.
Пау-книга - разбросанная, петляющая от одной мысли к другой,
лишенная логического или композиционного стержня, иногда вследствие
сознательного приема. Пример: "Бесконечный тупик" Д. Галковского.
Пау-наука или пау-теория - растущая хаотично, лишенная основополагающих принципов, методологического ядра, состоящая из множества частичных гипотез и решений, мало связанных между собой. Пример: многие дисциплины эстетического цикла (литературоведение, киноведение).
Пау-отношения - сложные, запутанные, прихотливые, колеблющиеся, неясные самим участникам, легко рвущиеся и многократно залатанные, как, например, между Ставрогиным и Верховенским в "Бесах" Достоевского.
Пау-дискуссия - дискуссия, которая переходит с предмета на предмет, удаляется от своего начальной темы, забывает ее, обрастает ненужными подробностями, выяснением отношением, сведением счетов.
Электронные издания теперь размножаются, как грибы после дождя. И о мотоциклах, и о лошадях, и о грызунах. Но нет еще журнала, посвященного паукам и паутине, нашим прародителям, вдохновителям, тотемам нашего сетевого царства. А ведь разнообразный мог бы получиться журналец,со своими разделами-паутинкам: пау-этика, пау-психология, пау-эротика и т.д. Вот о чем был бы журнал - не чистая зоология, а целая арена пау-нравов. Между прочим, "паук" по латыни и есть "arena". Хорошее название для журнала - "ARENA". Ждешь цирка, веселья - а оттуда вываливается бан(ь)ка с пауками.
Замечательный тип пау-личности - Свидригайлов, недаром ему в виде загробья мерещилась банька с пауками. Банька - это вроде чистилища для прохождения души от грязи к свету; но, засиженная по углам пауками, застланная паутиной, банька означает незаметное проникновение ада и в само чистилище. Вообще один Свидригайлов много стоит, это целая пау-метафизика и пау-философия.Заметим, что не змеиная, не прямо гадская и дьявольская, а именно паучья, т.е. клейкая, сладострастная, оплетающая, дробная, многочленистая, лакомо-путанная, смачно-сосущая ,а не колко-жалящая.
Когда-то паутина казалась слабейшим из строительных материалов, образом
непрочности, шаткости. В Коране есть сура под названием "Паук", где к пауку
относится только следущий стих: "Те, которые взяли себе помимо Аллаха помощников,
подобны пауку, который устроил себе дом. А ведь слабейший из домов, конечно,
дом паука, если бы они знали" (сура 29, Паук, стих 40).
Дом - слабейший, ибо не имеет единой опоры, плетется из паутинок, который
держат друг друга силой одного только сплетения. Вряд ли в эпоху Корана
можно было предположить, что слабейшее в материальном мире окажется сильнейшем
в мире взаимосвязей, коммуникаций. Кто был последним в царстве материи,
оказывается первым в царстве инфирмации. Все мы живем под знаком
паука, все мы немножко "пау", и из всех сооружений, доселе воздвигнутых
человечеством на земле, самое прочное и нетленное, если таковое вообще
возможно, есть всемирная паутина.
Герцен был едва ли не первым из первых русских мыслителей, кто выделил особое, паучье начало в ментальности и культуре. Вот его образцовое описание пау-личностей и пау-времени:
"По складу ума я паук, а не муравей и не пчела, - и потому имею естественную склонность к паутине. Я имею в виду то разделение методов мышления, о котором писал Бэкон в "Новом Органоне":
"Те, кто занимались науками, были либо эмпириками, либо догматиками.
Эмпирики, подобно муравью, только собирают и пользуются собранным.
Рационалисты, подобно пауку, из себя самих создают ткань. Пчела же
избирает средний способ, она извлекает материал из цветов сада и поля,
но
располагает и изменяет его собственным умением."
(Френсис Бэкон Веруламский. Новый Органон. М., 1938,
с. 78).
Бэконовское мимолетное сравнение было перенесено Герценом на
характеристику целых исторических эпох. Посмотрите, как точно прилипают
его метафоры к всемирной паутине нашего дня:
"Есть эпохи, в которых пауки решительно берут верх, и тогда развивается
бездна паутины - но мало собирается меду. Есть условия жизни, особенно
способствующие паукам. Для меда надобны липовые рощи, цветистые поля
и пуще всего крылья и общежительный образ мыслей. Для паутины достаточен
тихий угол, невозмущаемый досуг, много пыли и безучастие ко всему вне внутреннего
процесса.
/Эпоха до 1848 г/ ...Промышленность процветала, торговля процветала
еще больше, фабрики работали, книг писалась бездна, это был золотой век
для всех паутин, - в академических аулах и в кабинетах ученых сплелись
ткани бесконечные!.. История, уголовное и гражданское право, право
международное и сама религия - все было возведено в область чистого
знания и падало оттуда самыми кружевными бахромами паутины.
Пауки качались привольно на своих ниточках, никогда не касаясь земли.
/.../Доктринеры все понимали как нельзя лучше a vol d'araignee /с паучьего
полета/". Герцен. Концы и начала, в его Соб. соч. в 30 тт., т. 16, М.,
изд-во АН СССР, 1959, сс.162-163.
Заметим, что наряду с интровертами и экстравертами в наше время появилась
еще одна причудливая помесь: пау-личности, отчаянные экстраверты
по отношению к своему внутреннему миру - и интроверты по отношению к реальному,
общежительному. Это, так сказать, вирто-верты, которые обращены
лицом к экрану. Бледные лица с голубоватой подсветкой. В их покоях
всегда горит электрический цвет, подсвеченный голубым монитором. Им мало
интересна собственная душа и мало интересен реальный мир - они пау-люди,
люди сетевого общения и воображения, им нужен полусумрак. За день
они могут вступать в общение с десятками лиц - и при этом не увидеть ни
одного живого лица. Они заверчены в кокон электронной паутины.
--------------------------------------------------------------------
Объявление:
Subscribe.ru ОТКРЫВАЕТ ПОДПИСКУ на ежедневную (кроме выходных дней)
рассылку новостей науки и техники. Автор рассылки - Александр Ромаданов
(Алексрома). Подписаться можно, заполнив форму на заглавной странице журнала
"Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник".
veer.info
-----------------------------------------------------------------------
В марте - мае 2002 "Дар слова" будет выходить с менее четкой периодичностью,
но не реже, чем раз в две недели.