ДАР СЛОВА 53 (88)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна

                                               16 декабря 2002

                                            Тема недели: время (3)



    Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как особый вид искусства. Кого считать времяносцем нового века. Временитые люди и времучие места. Язык - большая азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий. Жизнь требует знаковых инвестиций.
 

----------------------------------------------------------------
В этом выпуске:

времяпись
вечнопись
времяписец
повремка
временосец
временосный
временовать
временитый
времучий



ВРЕМЯПИСЬ

врЕмяпись (ср. живопись, светопись, звукопись) - написанное временем, совокупность значимых следов и отпечатков времени.

     Для нас что эти хрущевские бетонки, что архив самиздата. Один и тот же стиль. Времяпись шестидесятых.
     Мандельштам в своей "Грифельной оде" читает времяпись горных пород, зримые оттиски времени в образе вздыбленной земли:
 Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
 Свинцовой палочкой молочной,
 Здесь созревает черновик
 Учеников воды проточной.

 Крутые козьи города,
 Кремней могучее слоенье,
 И все-таки еще гряда -
 Овечьи церкви и селенья!
 Им проповедует отвес,
 Вода их учит, точит время...


            Время почти исчезает в современных скоростных средствах коммуникации, и можно предвидеть, что вскоре, как все редкое, странное, исчезающее, оно станет самостоятельным предметом искусства. Не время плюс что-то еще, не история, не эволюция, не процессы развития, а  время само по себе, как незанятый промежуток, чистое дление. И тогда возникнет новый жанр: времяпись. Освобождается некое место, устанавливается отметка чистого нуля. И  мы наблюдаем, какие знаки оставляет на этом месте время. Никто, кроме времени. Время - единственный художник. Времяпись - это письмена, которые оставляет время на чисто выкошенном квадратике луга, или чисто выбритом квадратике лица, или чисто протертом квадратике стекла... Искусство времени. Tempo-art. Technochron. [1]э



ВЕЧНОПИСЬ

вЕчнопись - знаки, письмена вечности.

С детства его влекла загадочная вечнопись созвездий на черном атласе неба.

Есть верховные явления в жизни языка, нестираемые, неуничтожимые. Некоторые строки Пушкина, Достоевского, Хлебникова, Пастернака...  Это - наша вечнопись.



ВРЕМЯПИСЕЦ

врЕмяпИсец - тот, кто пишет, изображает время.

Летописец - это, как правило, хроникер  важных исторических событий, "лет" и "вех". Времяписец  довольствуется более скромной ролью: его интересует мелкозернистая фактура времени,  его мельчайшие составляющие, текучие "хронемы", змеистые "повремки", единицы перемен, кванты новизны.

    Юрий Трифонов не был бытописателем, как его представляли литературные враги. Не был он и летописцем, если понимать под этим пристрастие к большим, общественно важным и достопамятным событиям. Он был времяписцем, наблюдателем тонкой, рвущейся ткани времени, мельчайших сдвигов и колебаний, неуловимых историческими сейсмографами.


ПОВРЕМКА

поврЕмка  (ср. поземка, повестка) -  веяние времени, поветрие, тенденция, одна из составляющих временного процесса.

        Время часто сравнивают  с  ветром, вихрем, потоком, пламенем. Но у ветра и вихря есть свои дуновения, веяния и порывы, у потока - струи и волны, у пламени - языки. Как назвать эту отдельную струю, дуновение, завихрение времени, выделившееся из общей льющейся массы, чтобы вскоре опять с ней слиться? [2] Одно из возможных названий такой динамической, событийной (не астрономической) единицы времени - "повремка", по аналогии с отдельным движением снежной массы - "поземка", и массы административно-информационной - "повестка".

    Сейчас  интересы государства опять ставятся превыше всего. Кажется, эта державная повремка  быстро уляжется.

    Я не журналист, я писатель. Я не спрямляю тенденций, я пытаюсь проследить эту повремку во всей ее змеистости, как она крутится между нами, лижет сердца, туманит головы.

    Социализм... Посмотри на очертание этой повремки, как она перебегает из страну в страну, то ускоряя, то замедляя ход ее развития, а потом изглаживается, как будто пламя времени лижет своим язычком то один, то другой бок планеты.



ВРЕМEНОСЕЦ, ВРЕМEНОСНЫЙ

временОсец (ср. знаменосец) - человек, активно представляющий, знаменующий свое время,  выразитель его понятий и ценностей. [3]

На воображаемом слете временосцев всех стран и народов - кому бы вы доверили представлять Россию начала 21-го века?

Самые глубокие мыслители и писатели никогда не  были временосцами в том смысле,  какой сейчас придается "кумирам", "звездам", "культовым фигурам". Они были пленниками своего времени, а не его манифестантами.



временОсный  (ср. знаменосный) -  воплощающий определенное время, эпоху; содержащий в себе богатые пласты времени.
Вобравшая в себя опыт трех поколений, книга получилась воистину временосная.

Любой историк, попавший в этот домашний архив, будет счастлив, наткнувшись на столь временосную жилу.



ВРЕМЕНОВАТЬ

временовАть (ср. знаменовать, именовать)  -  характеризовать по отношению ко времени, с точки зрения хронологии; очерчивать, расчислять, наносить на карту времени; прикреплять к определенной дате, периоду,  "именовать по времени", давать временнЫе клички.

Пожалуйста, не надо так жестко временовать талантливых поэтов и загонять их в наивное прошлое. Они не шестидесятники, как и вы не восьмидесятники. Просто они есть всегда, а вас нет никогда.

Как бы ты овременовал 1960-е годы? Что это - конец модерности или начало постмодерна?

Сейчас появилась группа ученых, которые  временуют
все периоды мировой истории иначе, чем это принято в официальной историографии. Они приближают античность к нам, временуя ее как ретроспективную фантазию эпохи Возрождения. Но и Возрождения, согласно этой концепции, не было, поскольку нечего было возрождать.

А я считаю, что рано временовать начало 21-го века. Оно себя еще не показало. Пусть порастет, подышит, заслужит себе достойное имя.



ВРЕМЕНИТЫЙ

временИтый (ср. именитый, знаменитый)  - богатый опытом времени, переживший и вобравший разные времена, несущий их следы и свидетельства.

Временитая личность! Оттого и толпятся вокруг него люди: живой учебник истории.

Льва Р. нельзя было назвать знаменитым, большого имени он себе не нажил, но временитым он был точно. И каждое из времен, от 30-х до 80-x  - наложило на него свой особый отпечаток, так что по его личности можно было читать судьбу страны, как судьбу дерева - по годовым кольцам.

"Временитый"  может соответствовать английской идиоме "time honored" - "освященный веками".
Посмотри на эти временитые кремлевские башни. Каждый камень - свидетель истории.

В эту временитую книгу, изданную в середине 18 века, вписывали свои  имена все потомки рода Немчиновых по мужской линии. 12 имен. 12 поколений.



ВРЕМУЧИЙ

времУчий (скорнение время + дремучий)   - накопивший в себе время, заросший, переполненный временем.

Если "временитый" вызывает ассоциацию с "именитый", "знаменитый" и представляет время как источник заслуг, почета, славы, то  "времучий", по аналогии с "дремучий", относится скорее к забытым, глухим проявлениям времени.  Может выступать  синонимом таких прилагательных, как "ветхий", "древний", "старинный",  "старый", "дряхлый",  но предполагает не просто отнесенность к давнему прошлому и не возрастную изношенность, а именно погруженность в давнее прошлое, заброшенность в отдаленное время.

О происхождении языка никто ничего не знает. Это такие времучие дебри, что ни один профессиональный лингвист в них не сунется.
Времучие места! "...Где обрывается Россия над
морем черным и глухим". Тут, говорят, еще Овидий, изгнанный из Рима,  нашел приют, и Пушкин странствовал по его следам. И все равно - глухой, заброшенный край великой державы.

Вот уже лет десять он живет один на отшибе. Кто его друг, кто его  бог? Лес дремучий, ручей текучий, камень времучий.

Слово "времучий" звучит по-хлебниковски и образовано его любимым приемом скорнения (замена "д" на "в", типа "вружба",  вранье + дружба, или "творянин", творить + дворянин), но у самого Хлебникова не отмечается.

-------------------------------------------------------------------

Примечания

1. Жирным шрифтом выделяются те английские слова и выражения, которых еще нет в английском языке, по крайней мере в предлагаемом значении.

2. Представление о времени как особой субстанции свойственно не только искусству, но проникает и в науку. Так, астроном Николай
Козырев говорит о "потоке времени" как об особой физической сущности, не совпадающей ни с материей, ни с полем, ни с пространством в обычном их понимании. Субстанциалистские трактовки времени, в отличие от релятивистских, реляционных, получают все большее распространение. См. Александр П. Левич. Парадигмы естествознания и субстанциональная темпорология.

3. О правописании сложных слов с первой частью  "время". Должны ли они сохранять окончание "я" или писаться через соединительную гласную "е"? ВремЕтрясение или времЯтрясение (как в переводе одноименного романа Курта Воннегута)?

По общим правилам русского языка существительные на "я" теряют свое окончание и присоединяются ко второй основе гласной "е", например, "землетрясение", "волеизъявление", "каплеобразный". Однако для  существительных среднего рода на "мя" делается исключение: "времяисчисление", "времяпровождение", "семядоля", "семяизвержение". Из этого исключения в свою очередь делается исключение для сложных слов со второй основой "носный", "носец": "знаменосец", "знаменосный". Причина, очевидно, в том, что  начальное "н" второй основы как бы входит вместе с соединительной гласной "е" в состав почти всех форм  существительного, образующего первую основу (кроме именительного падежа):  "знамена", "знамени", "знаменем".

Этому порядку и мы следуем в новообразованиях.  Поэтому "времябоязнь", "времязависимость",  "времяпись", "времяточина",   "времядоля", "времявладение", но "временосец", "временосный".