Тема недели: Хронос (2)
_______________________________________________________________
Xроноцид - преступление 20-го века. Болезни времени и вечности.
Диагноз: хронопатия. Конец истории. Где утопия, тогда и ухрония.
Tопохронная
цивилизация.
Очередь как топохрон.
_____________________________________________________________
В этом выпуске:
хроноцИд
хронопАтия, хронопАт
ухрОния
топохрОн, топохрОнный
_____________________________________________________________
Хроноцид
хроноцИд (chronocide; chronos время + лат. caedere убивать) - времяубийство, насилие над естественным ходом времени, над историей, развитием, эволюцией; разрушение связи времен, принесение одного времени в жертву другому.
Современная история превратила суффикс "-цид" (-cide), "убийство" - в один из самых продуктивных способов словообразования. Цареубийство, отцеубийство, братоубийство, геноцид, экоцид... Особенно блистательную карьеру сделал этот суффикс с тех пор как в 1944 г. термин "геноцид" был введен в обиход американским юристом польского происхождения Рафаелем Лемкиным. На исходе столетия, обобщая его богатый криминальный опыт, хотелось бы предложить еще один неологизм: "хроноцид" - насилие над временем, истребление времени...
Хроноцид, геноцид и экоцид, как правило, связаны прямой линией революционной преемственности. Революция начинается хроноцидом, идейным убийством прошлого во имя абстрактного будущего. Потом революция начинает поглощать жизнь реальных людей, переходя в геноцид - убийство целых народов, сословий и классов, которым суждено остаться в прошлом, ибо они недостойны будущего. Наконец, уставшая революция, отчаявшись дать обещанное и разрушив производительные силы общества, подводит себе итог в хищном потреблении и истреблении природы - в экоциде. Начало революции - хроноцид, незримый переворот в сознании людей, вырывающих себя из среды обитания во времени, освобождающих себя от прошлого. Затем, расправившись со временем, революция обрушивается на людей и наконец опустошает живую среду обитания._____________________________________________________________Есть три основных формы хроноцида: утопическая одержимость будущим ("счастье грядущих поколений"), ностальгическая одержимость прошлым ("Великая Традиция") и постмодерная завороженность настоящим ("исчезновение времени в синхронической игре означающих"). Три основных модуса времени: будущее, прошедшее и настоящее - превращаются в три способа хроноцида, времяубийства, как только один из них абсолютизируется за счет других. [1]
хронопАтия (греч. chronos, время + pathos, болезнь, страдание, ср. психопатия, логопатия, невропатия) - аномалия, патология в протекании времени либо в способности его ощущения; расстройство временных процессов человеческой деятельности, нарушение связей между объективным и субъективным временем.
"Распалась связь времен," или, как сказано в подлиннике, "время вышло из суставов". Таков один из первых диагнозов тяжкого исторического недуга - хронопатии, поставленный Шекспиром в "Гамлете"... Впоследствии хронопатия неоднократно обсуждалась в рамках так называемой "проблемы отцов и детей".эОнопатия (греч. aion, эон - вечность) - болезнь, порча вечности, ее раздробление на частицы времени.Смолоду он страдал редкой формой хронопатии - ему казалось, что он отстает от времени, что нужно постоянно куда-то мчаться, что-то кричать, чем-то удивлять мир...
Тебе не кажется, что российская история, состоящая сплошь из взрывов и застываний, революций и стагнаций - это клинический случай хронопатии? - Может быть, но ведь и само время - это болезнь вечности, эонопатия. Так что не исключено, что болезнь времени - способ исцеления вечности.
Он такой милый, обаятельный, но почему он никогда не приходит вовремя? - Не сердись, он попросту хронопат и сам от этого глубоко страдает.Через пять минут начинается судебное заседание, а мой адвокат опаздывает, хронопат чертовый. Таким лечиться надо.
Отчего так много хронопатов среди философов? - Философ и должен быть хронопатом, он живет по часам всемирной истории, а по нашему жалкому времяисчислению он вечно опаздывает, а если приходит вовремя, то не туда, где его ждут.Да какая эта хронопатия, это же обычное дело: седина в бороду - бес в ребро.
ухрОния (греч. u, не, нет, и chronos, время) - безвременье, вневременье, прекращение времени; тип общества, политического режима или ситуации, в которых фактор времени, исторического изменения сведен на нет.
По способу образования и значению термин "у-хрония" соотносится с понятием "у-топия" (буквальное "безместие", "место, которого нет"). Как слову "утопия" в русском языке дополнительную выразительность придает его перекличка со словами "утопить", "утопление" (что обыгрывается Андреем Платоновым), так слово "ухрония" оттеняется его зловещим созвучием с "похороны", "захоронение".
Ухрония - это результат хроноцида, похороны времени, массовое захоронение жертв, принесенных на алтарь алчущего Всегда. Как только утопия осуществляется, она переходит в ухронию, разрыв самой истории. Место, которого нет, становится временем, в котором ничего не происходит. Если мир, каким он изображается в утопии, прекрасен и совершенен, значит, в нем уже нечего делать времени. Антиутопии Замятина, Хаксли, Оруэлла - это еще и антиухронии, разоблачения того хроноцида, времяубийства, в котором состоит главное историческое преступление утопических режимов.В начале 1990-х гг. в моде была идея "конца истории", якобы счастливо завершенной разрешением всех конфликтов в пользу всепобеждающей западной демократии (Ф. Фукуяма). Но эта ухрония на демократический лад, в сущности, ничем не лучше утопии тоталитарного, идеократического образца. Ухрония, или "конец истории", как правило, оборачивается началом массовой резни или массового оглупления, идео- или видео-интоксикации.
Михаил Бахтин ввел понятие "хронотоп" - время-пространство в их единстве. Заметим, что термин строится именно в таком порядке: "хроно-топ"? Если мотивировать его приоритетом времени в определенных структурах, то следует допустить и обратный порядок, где пространство домонирует над временем, - "топохрон".
топохрОн - пространственно-временной континуум, культурно-историческая среда, в которой пространству принадлежит более важная роль, чем времени.
Пытаясь применить бахтинское понятие "хронотопа" к российско-советской цивилизации, обнаруживаешь любопытную закономерность: хронос в ней вытесняется и поглощается топосом. Хронос стремится к нулю, к внезапности чуда, к мгновенности революционного или эсхатологического преображения... А топос, соответственно, стремится к бесконечности, к охвату огромной страны, континента, а далее и всего мира. Хронотоп здесь переворачивается в топохрон, время опространствлено.
Время в России вытесняется пространством - физическим и метафизическим. Таков архимедов закон погружения большого географического тела в историческую среду, таково свойство топохронов и топохронной цивилизации. Чем обширнее становилась Россия, тем медленнее текло в ней историческое время - и, наоборот, сокращаясь в пространстве, она убыстрялась во времени... С отдачей Восточной Европы и республик, сбросив тучное пространство СССР и социалистического лагеря, Россия превратилась в самую динамичную (хотя и потенциально кризисную) часть мира.--------------------------------------------------------------------Среди народов, условно говоря, исторических и неисторических, Россия, как топохронная держава, выбрала свой особый, "сверхисторический" путь: входя в историю, тут же готовиться к выходу из неё. Хронос опять вытесняется топосом, на этот раз эсхатологическим: представлением о "новой земле и небе, где времени больше не будет".
Очередь - один самых характерных советских топохронов. Пространство возрастает в цене, а время удешевляется, метр приравнивается уже не к секунде (как при обычной ходьбе), а к долгим минутам, иногда и к часу... Время поглощается пространством на пути к сакральному месту изобилия - заветному прилавку, кассе, входу, хранилищу...
1. Подробнее см. М. Эпштейн. Хроноцид: Пролог к воскрешению времени. "Октябрь", #7, 2000, сс. 157-171.
_______________________________________________________________
ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ О ВРЕМЕНИ
Время-1. Слова о времени у Даля и Хлебникова. Временялы, выгодно меняющие одно время на другое. Отчего страдают времябесием и времябоязнью.
Время-2. Энергия смыслообразования. Гражданство и времянство. За что не любят вечностников. Времязависимые сидят у времени на игле. Злободневное и добровeчное.
Время-3. Две разновидности письма - времяпись и вечнопись. Время как вид искусства. Кого считать времяносцем. Временитые люди и времучие места. Язык - азартная игра. Пора языкотворчества. Конкурс однословий.
Время-4. Любимые слова американцев. Самые красивые русские слова. Как выбирать подарки. Политика - искусство отмывания времени. Времяупорные дамы и режимы. Компьютерные времярезки, исторические времярубки и большевистский времёж.
Время-5. Главный закон корня. Ветви и кроны. Языководство. Можно ли овременить Россию? Изгибы и пробоины времени. Времнины, времяпады, времяизвержения. Время и семя. Времяточивое детство и местомиги памяти.
Время-6. Логос и неологизм. Новому году - новое слово. Японское времялюбие и карамазовское времястрастие. Чувство времени и способы его выражения. Кто времлет будущему? Времливые мыслители. 8 часов завременья.
Время-7. Расширьте свой времяём. Времяпоклонничество - самая массовая из сект. Времяугодливые классики. Времяеды опаснее дармоедов. Овременять или развременять религию?
Время-8. Последние времясловия. Иновременное, надвременное и подвременное. Времяведение как наука. Правила времесла. Вожди и времяводы. Лексическая крона времени в русском языке: 166 слов. Глагол времен.
Хронос-1. Америка как демократия и хронократия. Хронос выше демоса и плутоса. Хрономания - болезнь трудоголиков. Хронема - гуманитарная единица времени. И ее смеховой двойник - хренема.
_____________________________________________________________
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Новый выпуск сетевого журнала
"Веер будущностей. Техно-гуманитарный вестник"
(#58)
Книга М. Эпштейна "Отцовство".
С.-Петербург. Алетейя, 2003
(поступила в продажу в сетевой книжный магазин "Озон")