февраль 2002 года
Синопсис новостей науки и техники
Веер Будущностей - veer.info
28.02.2002. Первая в мире видео-игра. В Интернете появилась первая в мире электронная игра. Да, именно первая - производства 1962 года. Называется она Spacewar! - "Космическая война". В отличие от первых космических кораблей, сделанных в реале из железа, виртуальные ракеты и через 40 лет резво летают по кибер-пространству. Эту игру придумали и сделали энтузиасты из Массачусетского технологического университета в свободное от работы время, на компьютере PDP-1 (Programmed Data Processor) с 9 килобайтами оперативной памяти. Ввод программы осуществлялся при помощи перфокарты. Позднее фирма Атари сделала автоматы с этой игрой. Интересно в этой игрушке то, что ракеты летают по всем правилам космоса, с учетом сил гравитации, и если умело пролетать вблизи от звезды, то можно получить от нее дополнительное ускорение (а если неумело - звезда притянет к себе ракету). Попробуйте сами.
27.02.2002. Новый хит виртуальных музыкантов. "Гориллаз", виртуальная группа хип-хопперов из Англии, выпустила новый альбом, в название которого вынесен хитовый сингл "Завтра наступает сегодня". Эта группа интересна тем, что все ее музыканты - не живые люди, а виртуальные персонажи, однако это не мешает ей устраивать концерты и заокеанские турне. Веб-сайт "Гориллаз" - один из самых техно-продвинутых: на нем можно не только прослушать композиции группы, но и просмотреть видео-клипы, а также смикшировать свою собственную муз-байду на пяти дорожках или погонять на виртуальном джипе по крутым эстакадам. Гонки на джипе сделаны, кстати говоря, на основе передовой технологии, которая позволяет инкорпорировать физические законы в виртуальную реальность, с тем чтобы все ее объекты были интерактивными. Горилловзский джип упомянули даже в разделе нау-тех новостей BBC. А сами новости оказались, как ни странно, пересказом заметки в Веере за июль 2001 года. (Русскоязычные Гориллаз живут тут).
26.02.2002. Освоение виртуальной целины. В сети появился первый в своем роде веб-сайт, на котором предлагается принять живое участие в создании виртуального мира. Обычно виртуальный мир общего сетевого пользования (например, в игре Ultima) создается заранее и не меняется по ходу игры. В данном случае компания Линден Лэб решила пойти другим путем: она создала программу, при помощи которой все желающие (но только жители Америки, как ни странно) могут создавать трехмерные виртуальные объекты и помещать их затем в заранее подготовленное сетевое кибер-пространство. Все объекты вновь создаваемого виртуального мира будут подчиняться физическим законом, и люди смогут посылать в них своих аваторов - кибернетических альтер-эго. Примечательно, что виртуальную целину, как и в старые добрые времена, будут осваивать молодые энтузиасты.
25.02.2002. По сведениям ЦРУ, глобального потепления не будет. Группа ученых из США и Великобритании в составе профессора метеорологии Массачусетского технологического университета, бывшего директора ЦРУ и других "светил науки" подготовила доклад под названием "Климатическая наука и политика: установление связи", в котором прогнозы глобального потепления, составленные Межправительственной рабочей группой по климатическим изменениям, объявляются целенаправленной ложью. Как утверждают авторы доклада, опубликованного Европейским форумом по науке и окружающей среде, модели Рабочей группы не отражают всех факторов, таких, как облачность, океанические течения, испарения, солнечная активность и т.д., которые могут влиять на потепление, в результате чего вся вина за повышение температуры на Земле перекладывается на промышленную деятельность, вызывающую парниковый эффект. Критики концепции глобального потепления отмечают, что климатическая система планеты слишком сложна для того, чтобы предсказать ее поведение в будущем, даже в ближайшем. В частности, существует теория, согласно которой парниковый эффект приведет не к глобальному потеплению, к повышению среднегодовых температур в одних местах и к понижению - в других. В частности, если растают полярные ледники, теплое течение у восточных берегов США станет холодным, и в Вашингтоне, Нью-Йорке и Бостоне наступит вечная зима. Потепление, скорее всего, будет, но, возможно, не глобальное.
22.02.2002. Кто родится в искусственной рубашке? Ученые из Корнелльского университета работают над созданием искусственной утробы для вынашивания детей, зачатых в пробирке. Если эти эксперименты завершатся успешно, для вынашивания плода больше не потребуется женский организм. Возможно даже, в будущем зародыши будут вырастать в инкубаторах из клонированных клеток, помещенных в искусственные утробы, и тогда утверждение о том, что детей находят в огороде (на грядке, в капусте и т.д), станет истинным. Пока что ученые добились того, что эмбрионы успешно присоединяются к стенкам утробы и начинают расти, однако по американским законам такие эксперименты должны быть прекращены через несколько дней, и никто пока не знает, что случится дальше. Ожидается, что полноценно функционирующие искусственные утробы появятся всего через несколько лет.
21.02.2002. Пролетая над Марсом. В сети появился детальный атлас марсианской поверхности. Любой желающий может выбрать полюбившийся ему сегмент на карте Марса, а затем приблизить его и рассмотреть в подробностях. Эта карта составлена из фотографий, посланных на Землю зондом Mars Global Surveyor, который находится на орбите Марса с 1997 года. Атлас позволяет рассмотреть подробности марсианской поверхности с разрешающей способностью до 250 метров, что представляет собой значительный шаг вперед по сравнению со старой картой, составленной на основе изображений, сделанных "Викингом" в 70-х годах.
20.02.2002. Люди как сообщество 90-процентных зомби. Нейробиологи сделали открытие: в своей повседневной жизни люди в 90 процентах случаев действуют бессознательно. Даже такие "ответственные" решения, как играть или не играть в лотерею, смотреть хоккей или не смотреть, нюхать кокаин или не нюхать, люди принимают на первый взгляд сознательно, но фактически, как показали эксперименты, на подсознательном уровне. Поведение людей определяется решениями, которые они принимают на основе оценки возможного вознаграждения (или наказания) за свои действия. Эта оценка производится теми же мозговыми нейро-цепочками, которые оценивают природные вознаграждения, такие как пища и секс. Опыты с обезьянами, а затем и людьми, показали, что оценка вознаграждения определяется количеством допамина - вещества, вырабатываемого нейронами. Чем больше этого вещества в мозге, тем сильнее чувство удовольствия. Когда обезьянам давали больше апельсинового сока, чем они ожидали, у них вырабатывалось больше допамина, чем обычно. Меньше сока - меньше допамина. То же самое происходит и с людьми, только вместо сока - деньги, зрелища, игры. Так, было научно установлено, что если первый поход в казино будет успешным, человек в большинстве случаев превратится в азартного игрока, который не будет обращать большого внимания на последующие проигрыши в надежде хоть еще раз получить повышенную дозу допмина, сравнимую с той, которая доставила ему удовольствие в первый раз. То же самое относится и к удачному первому сексуальному опыту. Дальнейшие опыты показали также, что молодые парни, разглядывающие фотографии хорошеньких девушек, получают изрядный заряд допомина. Люди, у которых допоминовые реакции нарушены, зачастую превращаются в извращенцев. Например, женщины, страдающие булимией, испытывают наслаждение от рвоты. Булимики утверждают, что изрыгание пищи дает им приятное ощущение тепла и уюта. На самом-то деле секрет заключается все в том же допомине, который ошибочно выделяется не при приеме пищи, а при ее отторжении.
19.02.2002. Разноцветные пиксели. По предсказаниям специалистов по фото-видео-технике, в ближайшем будущем качество цифровой фотографии приблизится к пленочно-бумажным образцам. Произойдет это, среди прочего, благодаря более совершенным сенсорам. Компания "Фовеон" разработала революционную технологию Foveon X3, которая значительно повысит светочувствительность цифровых фотоаппаратов. В настоящее время цифровые аппараты записывают один цвет на один пиксель, а в новых моделях на каждый пиксель будет приходиться по три цвета. Фотодетектор "Фовеона" состоит из трех слоев, упакованных в кремниевую пластину. Красный, зеленый и синий свет проникают в кремний на разную глубину, и это позволяет записывать их отдельно на разных слоях. В результате получается более четкое изображение, на котором лучше передаются оттенки цвета.
15.02.2002. Секс: тупиковая ветвь эволюции или оружие против мутантов? Вот уже несколько десятилетий биологи ломают голову над тем, зачем животным и человеку нужен секс. Вопрос это не философский и даже не физиологический, а генетический. Дело в том, что эволюция биологических существ может происходить и без этого приятного, но рискованного занятия: в природе насчитывается несколько тысяч видов бесполых растений и животных, которые при этом весьма успешно эволюционируют. Некоторые из тех, кому неизвестен секс, например микроорганизмы "бделлоиды-ротиферы", существуют уже десятки миллионов лет. С точки зрения эволюции секс не только избыточен, но и малоэффективен. Вопрос здесь даже не в том, что КПД секса равно одному случаю производства потомства на несколько тысяч совокуплений, а в том, что женская особь передает своему потомству не полный набор своих генов, а только половину, и при этом часто теряются удачные генетические комбинации, которым даже не суждено было проявить себя в естественном отборе. Кроме того, примерно в половине случаев на свет появляют особи, не способные к деторождению (то есть мы, мужики:)), вся функция которых заключается только в "разбавлении" кода материнских особей. С сексом всё даже хуже, чем нам кажется: несмотря на широко распространенное представление о том, что двуполые виды - эволюционный шаг вперед по сравнению с однополыми, существуют животные, которые некогда занимались сексом, а потом это дело бросили и стали размножаться клонированием (например, отдельные виды ящериц, все особи которых женские, откладывают неоплодотворенные яйца). Однако, находятся еще биологи, встающие на защиту секса. Вильям Райс из Университета Санта-Барбары (да-да, той самой!) провел эксперименты с мушками, в ходе которых выяснил, что секс помогает избавиться от неудачных генетических наборов, разбавляя одни комбинации другими. Как утверждает ученый, гены людей неудачно мутируют так часто и в таких пропорциях, что если бы люди не занимались сексом, человечество давно бы выродилось, превратившись в скопище беспомощных уродов.
14.02.2002. Говорящая еmail-голова. В Сети появилась игрушка, зачитывающая вслух электронные послания отправителя, демонстрируя при этом его изображение, имитирующее мимику лица и реагирующее на вставленные в письмо "смайлики", "гриники" и т.п. Достаточно зарегистрироваться, сообщив только имя и выбрав пароль (никаких длинных анкет), загрузить фото анфас и выполнить простую процедуру маркировки лица курсором мыши в 30 точках. Можно отправить послание и с использованием других изображений - под маской Буша, например, или Джеймса Бонда. В любом случае письмо будет зачитано голосом робота. По-английски робот читает вполне сносно, а вот русский текст в транслите перерабатывает в сплошную кашу. Для желающих прослушать образец на псевдо-русском языке - признание Алексромы в любви к читателям.
13.02.2002. Светлое будущее: дни станут длинее. По расчетам бельгийских ученых, глобальное потепление приведет к тому, что в сутках станет не 24 часа, а немного больше, так как повышенное содержание углекислого газа в атмосфере может привести к замедлению вращения Земли. Увеличение продолжительности дня составит, однако, незаметную для человека величину - несколько микросекунд. Уже сейчас ученые могут замерять фактическую продолжительность для с точностью до 10 микросекунд. Один день никогда не равен другому, поскольку на скорость вращения Земли влияют атмосферные явления и океанические течения. Предполагается, что к концу XXI века продолжительность дня увеличится примерно на одну десятитысячную долю секунды.
12.02.2002. Говорящий разговорник. Санкт-Петербуржская компания Эктако разработала устройство, напоминающее средство общения советских космонавтов с инопланетянами из фантастических романов 60-х годов: это небольшая коробочка, которая моментально-автоматически переводит речь говорящего на другие языки. Правда, ирония XXI века заключается в том, что это замечательное русское изобретение, первое в своем роде, не понимает ни слова на родном языке - оно предназначено для перевода с английского на испанский, французский или немецкий, а скоро добавится и китайский. Словарный запас модели Universal Translator UT-103 пока что ограничен 3 тысячами фраз, которые чаще всего необходимы туристам (типа "ай эм эн американ бизнесмэн"). Специальная модель для американских полицейских переводит наиболее употребляемые в общении с правонарушителями фразы на испанский язык - незаменимое средство живого общения с нелегалами-мексиканцами, например. Произносимые электронным переводчиком слова высвечиваются также на дисплее. Остается только задать этой новинке вопрос: "When will you speak Russian?"
11.02.2002. Виртуальный интеллект на службе кибер-цивилизации. В недавнем прошлом искусственный интеллект представлялся футуристам в виде компьютера, встроенного в голову робота. Английские ученые из Королевского колледжа в Лондоне разработали технологию, благодаря которой интеллектом будут обладать не только роботы, но и виртуальные люди, причем в одном компьютере сможет жить сколь угодно много таких "людей". Технология, которая называется "устройство по обретению речи" (Language Acquisition Device), имитирует функции лобных долей мозга, в которых происходит обработка речи и эмоций. Виртуальные интеллектуалы смогут общаться как с людьми, так и между собой (интересно, кстати, смогут ли они отличить людей от себе подобных - тест анти-Тюринга!). Общение с людьми будет происходить посредством речи: например, виртуальному персонажу электронной игры можно будет отдать приказ голосом, он его выполнит, а затем отчитается в словесной форме. В настоящее время интеллект кибер-людей находится на уровне полуторагодовалого ребенка, однако он растет не по дням, а по часам, и к концу года кибер-младенцы подтянутся до уровня шестилетнего карапуза. Предполагается, что в недалеком будущем люди в компьютере смогут без участия человека построить свою цивилизацию. Уже сейчас просматриваются этические проблемы: если виртуальные люди будут обладать разумом и эмоциями, они, по идее, должны пользоваться равными с человеком правами.
08.02.2002. Птицечеловек с вертикальным взлетом и посадкой. Изобретатель Майкл Мошьер продемонстрировал опытный образец персонального летательного аппарата SoloTrek, который больше похож на воздушный велосипед, чем на самолет. Взлетает и садится он вертикально, фюзеляжа и кабины у него нет, а есть только рама с крыльями, винтовыми моторами и компьютером. Компьютер, кроме обслуживания приборов, помогает также балансировать аппарат в полете. Опытный образец весит 150 кг, работает на бензине или керосине и поднимается всего на несколько метров. В окончательном варианте Соло-Трек сможет подниматься выше 2 км, будет развивать скорость до 150 км/час и будет способен пролетать без дозаправки несколько сот километров. Первыми пользователями этой новинки станут спецназовцы, полицейские и пожарные. Полноценную модель планируется выпустить к 2003 году.
07.02.2002. Телепортация - не фантастика. Индийские ученые из Института Бозе в Калькутте, в котором некогда учился известный физик Шатьендранат Бозе, на основе работ которого Альберт Эйштейн предсказал возможность существования газового конденсата, обладающего свойствами отдельного атома (конденсат Бозе-Эйнштейна), сделали открытие, подтверждающее возможность телепортации материальных объектов. Судя по всему, в будущем телепортация станет возможной на основе практического использования запутанных квантовых состояний. Под термином "запутанное состояние" подразумевается феномен наличия взаимосвязи между состояниями когерентных частиц, причем эта взаимосвязь реализуется моментально, вне зависимости от того, на каком расстоянии такие частицы находятся. Таким образом, квантовая телепортация позволит мгновенное перемещение материи из одной точки вселенной в другую, сколь угодно далеко удаленную. Физикам известно несколько методик "запутывания" элементарных частиц, в зависимости от типа частицы. Открытие, о котором идет речь, ценно тем, что оно применимо к любому типу частиц: к электронам, фотонам, атомам и даже крупным молекулам. При этом, что особенно важно, "запутываемые" частицы могут происходить из различных источников.
06.02.2002. Кибер-эволюция. Английские ученые задались целью поднять кибер-войны (боевые состязания роботов) на новый научный уровень. До сих пор железные монстры уподоблялись боксерам на ринге: их задача сводилась к простейшим функциям распознавания объекта, нападения и защиты. Теперь такие состязания будут больше напоминать процесс эволюции био-существ. С 27 марта в научно-развлекательном (!) центре "Магна" в городе Ротерхам, на специальном стадионе, вмещающем 500 человек, начинаются состязания самообучающихся роботов. Участвуют роботы двух типов: безобидные обыватели и агрессивные хищники. Стратегическая цель и тех и других - получить энергию, необходимую для поддержания жизнедеятельности. Первые получают ее, отыскивая "место под солнцем", то есть подставляя солнечные батареи под расставленные на арене источники света. Вторые добывают "пропитание", охотясь на первых и отбирая у них энергию. В ходе этого длительного мероприятия самообучающиеся роботы эволюционируют, оттачивая тактику защиты и нападения. Чем закончится такая искусственная эволюция, никто предсказать не решается. Однако ожидается, что у роботов разовьются отдельные навыки животных. Например, вполне вероятно, что "кибер-хищники" научатся охотиться стаями. Появления венца эволюции, кибер-человека, пока что не предвидится.
05.02.2002. Модель черной дыры как динамомашины. В грядущем выпуске журнала Nature сообщается, что исследователи из Лаборатории реактивной тяги НАСА и университета Тояма в Японии построили модель черной дыры на суперкомпьютере, который обычно используется для прогнозирования погоды. Что общего между черной дырой и земной атмосферой? Материя, затягиваемая в черную дыру под действием гравитации, движется по спирали наподобие воздушных вихрей. Ученые построили модель вращающейся черной дыры, в которую попадает намагниченная плазма. Анализ этой модели подтвердил теоретические выкладки, согласно которым вращение дыры производит электромагнитную энергию.
04.02.2002. Ученые предсказывают мрачное будущее. В рамках Всемирного экономического форума в Нью-Йорке проходят сессии, на которых ученые обсуждают будущее планеты. По общему признанию, все попытки футур-прогнозирования неминуемо окрашены в глубоко пессимистические тона. Выделяются три проблемы: биотерроризм, глобальное потепление и конвергенция людей и роботов с непредсказуемыми последствиями. Проблема первая: по мнению ученых, достижения генетики создают опасность того, что террористам станет относительно легко произвести биологическое оружие массового поражения. Контролировать производство и перемещение смертоносных вирусов и бактерий будет также тяжело, как и торговлю наркотиками. Проблема вторая: если не предпринять срочных усилий, температура планеты до конца 21 века повысится на 5,8 градусов. Даже если будут предприняты усилия по снижению темпов глобального потепления путем сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа, температура все равно повысится на 1,4 градуса. В результате могут растаять полярные льды, что приведет к массовым наводнениям. Пострадают в первую очередь развивающиеся страны, у которых нет средств и технических возможностей для возведения защитных дамб. Глобальное потепление может стать также политической проблемой: засуха в центральных районах Азии и Африки приведет к резкому увеличению числа беженцев (настроенных, как предполагается, далеко не миролюбиво). Проблема вторая: в ближайшем будущем станет возможным вживлять в мозг компьютерные микро-чипы для улучшения его работоспособности, с другой стороны - в робототехнике будут все больше использоваться принципы действия и функциональные элементы биоорганизмов. Таким образом, люди будут приобретать черты роботов, а роботы - все более походить на людей. В будущем, возможно, станет практически невозможно отличить человека от робота. Побочная проблема заключается также в том, что роботы все больше используются как боевые машины. Существует теоретическая опасность того, что роботы, превращенные в автономные механизмы истребления людей, могут выйти из-под контроля и устроить своим био-предкам "ночь длинных ножей".
01.02.2002. Идейная олимпиада. В Токио прошла 26-я Олимпиада идей, организуемая компанией Тойота. Первое место заняло инвалидное кресло, на котором можно подниматься по лестнице. Приз "Автомобиль моей мечты" получило изобретение, внешне напоминающее божью коровку, но приводимое в движение хомячками, крутящимися буквально как белка в колесе. Хомяки крутят динамо, с которого поступает ток на электромотор. Интересно, кстати, сколько уходит корма на один километр пробега? Среди победителей также виндсерфинг на колесиках и балансирующий автомобиль, который может вставать с четырех колес на два.
новости нарыл и пересказал Алексрома