Загляни в голову художника

или

Откуда приходит вдохновение?

www.formanthology.com

 

Во Всемирной Электронной Сети появился замечательный ресурс, полное название которого звучит суховато: Универсальная Антология Формы (Universal Anthology of Form, адрес – www.formanthology.com). Но надо сказать, что, зайдя на этот сайт, вы выйдете из него уже несколько другим человеком.

 

Создатели этого монументального онлайнового проекта задались целью – проследить, как за долгие века человеческой истории определённые художественные идеи волновали и продолжают волновать художников и прочих людей, создающих изображения – независимо от эпохи, культуры и религии.

 

Выясняется, что на протяжении тысячелетий люди выкладывают на бумагу, запечатлевают в камне, глине и на фотоплёнке, по сути дела, одни и те же сюжеты, формы и фантазии, и то, что именно они выкладывают и запечатлевают, можно разделить на некоторое количество категорий.

 

Каких? Да самых разных. От вполне предсказуемых, таких как “Круг в искусстве”, “Палец в искуссве”. “Нога в искусстве”, до очень, очень странных, таких, как, например, “Птицы с человеческими головами” (вы не поверите, сколько художников самых разных стран и эпох, оказывается, любили пририсовывать человеческие головы к птичьим телам).

Всю эту головокружтельную классификацию предпринял известный русский художник Михаил Шемякин, живущий ныне в Америке, но работающий, главным образом, с упором на Россию. Несколько десятилетий Шемякин собирал коллекцию самых разных изображений и распределял её по категориям. Недавно одна из таких категорий его коллкции – “Шар  искустве” – была представлена в Питере, в Русском музее.

Перечислить все категории, представленные в колелкции Шемякина, по-видимому, очень трудно (поговаривают, что их больше тысячи). Сайт, о котором мы говорим, является, по сути дела, лишь относительно небольшой по размеру иллюстрацией того, что насобирал за долгие годы Шемякин, однако этот онлавйновый ресурс постепенно расширяется и, похоже, скоро начнёт принимать пополнения для новой, виртуальной части шемякинской колелкции изображений от зрителей по всему миру.

 

Надо отметить, что техническое и дизайнерское исполнение сайта безукоризненно: отлично выбрана блёкло-золотистая цветовая гамма, не отвлекающая зрителей от просмотра картин, скульптур, графики и прочих произведений, предстпавленных на многочисленных тематических страницах. Весьма логично выстроена архитектупра сайта: фактически с любой страницы можно попасть на любой из многочисленных уровней портала; и чувствуется, что программисты, строившие сайт, отлично знают все плюс и минусы платфопрмы Windows, делая работу с сайтом максимально добной для пользователей “Окошек” по всему миру (я не удивлюсь, если узнаю, что господин Гейтс – негласный спонсор этого наверняка дорогостоящего проекта).

 

Хорошо сконструирован и поисковый механизм: в пределах любой категории можно получить подборку всех её произведений по техникам или исторически эпохам, что весьма полезно для студентов художнественных и искусствоведческих факультетов.

Многочисленые линки на сайте работают чётко, не виснут и не “ломаются” (а ведь на нём тысячи – файлов!), большинсто страниц не трещат от переизбытка информации и грузятся достаточно быстро даже на не самых скоростных подключениях.

Приятно, что сайт немногословен – в отличие от большинтва западных художников и и мыслителей, выходящих в интернет, создатели этого ресурса не выпячивают на передний план своих эго, а просто и спокойно выкладывают перед нами результаты своей работы.  

 

…Ходя по страницам этого сайта, невольно задумываешься: что движет людьми, берущимися за кисть, карандаш, резец? Есть ли какие-то общие основания для изобразительтного творчества? Есть ли какие-нибудь “абсолютные идеи”, на протяжении итории периодически вселяющиеся в головы людей, одержимых художественым творчеством? И – что это за одержимость, какова её природа?

 

Создатели сайта не дают нам прямых ответов, но уже то, что они возбуждают в нас желание думать – радостно и похвально, особенно на фоне сегодняшнего интернета, почти целикоим перешедшего на маркетинг и переставшего выполнять свою изначльную высокую и красивую задачу – помогать людям на всей планете обмениваться идеями и энергией созидания.

 

Анна Коровина, Санкт-Петербург