2 мая 2000 года

НАУКА и ИСКУССТВО СЛИВАЮТСЯ в ЭКСТАЗЕ... КТО СВЕРХУ?

Как называть сплав науки и искусства? "Артнау" или "науарт"? Что ставить на первое место - вопрос не праздный, но методологический: одевать музы в белые халаты магистров или расписывать белые халаты красочными арт-узорами.

Первым, наиболее протоптанным, путем идет большинство медиа-художников. Образуются целые корпорации "арт-наутистов" с солидной финансовой базой, такие как Art & Science Collaborations, Inc., получившая недавно от фонда Рокфеллера 85 тыс. долл. на свои проекты. Наука здесь сводится до уровня технологии и играет роль усовершенствованных протезов для дрехлеющего арта. Дело это благородное и увлекательное, как показал недавний конкурс Арт-Флэш 2001 в виртуальной галерее Гельмана, и способно окрылить художников на поиски земного рая. Рецепт приготовления шедевра здесь, однако, достаточно прост и однообразен: взять классическую эстетику в духе нестареющей Моны-Лизы, притушить черным квадратом Малевича, разбавить попсой Уорхола и начинить динамическими техно-примочками.

Вторым путем идут единицы: внедрение в науку элементов арта сдерживается ограниченным доступом художников к технической базе. По-просту говоря, сами ученые не занимаются подобными "глупостями", а художников они к дорогостоящим агрегатам ревниво не подпускают. Отдельным счастливчикам от арта все же удается прорваться на запретную территорию. В 1982 году в административный офис Массачусетского технологического института (MIT) ворвался странный одноногий тип на самодельном протезе из стальной трубы и нахально заявил, что не уйдет, пока ему не дадут научную лабораторию для художественных проектов. Когда полиция стала выяснять личность самозванца, стало ясно, что ЭТОТ так просто не уйдет. Джо Дэвиса - так зовут этого человека - неоднократно исключали из школ и колледжей за воинствующий атеизм, взрывоопасные эксперименты и проповедь свободного курения марихуаны.

На место происшествия моментально прибыла полиция, но окончилось все в духе американского хэппи-энда: не прошло и часа, как администрация института "сломалась" и зачислила художника-авангардиста на кафедру "визуальных исследований". Началось все действительно с визуального проекта: Джо Дэвис выдвинул идею создания искусственного небесного сияния при помощи электронной пушки, которая должна была выпустить 100 тысяч ватт энергии в верхние слои атмосферы с борта космического шаттла. Как ни странно, эта идея была принята, но катастрофа "Чэлленджера" помешала ее осуществлению.

Однако чисто визуальными художествами дело не обошлось. В ходе следующего полуподпольного проекта Дэвис преобразовал сокращения влагалищных мышц во время полового акта в текст, музыку и речь и при помощи институтского радара отправил все это в виде радиосигнала в космос, в направлении ближайших звездных систем.

Джо Дэвису принадлежит своеобразный рекорд: свой новый шедевр он размножил в количестве экземпляров, которое превышает число всех копий всех работ, ранее созданных всеми художниками мира. Речь идет о миллиардах особей кишечной бактерии E. coli, в геном которой Дэвис внедрил синтезированную цепочку DNA c закодированной в ней иконой, которую он назвал Microvenus. Эта икона, представляющая собой пересечение латинских букв Y и I, отражает одновременно германскую руну жизни (на древне-скандинавском языке "руна" означало "тайна") и внешние очертания женских половых губ.

Согласно далеко идущему замыслу художника, зашифрованные бактерии должны выполнять роль записки в бутылке. В прошлом такие записки отправляли по морю, а Дэвис планирует отправить свою генетическую записку в космический океан: размножить бактерии до уровня нескольких тонн и распылить их по всему небосводу.

миллирды художественной E-coli

Перспективный проект Дэвиса - воплотить в жизнь сказку, услышанную им в детстве от своей подружки: генетическим путем вставить в ухо мыши изображение Млечного пути. Для этого художнику придется решить непростую научно-техническую задачу по преобразованию большого объема бинарной информации в DNA. Предстоит разработать общий метод для архивирования компьютерной базы данных в биологической форме, то есть выработать некий суперкод, гарантирующий, что "инфоген" будет стабильным с биохимической точки зрения и в то же время не трансформируется в обычный протеин.

При всей авангардистской притягательности проектов Дэвиса, у него, судя по всему, не будет много последователей. Шедевры наподобие закодированных бактерий практически невозможно продать, и Дэвис на сегодняшний день не богаче Ван Гога. Возможно, когда-нибудь его произведения будут продаваться с аукциона за миллионы долларов, а пока что он живет в полуразвалившемся "Вольво", которое он получил за свой проект "Самосборные часы" - детали от часов под стеклянными колпаками. Есть предположение, что при определенных условиях через достаточно большое время отдельные узлы машин могут сами складываться в работающие механизмы, подобно тому как несколько миллиардов лет назад хаотическое сталкивание биохимических элементов привело к возникновению жизни. Время покажет.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
техно-арт-байки рассказывал Алексрома с использованием материалов из
Scientific American, New York Times
и других изданий