БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ: в ПОИСКАХ ВЫХОДА

Известный футуролог, профессор университета Джона Хопкинса, бывший советолог д-р Фрэнсис Фукуяма выпустил книгу "Наше постчеловеческое будущее" (Our Posthuman Future), в которой утверждает, что на самом деле никакого будущего у нас нет. Его первая провидческая книга "Конец истории и последний человек" (The End of History and the Last Man), несмотря на мрачное название в духе худших эсхатологических прогнозов, была полна оптимизма: в ней предсказывался конец истории в плане Гегелевской концепции окончательной и бесповоротной победы конституционного государства (либеральной демократии), после которой развитие общества прекратится за отсутствием стимула к совершенствованию (типа, лучше некуда).

Впрочем, первую свою книгу Фукуяма задумал в разгар советской перестройки, когда победу демократии не пророчила разве что слепо-глухо-немая "кассандра", а опубликовал ее в 1992 году, вскоре после распада "Великой империи Зла", когда, казалось, еще чуть-чуть, и американские техно-демократические ценности покорят не только закоренелых "коммуняк", но и упертых исламских фундаменталистов. По идее Фукуямы, заимствованной у того же Гегеля, историей движет стремление человека к общественному признанию, а это самое признание лучше всего достигается в условиях быстрой технической модернизации жизни, которая, в свою очередь, расцветает на почве либеральной демократии.

"Постчеловеческое будущее" резко контрастирует с "Концом истории" по своему тону: в этой книге доказывается, что, развивая био-технологию, человечество роет себе могилу. Генная инженерия, несомненно, сможет значительно улучшить биологические параметры человека, превратив его в совершенного и бессмертного супермэна, но такое существо будет уже по сути не человеком и даже не сверх-человеком, а био-роботом, поскольку все человеческие понятия о добре, справедливости и морали неизбежно трансформируются до неузнаваемости или вовсе отомрут.

Фукуяма считает, что развитие био-технологий в принципе можно ограничить в строгих рамках, и он практически работает над спасением человечества от пост-человечества, являясь членом американского Совета по биоэтике, учрежденном при Белом доме. Однако, запретительные меры вряд ли можно считать кардинальным решением проблемы: будущее все равно наступит, рано или поздно. Исламские страны на протяжении веков пытаются противостоять наступлению научно-технического прогресса, но он все равно их подминает под себя. Это особенно ярко проявилось в последние годы, когда палестинцы обстреливали камнями из рогаток бронированные танки, а американцы сбрасывали на затаившихся в пещерах самостийных камикадзе трехтонные бомбы с лазерным наведением.

Подлинный вопрос стоит не в том, как лучше затормозить НТП, а как ему в полной мере соответствовать. Не занижать планку, а завышать ее. Допустим, развитие био-технологий удастся остановить, но тогда у человека не останется никаких шансов конкурировать с новым видом разумных существ - самообучающихся, самовоспроизводящихся роботов, обладающих искусственным интеллектом. Без генетической инженерии человек по своим функциональным параметрам не сможет подняться до уровня таких существ, и мы в лучшем случае превратимся в подобие добрых безобидных обезьянок, принимающих сладкие объедки из рук нового "венца творения".

Сейчас, похоже, никто уже не сомневается в том, что такие существа появятся в ближайшем будущем. Спор идет только о сроках: от десяти до 50 лет. В частности, в статье "Грядущая технологическая сингулярность: как выжить в пост-человеческую эру" (The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era) футуролог Вернор Виндж предрекает, что это произойдет к 2020-му году. Главная опасность техно-сингулярности для человека будет заключаться в том, что темпы эволюции новых существ будут на несколько порядков выше наших собственных. За последние несколько тысяч лет человек практически не менялся в биологическом плане, и естественным путем он не сможет догнать развитие неантропоморфных носителей искуственного интеллекта, которые будут кардинально обновляться и совершенствоваться за несколько месяцев или даже дней (нет никаких теоретических аргументов против подобной "взрывной" эволюции роботов). С другой стороны, человек сможет быстро совершенствоваться, изменяя свой генетический код.

Искусственный интеллект, по предсказаниям экспертов, будет по своему быстродействию намного превосходить интеллект человека, и это общепризнано, поскольку уже сейчас компьютеры обрабатывают информацию гораздо быстрее. Нейро-сети, на которых основан мозг человека, относительно медлительны, однако не существует никаких противопоказаний к ускорению прохождения по ним сигнала на основе био-технологического вмешательства.

Таким образом, может случиться так, что био-технологии окажутся горькой пилюлей для пост-сингулярного общества: выступая общепризнанным злом, они, тем не менее, станут необходимым условием выживания человечества. Сможет ли при всем при этом хомо-сапиенс сохранить свое человеческое лицо? Очевидно, для этого ему потребуется не только не утратить свою духовность, но и поднять ее на новый уровень. Задача посложнее научной, поскольку она не сводится к формулам и технологиям.