Соцветья жердёлы
Ольга Андреева (10/11/2008)
***
Ты можешь подвести коня к реке,
Воскресение. Чайно-ореховый омут глаз напротив. Как редко играем мы с ней! Наши шахматы можно назвать по-другому, потому что Алёнка жалеет коней – и своих, и моих. Отдаёт, не колеблясь, и красавца ферзя, и тупую ладью, но четыре лошадки, изящных, как лебеди, неизменно должны оставаться в строю. От волненья у пешки затылок искусан, в каждой партии странные строим миры. Я иду вслед за ней в этом важном искусстве, я учусь выходить за пределы игры. Надо выдержать паузу, выдержать спину и подробно прожить откровения дня. Эта партия сыграна наполовину. В ферзи я не хочу. Отыграю коня. Торжество справедливости – странная помесь пустоты и досады – сквозь пальцы улов. Выхожу на спираль – если вовремя вспомню, что великий квадрат не имеет углов* Ни корон, ни дворцов, ни слонов, ни пехоты, перейду чёрно-белых границ череду, распущу свою армию за поворотом и коня вороного к реке поведу. _________ *Из «Дао-де-цзин».
но ты не можешь заставить его пить.
Восточная мудрость.
***
Солнца нет. Но кому-то навстречу протянули соцветья жердёлы. Кто зажег эти хрупкие свечи, влил энергию в наши глаголы? Бога нет. Но так хочется плакать – не от боли – от смутной тревоги. оттого, что дождливо, и слякоть, и вороны, и мысли – о Боге.
Эмигрантское
Смятение – будто бы поезд не твой – но дверь закрывают, стоянка кончается, и на горизонте подсолнух качается, и скатки матрасные над головой, и ты удивлён, ты напуган и нем, и странен себе самому, пассажирам, а поезд летит, и колёса стучат, и окна, стоп-кран, подстаканники, чай… Ты жалкий подкидыш, подброшенный миром твоим, самым главным – в какой-то другой, транзитный, случайно летевший навстречу, ты – мокрый младенец, твой путь – самый млечный, но тучи смыкаются над головой. …Ты смотришь в окно – там козлёнок пасётся, тончайшее солнце в кленовой листве оплавило боль, раскололо на две, на три, на четы… ничего, утрясётся… А поезд несётся.
***
Звездой в ночи – дежурный магазин с рекламно-сладким суррогатным счастьем. Ты в улице пустынной – не один, а некуда идти – так возвращайся. Его не закрывают на обед, сюда за хлебом никогда не поздно, здесь нищенка бормочет вялый бред, корыстный – но насквозь религиозный. Пусть бредят. Ты их веры не лишай, их блажь дороже здравого рассудка, когда всё то, чем держится душа, едва-едва дотягивает сутки. Тебе-то проще – дать ей пять рублей и воспарить душой в иные сферы, но это ж не избавит от проблем евроремонта собственной пещеры. Всё – суета. Весны паллиатив отодвигает холод преисподней. Неизлечимо-радостный Сизиф опять пойдёт с утра творить свой подвиг, являя всем натруженным лицом старательную тупость эпигона. Старухе нищей не свести концов, не отмолить зомбированный город. Спи в позе эмбриона. Ночь темна, досмотрен фильм по первому каналу, и нищенка поклоны бьёт за нас – неискренне, но профессионально.
***
Это дерево дикое – выросло на перекрёстке трёх опасных дорог – из него ты не выстроишь дом. Ночью стены белить и замешивать звёзды в извёстку – пусть искрятся, поют над холодным ничейным прудом, где с трудом, без труда ли – ни рыбы, ни мяса, ни ила, только тот, кто пугает енота, творожит туман и в печную трубу пробирается, словно в карман, чтобы выкрасть огонь, что и так догорает вполсилы.
***
Кто в песочных часах отмеряет песок в час, когда акушерка серьёзно и строго ставит точку – завязывает пупок, привнося свою лепту в творение Бога?
Поезд «Ростов-Москва»
Что ты нахмурилось, лето? Гляди веселей – рябью запуганной тихой реки-недотроги, ровным пробором лимонно-зелёных полей, схваченных узкой серебряной лентой дороги. Я разгляжу торичеллевую нищету, мокрые избы и церкви, забытые Богом, словно в плохой мелодраме – возьму и сойду где-то на маленькой станции Сбоку Припёка. Выброшу сборник сканвордов «Реши для души». Где-то под горкой пронзительно вспыхнули маки. В этом раю, в обойдённой страною глуши что-то о вечности ведают даже собаки. Я разыщу под Рязанью заброшенный пруд, дрянью заросший – и время замедлит скольженье, и полюблю монотонный бессмысленный труд – тот, для которого в мире используют женщин – надо же что-то любить в этой жизни. Весну, шок половодья, березки, ромашки, колодцы, буду грибы собирать, ежедневно тонуть в сладко-дремучем алёнушкином болотце. Что-то библейское в лицах людей на заре. Только меня недозревшее солнце не греет. Эти леса, заливные снега в ноябре видно, уже никогда не признают своею, выбросят – в скорый, грохочущий мимо судьбы, в рокот метро, формирующий клиповость мысли. Буду колодцы и маки, пруды и грибы переключать на экране компьютерной мышью…
Русскому языку
Язык мой, враг мой, среди тысяч слов твоих, кишащих роем насекомых, - нет, попугаев в тропиках, улов мой небогат и зелен до оскомы, и слишком слаб, чтоб миру отвечать – когда мгновенье бьётся жидкой ртутью, косноязычье виснет на плечах – а значит, ослабляет амплитуду. Я не могу поссориться с дождём – наверно, русский речь меня покинул. И старый добрый дзэн меня не ждёт. Шопеновская юбка балерины не прикрывает кривоногих тем, морфем и идиом – но я причастна! И я, твоя зарвавшаяся тень, ныряю в несжимаемое счастье. «Царь-колокол». «Гром-камень». «Встань-трава». О, не лиши меня попытки слова, пока такие ж сладкие слова не разыщу на глобусе Ростова! Вступили в реку – будем гнать волну. Что ж нам, тонуть? Куда теперь деваться? Всё разглядим – и выберем одну из тысячи возможных девиаций – верней – она нам выберет звезду. И полетит сюжет, как поезд скорый, и я в него запрыгну на ходу пускай плохим – но искренним актёром.
***
Мир наэлектризован. Сотни мыслей слетелись к непокрытой голове, искрят, трещат, толкаются на входе – не тут-то было. Не в моей природе впускать так много. Ну одну, ну две, а там – чем дальше в лес, тем больше шишек – давай ты завтра мне перезвонишь? На скользких сколах раненого камня заблудшие овечки Мураками, - мне сосчитать их надо. Извини. Я ж капитан дырявой нашей шлюпки – меня на берег списывать нельзя. В энергосберегающем режиме так, не любили, а слегка дружили. Вперёд. Чем твёрже шаг, тем больше пыли. оно верней, и ноги не скользят. Всё хорошо, и я бы попросила не подставлять мне барского плеча. Краеугольный камень преткновенья – период моего полузабвенья. Теперь я долго буду излучать.
***
Автобус. Ливень. Кислорода нет – в подводной лодке окна не откроешь. Поехали. Четверг, двадцать второе, плюс аллергия – весело вдвойне. За что-то мстят мне кофе и вино. Я в прошлой жизни выбирала пепси? Букет моих безжалостных рефлексий сегодня с атмосферой заодно. Но проступают на деревьях руны – и очень робко обещает день не десять соколов на стадо лебедей – а вещие персты на злые струны. Иголкой острой протыкаю город и, вынырнув на этой стороне, природу Будды, спящую во мне, сверяю с указаньем светофора. Кто победил, понятно и ежу. Что Будда? Он и слова не проронит. А я уже на площадь выхожу, готовая к труду и обороне, к безделью и к побегу в странный день. Ну сколько можно – многоруким Шивой? Теперь одна проблема – похудеть. Всё остальное как-то разрешилось. Не передаст мой ломаный язык всех тонкостей ростовского базара! Вот так столкнёшься с запахом кинзы – и улетишь из колеса Сансары до вечера. Спасёт остатки дня мимозной крошкой звёздное плацебо. И вдоль реки воды река огня безропотно впадает в море неба.
***
Ты прекрасный актёр – только врать не умеешь совсем. Подними же глаза, что боишься увидеть – змею? Я стою на своём? Говори же, пока я стою, ведь уйду. И кому ты тогда свой букет хризантем виноватый, сквозь город дождливый притащишь, кому будешь сбивчиво врать, рисоваться, под взглядом сникать? Будут капли тоскливо по окнам маршрутки стекать и безликий фонарь бороздить безответную тьму.
***
Запах корвалола – как стена. Стоп. Кирпич. Шлагбаум. Дальше некуда. как ни упоительна война, вам обоим не закинуть невода в эту реку. Истина живой не даётся, но живым позволено становиться ветром и листвой под защитой звона колокольного.
***
И Дания тюрьма, и здесь – тюрьма ничуть не лучше. Принц, а ты свободен теперь? Не перемётная сума слепой судьбы – а голый нерв Господень? Офелия, в руках своих согрей шалфей и мяту в этом горьком поле. Из нервных клеток выпущу зверей – пусть хоть они потешатся на воле. Такая раздражённая пришла весна – швырнула блики, почки, стаи, от ветра юбки бьют в колокола и расцветают яркими цветами. Живое – прочь, в укрытие, в тепло, и голосов их на ветру не слышно, и – пыль столбом – поганою метлой сметает хлам с лица Земли Всевышний. Я спрыгнула с обрыва – но цела. Отвязанность, ты знаешь, – не свобода. Моя изба – без красного угла. Лишь тень Отца порой мелькнёт у входа.
24 октября
Если кто-то берёт твоё сердце и жмёт в кулаке – не проси его быть осторожнее – он не услышит. Скоро вы поплывёте по медленной серой реке. А пока ещё утренний голос смиренней и выше облаков – только не для тебя, ты идёшь, невесом, глух и слеп для всего – только камень твой вечно с тобою. Он ползёт по дороге с твоим потемневшим лицом, удушая тебя всей своей неподъёмной любовью. Больше нет ничего, кроме лютой собачьей тоски, виновато влекущей свой хвост по асфальту и грязи. Дай мне руку, старик, помоги добрести до реки, донести до неё свой навек прояснившийся разум. Отче наш повторяя с инертностью маховика, соразмерив свой шаг с этим холодом, впрыснутым в вены, словно пуля, поддетая лёгким движеньем курка, буду тихо лететь, чтобы чётко впечататься в стену.
Питерское
Я привыкаю мыслить островами, каналами, канавками, мостами, фонтанами, заливом, рукавами, я привыкаю долго, неустанно бродить и растворяться в перспективе, прозрачно ротозейничать в музеях, львам расплетаю каменные гривы, перебегаю новенькие зебры на красный свет, на свет под куполами, под своды крыш привычно многолюдных, под сень того, с печальными крылами немого ангела, которому нетрудно держать седое небо Петербурга так высоко, так низко, так тревожно, скрепляя хрупкой женскою фигуркой всё то, к чему привыкнуть невозможно.
***
«Дорогу измерит идущий,
Родной хризантемовый запах опять возвращается в город – наверно, из рая. Погода и правда сегодня такая. В волошинские пейзажи туман обращает предгорья, в его пустоту и свободу покорно и грустно спускаюсь. Автобус-дракон поглощает свою добровольную жертву. Дорогу осилит идущий. Коня оседлает летящий. Кто знает – молчит интровертно, а кто говорит – тот не знает. Вам кофе – в постель или в чашку? Согреть онемевшие души и выпить, что Чехов пропишет, и сняв притяжения глыбу, пройти по промокшему небу – и снова уйти в несознанку. Молчит можжевеловой рыбой и делает вид, что не слышит, блестит непрощающим снегом посланник – по-гречески ангел. А мира уже не исправить – зачем ты с меня начинаешь? Считает себя просветлённым – такой и зарезать может. Я вынесу, переморгаю сермяжной морали приправу. И пахнет сырым и солёным. Не липким. Не кровью, а морем.
пространство покроет летящий»
С. Сущий
***
Лапкой куриной начертаны в мокром песке шесть иероглифов – Сей Сёнагон отдыхает. Где эта вздорная курица ныне порхает? Вольного неба тебе и дыханья в строке! Это не лестница вверх и не соты пчелы, подвиг трёхмерный творящей с упорством завидным, это попытка нащупать в пространстве узлы, точки прорыва, каналы. Снаружи не видно вечной готовности всем пренебречь и пролечь вдоль по лучу, растворив анфиладу засовов, словно стрела Одиссея – двенадцать колец разом пройти и найти потрясённое слово, волка с луною роднящее… Главное– быть. Нам не дожить до конца фельетонной эпохи, но спасены навсегда от нелепой судьбы жертвой безмолвной стоять на краю катастрофы.
***
Новый лист, изумрудный и липкий, постой, не расти, я ещё не рассталась с резным, прошлогодним, лимонным, зацепившим вчера, уколовшим крылом махаона и мерцанием спутника. Не успеваю, прости! Мир, постой, пощади этот всё отражающий мозг, говорящее зеркало – тёплое, слишком живое, чтобы зеркалом быть. Я хочу быть тобою. Нас двое – мир и я. В этом столько борьбы. В полный рост не успею, не выдержит мой метроном. Невод пуст – ох, мешают колонны и стены плохому танцору! Не гожусь в музыканты, поэтому как ни сажусь – не поймать эту музыку. Да, не из всякого сора… Это пламя дрожит и коптит – потому что болит, потому что живое и ровно гореть не умеет. Разве можно из каждой перловицы резать камею? Жизнь целее в мохнатой ракушке на дне. И в пыли воробей лучше чучела в лаке музейном. Слеза о спасённых из хаоса строках светла и резонна. Впереди только море затылков, и зрительный зал бесконечен, а сцена теряется за горизонтом.
Последние публикации:
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы