Комментарий |

Егор Летов и эриксоновский гипноз

Кто такой пророк, поэт, жрец? Первоначально эти понятия были слито
воедино. Поэт равнялся жрецу и пророку. А задача жреца – пророка
(или же шамана в первобытном обществе ) –помогать выживанию
племени. Лечить его членов, предсказывать время удачной охоты,
отгонять духов злых и приманивать духов добрых. Быть ответственным
за племя как врач, предсказатель и как защитник. Служить, если
по Юнгу выразителем коллективного разума.

Некоторые отголоски значения этого до сих пор сохранились в нашем
обществе.

Поэт-пророк – связь знакомая. Сейчас литератор/писатель/поэт мыслится
как своеобразный индикатор состояния общества, как зеркало, в
котором общество могло бы разглядеть свои пороки. Также писатель/поэт
создает нужный психоэмоциональный образ поведения, помогающий
ориентироваться и выживать в данную эпоху.

Где то в печати промелькнуло сообщение о том, что панк-музыка
якобы влияет разрушительно на людей. Мысль настолько же давняя,
насколько и поверхностная.

Панк не возник сам по себе, на ровном месте, панк – это отрыжка,
реакция на существующее общество, на вызываемый им социальный,
психоэмоциональный и, если хотите духовный, дискомфорт. Панк,
действительно, каким-то образом пропагандирует разрушительный
образ жизни, но в то же время предстаёт явлением глубоко позитивным.
Впрочем, в дискуссию вдаваться здесь не буду, а сокращу рамки
исследования до одного музыкального явления российской культуры,
означенного в заголовке. До Егора Летова.

На первый взгляд и тексты и сама музыка группы «Гражданская Оборона»
кажутся жутко депрессивными, отчаянными, ужасными. Но каждому,
кто любит и понимает эту группу, знаком парадоксальный эффект
прилива жизненных сил, при ее прослушивании.

Итак, мы имеем дело с противоречием:

депрессивная музыка + депрессивные тексты + депрессивное мировоззрения
= положительный эффект.

(Мы здесь не будем говорить о философии, о корнях летовского мировоззрения
и т.п. Об экзистенциализме, древних гностиках и буддизме – на
эту тему написаны горы статей. Не будем упоминать, что Летов замечательный
поэт и, следовательно, не будем анализировать его тексты с художественной
точки зрения. Но сосредоточимся на вещах более конкретных и приземленных.
На текстах – на их психологическом, программирующем воздействии.

Как то, прослушивая «Гражданскую Оборону», я вдруг обнаружил в
текстах

приемы эриксоновского гипноза или методик НЛП. Широкой публике
известно, кто такой Эриксон. Его метод основан на особенностях
взаимодействия сознания и подсознания, в результате коих подсознание
как более глубинная форма психики, всё же может быть легко управляема
при остановке, глушении сознания.

Сознание помнит выборочно, подсознание – всё, но подсознание устроено
сравнительно просто и обойдя (затормозив или отключив) сознание,
можно давать команды в подсознание и сравнительно легко манипулировать
человеком. Для торможения, отключения, приведения в ступор сознания
используются разные методы. Скажем, если человеку начать быстро
что-то бормотать со скоростью, превышающей его восприимчивость,
то человек впадает в ступор, и можно отдать ему приказание

Тактиками подобного гипноза умело (и, видимо, не одну сотню лет)
пользуются цыгане: окружая человека плотным клубком тел, они что-то
быстро бормочут, а также трогают человека в несколько рук, отчего
жертва также (сознание перегружается, пытаясь зафиксировать бесчисленное
число касаний) впадает в гипнотическое беспомощное состояние.

Также используются всякие фокусы с речью. Умелое определенное
построение фраз, смена тембра голоса, повторения – всё это при
нужном использовании даёт эффект. Закладывает определённую программу
в головы слушателей. Эриксон гипнотизировал смертельного больного
испытывающего адские муки (обезболивающие не помогали). Он рассказывал
ему про помидорчик, который созревает растёт и которому легко
и хорошо. Строя соответственным образом фразы, он обходил сознание
пациента внося в подсознание больного информацию о тепле и уюте
и радости. Методики Эриксона и НЛП ныне широко используются в
рекламе, а также в речах политиков, в сетевом маркетинге и много
где ещё. Но, впрочем, я опять отвлёкся от темы.

Тексты «Гражданской Обороны» как бы поделены на две части. Есть
там информация для сознания, информация смысловая и она негативна
( сознание наше так устроено, что легче сосредотачивается на негативе
), а есть также послание для подсознания, более глубокое, скрытое,
идущее исподволь, программирующее на позитив. Разберем на примере.
Вот текст песни «Оптимизм»:

Ты умеешь плакать –  ты скоро умрёшь
Кто-то пишет на стенах –  он скоро умрёт
У неё есть глаза –  она скоро умрёт
Скоро станет легко –  мы скоро умрём.

Кто-то пишет на стенах – он скоро умрёт
Пахнет летним дождём –  кто-то только что умер
У них есть что сказать –  они скоро умрут
Кто-то тихо смеётся –  я скоро умру.

Я решил сказать слово –  я скоро умру
Я решил спеть песню – я скоро умру     
Тот, кто смотрит на Солнце –  почти что уж мёртв
Тот, кто смотрит мне вслед –  он скоро умрёт.

Итак, для сознания, текст сплошь негативен.

А теперь вынесем слова о смерти, расчленим текст – и что получится:

Ты умеешь плакать                          ты скоро умрёшь
Кто-то пишет на стенах                     он скоро умрёт
У неё есть глаза                           она скоро умрёт
Скоро станет легко                         мы скоро умрём.

Кто-то пишет на стенах                   он скоро умрёт
Пахнет летним дождём                     кто-то только что умер
У них есть что сказать                   они скоро умрут
Кто-то тихо смеётся                      я скоро умру.

Я решил сказать слово                      я скоро умру
Я решил спеть песню                        я скоро умру     
Тот, кто смотрит на Солнце                 почти что уж мёртв
Тот, кто смотрит мне вслед                 он скоро умрёт.

Прочитайте то, что в левом столбике. Удивительно трогательный
и нежный текст, правда? И вот он (в то время как сознание сосредотачивается
на негативе) и улетает в подсознание.

А теперь вспомним припев:

И это оптимизм
Наш оптимизм
Новый оптимизм
Наш оптимизм

По смыслу, вложенному в текст, это должно звучать иронично. И
так оно, конечно, всё и звучит. Но вот подсознание не воспринимает
иронии. Воспринимает всё напрямую, и вот это-то заявление «оптимизм»
и улетает в него, и служит программой для подсознания.

Как упомянуто выше, Эриксон экспериментировал и с тембрами голоса
(подчеркивая нужную, программируемую информацию особо). Всем нам
знакома смена интонаций в песнях Егора. Некоторые слова (фразы)
он поёт спокойным сдержанным голосом, некоторые рычит, причем,
с точки зрения обычного восприятия текста (без учета гипнотизирующих
моментов) это часто кажется необоснованным.

Вот текст ещё одной песни:

   Цивилизация построила июль
   На жёлтых пальцах черная смола
   И близко осень
   И на асфальте мёртвая пчела
   И металлический не плачет дом
   Хотя в нем вешаются столько лет
   Непобедимо сострадает мне
   И продолжает падать чёрный снег

   Дольше  живете   дольше 
   Живите дольше рожайте больше
   Красный смех гуляет по стране.

За снегами, за полями, за грехом беззащитных стихов,
За хрустальными осколками безумных идей и штыков,
От вселенского позора от бойцов за нетленную плоть,
От невинного кошмара, от обиды и боли назло.

   Цивилизация построила июль
   На жёлтых пальцах черная смола
   И близко осень
   И на асфальте мёртвая пчела
   И металлический не плачет дом
   Хотя в нем вешаются столько лет
   Непобедимо сострадает мне
   И продолжает падать чёрный-чёрныйснег

   Дольше живете дольше
   Живите дольше рожайте больше
   Красный смех гуляет по стране.

Не будем здесь говорить о художественных достоинствах. Летов в
свойственной ему манере рисует ужасающую апокалиптичную картину.
А теперь вспомним припев, вернее тот его отрывок, где Летов переходит
на дикий ор, на рычание:

Дольше живите дольше
Живите дольше рожайте больше

(последняя фраза «красный смех гуляет по стране» поётся уже совсем
другой, спокойной интонацией)

В контексте остальной песни этот отрывок должен звучать издевательски,
подчеркивать абсурдность и ужас бытия. Сознание все так и воспринимает,
но согласитесь, что программа для подсознания самая благоприятная.
И она то, по всем правилам гипноза, становится указанием к действию.

Ей-богу, Летов выступает как пророк, заботящийся о психическом
здоровье нации и её численности.

Конечно, далеко не все песни несут в себе скрытые гипнотические
моменты. Но всё-таки

элементы программирования присутствуют.

Предлагаем вам аналогично рассмотреть следующие песни:

«Всё идет по плану», «Мышеловка», «Лоботомия», «Долгая счастливая
жизнь».

Двойственность, тройственность смыслов в текстах Летова, переход
с одной интонации (с рычания на спокойный равнодушный голос и
наоборот) способствует гипнозу.

Разбирая некоторые песни, иногда делаешь открытие. Так, например,
песня «Насекомые» программирует на стойкость выдержку, терпимость
и самоконтроль.

Некоторые программируют на покорность, тогда как по логике (при
летовском отношении к вещам) должны на бунт и восстание.

Конечно, данная статья не является научным исследованием, а скорее
цепью интересных наблюдений, – для подтверждения изложенных здесь
данных научно, потребовались бы длительные и многочисленные эксперименты
с людьми – возможностью чего автор не располагает, – но всё же..
Попробуйте, изучив методики НЛП, ещё раз прослушать «Гражданскую
Оборону». Только слушать надо не концертные записи, а записи альбомные,
где автор более спокоен, сосредоточен и медитативен. Также как
для графологических исследований лучше брать личные письма, а
не конспекты лекций.

Последние публикации: 
Нелли (06/10/2009)

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка