Егор Летов и эриксоновский гипноз
Кто такой пророк, поэт, жрец? Первоначально эти понятия были слито
воедино. Поэт равнялся жрецу и пророку. А задача жреца – пророка
(или же шамана в первобытном обществе ) –помогать выживанию
племени. Лечить его членов, предсказывать время удачной охоты,
отгонять духов злых и приманивать духов добрых. Быть ответственным
за племя как врач, предсказатель и как защитник. Служить, если
по Юнгу выразителем коллективного разума.
Некоторые отголоски значения этого до сих пор сохранились в нашем
обществе.
Поэт-пророк – связь знакомая. Сейчас литератор/писатель/поэт мыслится
как своеобразный индикатор состояния общества, как зеркало, в
котором общество могло бы разглядеть свои пороки. Также писатель/поэт
создает нужный психоэмоциональный образ поведения, помогающий
ориентироваться и выживать в данную эпоху.
Где то в печати промелькнуло сообщение о том, что панк-музыка
якобы влияет разрушительно на людей. Мысль настолько же давняя,
насколько и поверхностная.
Панк не возник сам по себе, на ровном месте, панк – это отрыжка,
реакция на существующее общество, на вызываемый им социальный,
психоэмоциональный и, если хотите духовный, дискомфорт. Панк,
действительно, каким-то образом пропагандирует разрушительный
образ жизни, но в то же время предстаёт явлением глубоко позитивным.
Впрочем, в дискуссию вдаваться здесь не буду, а сокращу рамки
исследования до одного музыкального явления российской культуры,
означенного в заголовке. До Егора Летова.
На первый взгляд и тексты и сама музыка группы «Гражданская Оборона»
кажутся жутко депрессивными, отчаянными, ужасными. Но каждому,
кто любит и понимает эту группу, знаком парадоксальный эффект
прилива жизненных сил, при ее прослушивании.
Итак, мы имеем дело с противоречием:
депрессивная музыка + депрессивные тексты + депрессивное мировоззрения
= положительный эффект.
(Мы здесь не будем говорить о философии, о корнях летовского мировоззрения
и т.п. Об экзистенциализме, древних гностиках и буддизме – на
эту тему написаны горы статей. Не будем упоминать, что Летов замечательный
поэт и, следовательно, не будем анализировать его тексты с художественной
точки зрения. Но сосредоточимся на вещах более конкретных и приземленных.
На текстах – на их психологическом, программирующем воздействии.
Как то, прослушивая «Гражданскую Оборону», я вдруг обнаружил в
текстах
приемы эриксоновского гипноза или методик НЛП. Широкой публике
известно, кто такой Эриксон. Его метод основан на особенностях
взаимодействия сознания и подсознания, в результате коих подсознание
как более глубинная форма психики, всё же может быть легко управляема
при остановке, глушении сознания.
Сознание помнит выборочно, подсознание – всё, но подсознание устроено
сравнительно просто и обойдя (затормозив или отключив) сознание,
можно давать команды в подсознание и сравнительно легко манипулировать
человеком. Для торможения, отключения, приведения в ступор сознания
используются разные методы. Скажем, если человеку начать быстро
что-то бормотать со скоростью, превышающей его восприимчивость,
то человек впадает в ступор, и можно отдать ему приказание
Тактиками подобного гипноза умело (и, видимо, не одну сотню лет)
пользуются цыгане: окружая человека плотным клубком тел, они что-то
быстро бормочут, а также трогают человека в несколько рук, отчего
жертва также (сознание перегружается, пытаясь зафиксировать бесчисленное
число касаний) впадает в гипнотическое беспомощное состояние.
Также используются всякие фокусы с речью. Умелое определенное
построение фраз, смена тембра голоса, повторения – всё это при
нужном использовании даёт эффект. Закладывает определённую программу
в головы слушателей. Эриксон гипнотизировал смертельного больного
испытывающего адские муки (обезболивающие не помогали). Он рассказывал
ему про помидорчик, который созревает растёт и которому легко
и хорошо. Строя соответственным образом фразы, он обходил сознание
пациента внося в подсознание больного информацию о тепле и уюте
и радости. Методики Эриксона и НЛП ныне широко используются в
рекламе, а также в речах политиков, в сетевом маркетинге и много
где ещё. Но, впрочем, я опять отвлёкся от темы.
Тексты «Гражданской Обороны» как бы поделены на две части. Есть
там информация для сознания, информация смысловая и она негативна
( сознание наше так устроено, что легче сосредотачивается на негативе
), а есть также послание для подсознания, более глубокое, скрытое,
идущее исподволь, программирующее на позитив. Разберем на примере.
Вот текст песни «Оптимизм»:
Ты умеешь плакать – ты скоро умрёшь Кто-то пишет на стенах – он скоро умрёт У неё есть глаза – она скоро умрёт Скоро станет легко – мы скоро умрём. Кто-то пишет на стенах – он скоро умрёт Пахнет летним дождём – кто-то только что умер У них есть что сказать – они скоро умрут Кто-то тихо смеётся – я скоро умру. Я решил сказать слово – я скоро умру Я решил спеть песню – я скоро умру Тот, кто смотрит на Солнце – почти что уж мёртв Тот, кто смотрит мне вслед – он скоро умрёт.
Итак, для сознания, текст сплошь негативен.
А теперь вынесем слова о смерти, расчленим текст – и что получится:
Ты умеешь плакать ты скоро умрёшь Кто-то пишет на стенах он скоро умрёт У неё есть глаза она скоро умрёт Скоро станет легко мы скоро умрём. Кто-то пишет на стенах он скоро умрёт Пахнет летним дождём кто-то только что умер У них есть что сказать они скоро умрут Кто-то тихо смеётся я скоро умру. Я решил сказать слово я скоро умру Я решил спеть песню я скоро умру Тот, кто смотрит на Солнце почти что уж мёртв Тот, кто смотрит мне вслед он скоро умрёт.
Прочитайте то, что в левом столбике. Удивительно трогательный
и нежный текст, правда? И вот он (в то время как сознание сосредотачивается
на негативе) и улетает в подсознание.
А теперь вспомним припев:
И это оптимизм Наш оптимизм Новый оптимизм Наш оптимизм
По смыслу, вложенному в текст, это должно звучать иронично. И
так оно, конечно, всё и звучит. Но вот подсознание не воспринимает
иронии. Воспринимает всё напрямую, и вот это-то заявление «оптимизм»
и улетает в него, и служит программой для подсознания.
Как упомянуто выше, Эриксон экспериментировал и с тембрами голоса
(подчеркивая нужную, программируемую информацию особо). Всем нам
знакома смена интонаций в песнях Егора. Некоторые слова (фразы)
он поёт спокойным сдержанным голосом, некоторые рычит, причем,
с точки зрения обычного восприятия текста (без учета гипнотизирующих
моментов) это часто кажется необоснованным.
Вот текст ещё одной песни:
Цивилизация построила июль На жёлтых пальцах черная смола И близко осень И на асфальте мёртвая пчела И металлический не плачет дом Хотя в нем вешаются столько лет Непобедимо сострадает мне И продолжает падать чёрный снег Дольше живете дольше Живите дольше рожайте больше Красный смех гуляет по стране. За снегами, за полями, за грехом беззащитных стихов, За хрустальными осколками безумных идей и штыков, От вселенского позора от бойцов за нетленную плоть, От невинного кошмара, от обиды и боли назло. Цивилизация построила июль На жёлтых пальцах черная смола И близко осень И на асфальте мёртвая пчела И металлический не плачет дом Хотя в нем вешаются столько лет Непобедимо сострадает мне И продолжает падать чёрный-чёрныйснег Дольше живете дольше Живите дольше рожайте больше Красный смех гуляет по стране.
Не будем здесь говорить о художественных достоинствах. Летов в
свойственной ему манере рисует ужасающую апокалиптичную картину.
А теперь вспомним припев, вернее тот его отрывок, где Летов переходит
на дикий ор, на рычание:
Дольше живите дольше Живите дольше рожайте больше
(последняя фраза «красный смех гуляет по стране» поётся уже совсем
другой, спокойной интонацией)
В контексте остальной песни этот отрывок должен звучать издевательски,
подчеркивать абсурдность и ужас бытия. Сознание все так и воспринимает,
но согласитесь, что программа для подсознания самая благоприятная.
И она то, по всем правилам гипноза, становится указанием к действию.
Ей-богу, Летов выступает как пророк, заботящийся о психическом
здоровье нации и её численности.
Конечно, далеко не все песни несут в себе скрытые гипнотические
моменты. Но всё-таки
элементы программирования присутствуют.
Предлагаем вам аналогично рассмотреть следующие песни:
«Всё идет по плану», «Мышеловка», «Лоботомия», «Долгая счастливая
жизнь».
Двойственность, тройственность смыслов в текстах Летова, переход
с одной интонации (с рычания на спокойный равнодушный голос и
наоборот) способствует гипнозу.
Разбирая некоторые песни, иногда делаешь открытие. Так, например,
песня «Насекомые» программирует на стойкость выдержку, терпимость
и самоконтроль.
Некоторые программируют на покорность, тогда как по логике (при
летовском отношении к вещам) должны на бунт и восстание.
Конечно, данная статья не является научным исследованием, а скорее
цепью интересных наблюдений, – для подтверждения изложенных здесь
данных научно, потребовались бы длительные и многочисленные эксперименты
с людьми – возможностью чего автор не располагает, – но всё же..
Попробуйте, изучив методики НЛП, ещё раз прослушать «Гражданскую
Оборону». Только слушать надо не концертные записи, а записи альбомные,
где автор более спокоен, сосредоточен и медитативен. Также как
для графологических исследований лучше брать личные письма, а
не конспекты лекций.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы