Социально-утопические аспекты философии «Чистых братьев»
Религиозно-философская организация «Ихван ас-Сафа ва Хулануль вафа» (Чистых Братьев и Верных Друзей) возникла в середине X века в одном из крупных культурных центров Халифата – Басре. Они были просветителями своей эпохи и продолжали традиции первых мусульманских рационалистов-мутазилитов. Как и мутазилиты, они считали, что путем просвещения и изменения образа жизни людей, их можно направить на путь истины. Используя вечное стремление людей к истине и справедливости можно достигнуть вечного счастья.
Согласно историческим сообщениям, в этой организации состояло 6-7 человек. Средневековый автор Абу Хаян ат-Таухиди, приводит имена Абу-Сулеймана ал-Макдиси, Абу-ль-Хасана аз-Занджани, Абу-Ахмада аль-Михраджани, Аб-уль-Хасана аль-Авфи. Помимо этого известны также имена Абу-ль Сулеймана аль-Мантыги, Зайда ибн-Рифаи и самого Абу-Хайяна ат-Таухиди (1,с.102).
Известный арабский писатель и историк Д. Зейдан, упоминая о деятельности «Чистых Братьев», писал: «На своих тайных собраниях они вели философские дискуссии, результатом которых было создание своего учения, которое основывалось не только на мусульманской, но и на греческой, индийской, персидской философии и мировоззрении. Основная идея «Чистых братьев» заключалась в том, что мусульманский шариат подвергся искажению. Его можно очистить только с помощью философии. Они считали, что философия соединяет в себе мудрость веры и пользы суждения». (3,т.3.с.199). Таким образом, учение «Чистых братьев» носило синкретический характер.
В мировой историко-философской литературе считается, что идеология этой организации была близка к шиитско-исмаилитской. Дело в том, что именно шиизм, и в частности его исмаилитская ветвь, выражал настроения оппозиционно настроенных деятелей того времени. Например, один из известных исследователей философии «Чистых братьев», сирийский ученый М. Галеб, исследовавший все известные на сегодняшний день 52 трактата этого братства, в своей книге «В поисках ”Чистых братьев и Верных Друзей”», пришел к выводу о том, что «Чистые Братья» были шиитами, относились к исмаилитскому толку. Их учение было одним из теоретических источников исмаилизма. Действительно, в трактатах «Чистых братьев» достаточно много примеров того, что их идеология противоречила доктрине ортодоксального суннитского Ислама. «Авторы посланий далеко отступили от мусульманско-монотеистического креационизма. Они осуществили это на основе неоплатоновского эманационизма, почерпнутого у Фараби или у исмаилитов» (6, с. 236).
«Чистые братья» действовали подпольно и были противниками существующего политического режима. Подтверждением этого являются их социально-утопические идеи, и в особенности, учение о справедливом обществе, в котором претворяются в жизнь принципы социальной справедливости и человеческого равноправия. Это были весьма оригинальные для своего времени идеи об «Идеальном духовном городе» и «Острове Сагун», где они в утопической форме предлагали свое видение различных проблем, связанных с избавлением общества от всякого рода несправедливости, гнета и различных негативных социальных явлений.
«Чистые Братья» строили свой утопический идеал в традициях средневековой мусульманской утопической мысли. Они видели этот идеал в странах, городах, островах и т.д., которые отличаются своей природной красотой, мягким климатом, радующими глаз пейзажами, гармонией окружающей среды. Одним словом, как в обществе, так и природе, царит идеальное совершенство полнота, гармония и равновесие.
Идеальное общество, о котором мечтали «Чистые Братья» было названо ими «аль-Мадинату-р-Руханиййа» (Духовный город). Жителями этого города являются сами «Чистые братья» и их единомышленники. Таким образом, выражение «Чистые Братья» следует понимать не только как название их организации. Таковыми являются в их трактатах и жители идеального, справедливого общества, которых объединяют узы братства, чистоты, верности и дружбы. Поэтому их называли «Чистыми Братьями и Верными Друзьями». О необходимости создания идеального города они писали следующим образом: «Братья! Мы должны сотрудничать, мобилизовав всю нашу силу и мощь. Мы должны прийти к единому мнению между нами и создать идеальный духовный город. Этот город создается в стране обладателя душ и тел - Хозяина Шариата (т.е. Бога). Ведь обладатель душ, владеет также телами. Жителями этого города являются только избранные люди, обладающие высокой культурой и добродетельными качествами». (2,т.4,с.171).
Жители духовного города отличаются своими возвышенными нравственными качествами. Они получили право на проживание в идеальном городе, выполнив все условия выдвинутые «Братьями». Эти люди являются обладателями мудрости и добродетели, хорошо осведомлены обо всех делах и состояниях человеческой души. Горожане отличаются своей искренностью, красотой, добротой и великодушием. Эти положительные качества лежат в основе взаимоотношений между всеми членами данного общества. (3,т.4,с.171).
По мнению «Чистых братьев», для проживания людей в обществе, необходимо наличие определенного стимула и причины: «Брат! Ты должен знать, что даже двое не могут объединиться без наличия определенного стимула соединяющего их, или же без причины обеспечивающей их нахождение в данном положении (месте). По мере наличия этого стимула и этой причины положение будет таковым. По мере исчезновения этого стимула и причины положение изменится, общество разрушится, место любви займет ненависть». (3,т.4,с.170).
Большое значение в идеальном обществе имеют дружеские и братские отношения между людьми: «Ты должен знать, что стимулом объединения «Чистых братьев» является признание и видение того, что достижение счастья в этом мире, успеха и победы в потустороннем, возможно только благодаря взаимопомощи и поддержки друзей. Причиной продолжения их [счастливой] жизни, является наличие у каждого из них чувства любви, жалости, близости и доброты...» (3,т.4,с.170).
По мнению «Братьев чистоты» люди, объединяясь в сообщества, желают осуществления определенных целей и задач. Поэтому они утверждали, что одинокий человек не сможет добиться ничего, кроме одиночества и несчастья. Для обеспечения счастливой жизни необходимо, чтобы люди владели различными профессиями. Жизнь коротка, а профессий очень много. Поэтому в каждом городе и в каждом селе люди должны объединяться для взаимопомощи и поддержки. «Благодаря Божественной мудрости и заботе, часть людей овладела профессией ремесленника, другая занялась торговлей, третья - строительством, управлением, науками и образованием. Есть и те, которые обслуживают всех остальных и удовлетворяют их желания» (3,т.1,с.100).
Большинство людей желает жить в мире, дружбе и взаимопонимании с другими людьми. Но этому могут помешать различные причины. Этими причинами являются: скверные действия, скверные мысли, скверные нравы и невежество (3,т.4,с.170-171). Основным же препятствием на пути объединения людей в единое сообщество является невежество: «Знай, что невежество, превращающее нас в невежд, препятствует нашей дружбе и чистому братству, Невежды бывают следующих видов: это те, которые не знают, чем душа отличается от тела, как душа привязана к телу, как душа покидает тело, вытекая из него». (3,т.4,с.171). Объединение же людей в едином обществе позволяет им бороться со всеми негативными качествами.
Вера в Бога и боязнь Его гнева является основой нравственного состояния жителей города. Город должен «основываться на слове истины и чистоте совести, на верности, взаимодоверии и спокойствии, дабы не разрушался. Этот город должен стать образцом совершенства и вечным источником материальных благ» (3,т.4,с.171-172). Только в этом случае жители города могут достичь своей высшей цели - райской вечности. В то же время, своими высочайшими нравственными качествами жители идеального города отличаются от жителей соседних городов. Поэтому такой город нельзя создать в местах, в которых господствуют нравы соседей (3,т.4,с.171).
Среди жителей идеального города выделяются четыре сословия, которые «Чистые братья» связали с 4 стихиями - водой, огнем, воздухом и землей. К первому сословию они относили ремесленников; ко второму - исполнителей и государственных чиновников; к третьему - людей, наделенных управленческими полномочиями; а к четвертому - богословов.
Не все люди допускаются в идеальный город «Чистых братьев». Туда могут заходить только люди, обладающие определенными профессиональными навыками и наукой. Для защиты города от невежественных людей с дурными нравами, творящими смуту и грехи, этот город обнесен стенами и защитным рвом. Желающие войти в этот город «должны познать себя и суть этого города. Это есть ключ для входа в город». (3,т. 4, с.173).
Далее, идеальный город обладает совершенными законами и законодательством. Это является одним из самых интересных моментов социально-утопической доктрины «Чистых братьев». Эти законы отражают принципы справедливости и равноправия. Примечательно, что нравы и образ жизни жителей города настолько чисты, что они не нуждаются во властных структурах для управления городом, хотя люди, наделенные управленческими полномочиями, там есть. Добрые и искренние человеческие взаимоотношения являются основным условием для обеспечения стабильности и порядка в городе.
Истинным главой города является Бог, который одновременно является и Законодателем. Он назван Сахибу-ш-шариа (Обладатель Шариата или Закона). В трактатах «Чистых братьев» упоминаются различные качества, которыми обладает Обладатель Шариата. Например, «Он справедлив и любит справедливость. Ненавидит гнет, несправедливость и беззаконие, а также тех, кто их творит. Он покровительствует всем тем, которые стали жертвами несправедливости и беззакония. Он поощряет все полезное достойное и справедливое...» (3,т.4,с.130).
Люди, наделенные управленческими полномочиями исполняют законы Обладателя Шариата: «Знай, что законами Законодателя должны руководствоваться те, кто претворяет в жизнь Его указания. Они должны справедливо обращаться друг с другом, их повседневная деятельность должна быть направлена на повышение жизненного уровня народа». (3,т.4,с.135).
Благодаря условиям, созданным Законодателем, жители идеального города обладают различными качествами, определяющими их мирские и религиозные деяния. Они должны отличать добро от зла, хорошее от плохого. Им необходимо удалиться от всего того, что может привести к пороку. Им необходимо всегда руководствоваться наставлениями и законами Законодателя, изучать их. В обществе необходимо присутствие благородных людей (богословов), хорошо владеющих знанием шариатского законодательства. Эти люди должны повелевать народу исполнение Божественных повелений и останавливать каждого, кто пытается изменить Шариат или запретить его. (3,т.4,с.137).
Для того чтобы показать преимущества идеального города над остальным миром «Чистые братья» ввели понятия «государства добра» и «государства зла». Противопоставляя их друг другу, они развивали идеи о преимуществах своего идеального города. «Братья» считали, что если «государство добра» будет расцветать и развиваться, то «государство зла» постепенно разрушится и потеряет силу. В политическом смысле под понятием «государство добра», они имели в виду такое государство, которое развивается в лоне шиитско-исмаилитской идеи, и противопоставляли этой идее Аббасидский халифат, в качестве образца «государства зла».
О государстве добра «Братья» говорили: «Знайте, что «государство добра» должно быть основано с самого начала благородными и избранными людьми. Собираясь вместе, эти люди приходят к единому мнению, принимают единую веру. Они договариваются о взаимопомощи, отказе от соперничества, о сотрудничестве между собой и поддержке друг друга. Они будут выступать с единых позиций в каждом деле и будут совместно выполнять любую работу. Их цель прибрести покой в потустороннем мире. Помимо довольства от Аллаха им больше ничего не нужно». (3,т.4,с.187).
В то же время, понятия «государство добра» и «государство зла» являются символами. Согласно тайному эзотерическому учению исмаилитов – батинизму, их идеологи для выражения своих философских или социально-политических идей часто пользовались языком символов и аллегорий. На этой основе они развили свои религиозные, политические и социальные доктрины. В частности, как пишет М. Галеб, под «государством добра», «Чистые Братья» подразумевали государство, подобное халифату Фатимидов в Северной Африке, которое в будущем должно было превратиться в оплот борьбы против Аббасидского халифата. То есть образование шиитско-исмаилитского государства обозначало реализацию на практике их символов и знаков» (4,с.355). Более того, не исключено, что именно символизм и теоретическая база учения «Чистых Братьев» лежали в основе отдельных положение исмаилитского шиизма. Практическим воплощением этих теоретических построений стало образование нескольких исмаилитских государств в Египте, Иране, Йемене, Бахрейне и Сирии.
Также можно сказать, что в условиях тирании и несправедливости в средневековом мусульманском обществе трудно было выражать социальный протест против властей в открытой форме. Поэтому большое распространение в то время получили различные тайные общества, которые доводили свои мысли до масс на языке аллегорий и иносказаний, которым придавалась религиозная окраска (в частности в форме исмаилитского шиизма). Сами «Чистые Братья» в своих трактатах писали: «Существующее положение заставляет нас скрывать истинное положение дел с помощью слов, символов, выражений и знаков, чтобы вы могли понять их истинный смысл. В чтении и понимании их смысла Аллах поможет вам, раскроет ваши души, сердца, откроет вам глаза, облегчит дела». (3,т.2,с.388).
Сравнивая оба государства, «Чистые Братья» писали, что людям их времени пришлось жить как в «государстве добра», так и в «государстве зла». В некоторых случаях обстоятельства складывались в пользу «людей добра», а в некоторых других случаях в пользу «людей зла». Однако потом силы сторонников зла оказались истощенными, дошли до крайнего предела. По этой причине началось их разрушение. (3,т.4,с.187).
Таким образом, «Чистые Братья» надеялись на разрушение государства зла (т.е. Аббасидского халифата), верили в торжество правды и справедливости. Иными словами, они верили в возможность установления справедливого общественного строя в форме их идеальных городов или «государств добра». Следует отметить, что другой великий мусульманский философ аль-Фараби также говорил об идеальном городе и сравнивал его с «порочным» городом. На основе этого сравнения он также указывал на преимущества идеального города (5).
Еще одним примером социально-утопических воззрений «Чистых братьев» является идея далекого морского «Острова Сагун». Жителями этого острова являются не люди, а джинны и различные звери. Все они живут в мире и согласии под руководством мудрого царя джиннов. Его страна называется Мардан, а самого правителя называли Шахом Марданом.
Этот остров «Братья чистоты» описывали следующим образом: «Он находится в море, недалеко от экватора. Почва острова очень плодородная, воздух всегда свежий, реки полны водой. На острове имеются, все условия для ведения хозяйства, и строительства жилья. На деревьях растут различные сорта фруктов и плодов. Повсюду сады...» (3,т.2,с.204).
Таким образом, «Чистые Братья» на примере острова Сагун описали идеальную жизнь не в человеческом обществе, а в мире джиннов и животных. Этим самым они выражали своеобразный протест против обычаев, царящих в людском обществе. Более того, именно люди, которые случайно пришли на этот райский остров, нарушили царящие там справедливость и равноправие, и принесли с собой несправедливость и угнетение. Они приплыли к острову Сагун на корабле «Ниджат» (Спасение). Идея такого корабля была распространена в средневековом мусульманском мире и встречается также в доктрине исмаилитов. Согласно их воззрениям, на этом корабле совершают путешествие те люди, которые желают избавления от несправедливости, гнета и беззакония, царящих на земле. Там они обретают душевный покой. (3,т.4,с.172). На борту «Ниджата» было 70 мусульман, которые вышли в путь в поисках знаний. На острове они жили счастливо, были полностью обеспечены всем необходимым. Однако они не могли забыть своей старой привычки угнетать и эксплуатировать окружающих.
Возможно, что «Чистые братья» на примере этого острова представляли себе начальные периоды человеческой истории, которые называют «золотым веком». По их представлениям, это было время, когда не было эксплуатации, гнета и несправедливости. Материальные блага распределялись для всех одинаково. «Золотой век» человеческой истории завершился с появлением классов и эксплуатацией человека человеком. Точно также появление людей на острове положило конец «золотому веку» царившему там. Свободных животных люди стали превращать в своих рабов, заставляя их выполнять самые тяжелые работы. Не выдержав людского произвола, рабы бежали от них. «Чистые Братья» очень подробно описывают этот период жизни на острове Сагун, а затем переходят на описание судебного процесса начатого по указанию мудрого и справедливого правителя острова Шаха Мардана. Не выдержавшие угнетения звери пожаловались ему на людей. В свою очередь люди, обратились к нему со словами: «Нас привели сюда слухи о справедливости и благородстве правителя этой страны. Повсюду говорили о твоей доброте и справедливости. Мы пришли к тебе просить помощи. Просим провести суд между нами убежавшими от нас нашими рабами. Необходимо вернуть беглецов назад». (3,т.2,с.305-306).
Этот суд продолжается на протяжении длительного времени. На нем выступают вожди, представляющие стаи различных видов животных и птиц, а также мудрецы, представляющие людей. Интересно, что люди, представляются здесь в качестве «сыновей Аббаса». (3,т.2,с.206). Очень вероятно, что этим самым братья намекали на тиранию правящей династии Аббасидов.
Несмотря на явную симпатию к животным, тем не менее «Братья» отдают предпочтение людям и считают их самыми достойными созданиями в мире. Однако здесь подразумеваются вовсе не те люди, среди которых жили они сами. Речь идет о людях, которые достигли совершенства и высоких моральных и нравственных степеней. То есть эти совершенные люди – это сами «Чистые Братья», их единомышленники и жители описанных ими утопических городов и стран. Только эти совершенные люди могут обеспечить мир и спокойствие для всех живых существ. В конце судебного процесса правитель острова вынес окончательный приговор в пользу людей: «О животные! Вы выслушали людей, слышали, что они сказали и приняли их доводы. Идите с миром и спокойствием. Вы находитесь под покровительством Аллаха» (3,т.2,с.377). Таким образом, Шах Мардан обязал зверей повиноваться человеку, как венцу Божественного творения (Коран, 2: 30). Однако и люди обязаны соблюдать их права и обращаться с ними справедливо.
Необходимо отметить, что на формирование мусульманских социальных и социально-утопических идей большое влияние оказала античная философская традиция. В частности, понятие об идеальном духовном городе прямо или косвенно связано с понятием античного полиса. Но, тем не менее, решающее влияние на мусульманских мыслителей в большинстве случаев оказывала все-таки не античная философская мысль, а непосредственно мусульманская традиция. В частности, в представлениях «Чистых братьев» об идеальном городе, несомненно отражены смыслы некоторых хадисов, и в частности хадиса, в котором Пророк Мухамад называет себя городом знаний, а Али (от имени семьи которого вели борьбу шииты) его вратами. Ведь образованность, знания, научность, по их мнению, являются необходимыми условиями для преодоления невежества. Только преодолев это невежество можно было достигнуть тех высоких идеалов справедливости, о которых мечтали «Чистые братья».
Использованная литература
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы