Эффективность в философии: Плотин как гениальный дизайнер теории
— Константин Фрумкин
(14/08/2025)
...позволю себе небольшие «заметки читателя» об этом великом мыслителе, в которых выскажу свое восхищение - как можно сконструировать идеальную теорию, прекрасно и впечатляюще отвечающую на любой вопрос.
Наука как фактор развития и уничтожения цивилизации
— Юрий Низовцев
(12/08/2025)
О науке в основном говорится только в позитивном плане, но она не может не оказывать и негативное влияние на социум. Поэтому в данной работе отмечены и обоснованы именно ее негативные особенности, а также указано, к чему эти особенности приводят в итоге.
Как приготовить ужин, скандал, жизнь (готовка как терапевтическая практика)…
— Ирина Димура
(08/08/2025)
...Огонь не загорается сам в очаге. Каждый день я приготавливаю очаг, потому что верю, что Огонь может упасть и с неба. В этом эссе мы смотрим на кухню глазами исследователя и психолога-практика, а то и семиолога и герменевтика, то есть глазами любопытного.
Пограничная война на окраине одряхлевшей империи
— Нина Ищенко
(05/08/2025)
Война в Донбассе описывается по модели войны Римской империи с варварами на окраине. ...ополченцы Донбасса описаны как варяги, служившие Византии на ее самых опасных границах. Украина же в книге – пространство национализма, представленного хтоническими и женскими культами, темной магией, требующей человеческих жертвоприношений...
Попытка лекции «Седуктология как она есть»
— Ирина Димура
(30/07/2025)
Фундаментальная и прикладная седуктология — наука о соблазнении посредством любого дискурса. Соблазн, вводить в соблазн — букв. значение греч. слова скандалон — «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Более отвлеченно оно обозначает также «толчок», «удар». В основе понятия соблазна лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению.
О роли случайности в мироздании
— Юрий Низовцев
(29/07/2025)
Наука полагает, что Вселенная, представляя его мирозданием, как и живые существа, включая человека, появились в результате неких спонтанных явлений, абсолютизируя тем самым случайность, что противоречит фундаментальному соотношению необходимости и случайности, прокламируемому той же наукой, что само по себе противоречиво. Поэтому напрашивается более адекватная гипотеза, ставящая необходимость и случайность на полагающиеся им места.
Разрушение гностического мифа о прогрессе в романе «Падение Софии»
— Нина Ищенко
(25/07/2025)
Название «Падение Софии» отсылает к мифологии гностиков, где это выражение является философским понятием. Гностицизм – это термин XVIII века, обозначающий учения поздней античности. Термин происходит от греческого слова гнозис – знание. Гностики включали в свою мифологию Иисуса Христа, поэтому их иногда считают христианами. Это не так, расхождение принципиально, гностицизм – антихристианское учение.
Алексис де Токвиль. К 220-летию со дня рождения
— Александр Балтин
(24/07/2025)
Токвиль, рассматривая интеллектуальное средоточие восемнадцатого века, замечает, что главными политическими деятелями страны стали литераторы: что не могло привести к благоприятным последствиям.
Противореча Ф. Бэкону, утверждавшему, что чрезмерное угнетение подавляет волю народа настолько, что революция невозможна, Токвиль утверждал, что они – парадоксально – происходят тогда, когда жизнь населения становится лучше.
Противореча Ф. Бэкону, утверждавшему, что чрезмерное угнетение подавляет волю народа настолько, что революция невозможна, Токвиль утверждал, что они – парадоксально – происходят тогда, когда жизнь населения становится лучше.
О соотношении познания и сознания
— Юрий Низовцев
(16/07/2025)
Почему процесс познания, присущий только человеку, является вынужденным для него и вместе с тем ограниченным в материальной основе, но неограниченным – в духовной, и как этим с процессом связано сознание - пришелец из потустороннего, которое, оказывается и тут, но и остается там, показано ниже.
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 6)
— Николай Куликов
(10/07/2025)
Причинность и закономерность воспринимались как нечто противоречащее природе, ниспровергались как нарушение естественной свободы. Судьба, а не бездушные причинные связи правят миром! Молодой Эрвин Шредингер в 1922 году провозгласил освобождение от предрассудка абсолютной причинности, выражая свои мысли буквально в моральных (квазиморальных у Формана) выражениях, по существу проецируя их на социальные отношения.[6] Макс Борн весной 1928 года, бичуя причинность как детерминизм, утверждал, что «такая концепция природы является детерминистской и механистической. В ней нет места свободе любого рода, будь то воля или высшая сила».[7] Примечательно, что крайность тотального механического детерминизма прошлого периода с его простыми и «очевидными» взаимосвязями заменялась противоположной крайностью, в основе которой была тёмная стихия и «наслажденье битвой жизни».[8]
Бесконечность …или долгая, долгая дорога в небо. (Продолжение 5)
— Николай Куликов
(09/07/2025)
Судя по всему, никаких твёрдых частиц не существует. Никаких шариков, которые рисовались воображению Демокрита, нет. Диаметр атома водорода – 10-12м, диаметр его ядра – 10-17м. Разница в 100.000 раз! Атом практически пуст (если понимать эту пустоту не как «ноль всего») и представляет собой крошечное ядро, окружённое электронами. Получается, что практически всё, что нас окружает, представляет собой пустоту (с учётом предыдущей оговорки), если точнее, некое пространство энергетических взаимодействий. И твёрдость тела не что иное, как проявление сил атомных взаимодействий.
О проявлении личности в массах
— Юрий Низовцев
(01/07/2025)
Личность, присущая человеку, отнюдь не одинока. Она сочетается в нем с индивидуальностью. Но, в свою очередь, и обе они являются лишь внешним проявлением двойственности человеческого сознания, вследствие чего это существо способно с необыкновенной для природы скоростью менять и собственную личность, и себя в целом, то надевая личину благообразия, то сбросив ее, оказываясь фантастически жестоким и безжалостным, сокрушая всё вокруг ради решения неблаговидных задач или достижения химеричных целей.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях (окончание)
— Елена Янушевская
(25/06/2025)
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
«Квантовый скачок». Опыт о творческих состояниях
— Елена Янушевская
(24/06/2025)
Какой значимый вывод мы можем, по сути, сделать из того факта, что способность мыслить возможное – эволюционный инструмент выживания?
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
Формируя образы отличной от сложившейся реальности, разум отыскивает способ достижения цели – улучшения жизненной ситуации (хотя деструкция также может стать сознательной целью.) Взгляд в перспективу, иными словами, не просто атрибут сознания. Воображение – сущность разума.
Возможно ли информационное общество?
— Юрий Низовцев
(17/06/2025)
В настоящее время, в связи с крушением капитализма, фактически начался переход к информационному обществу совершенно негодными средствами, да и само это предполагаемое общество оказывается лишенным развития, то есть бессмысленным и недееспособным. Однако понимание этого факта ныне отсутствует. Статья о том, что может реально произойти в эту переломную эпоху.
Почему без слова нет дела?
— Юрий Низовцев
(12/06/2025)
Различие человека и животных особенно ярко проявляется в коммуникации тех и других. В частности, даже самые высокоразвитые животные не владеют словом, заменяя его в общении жестом и нечленораздельным звуком. Поэтому имеет смысл выяснить, почему и каким образом жесты и звуки, которые только и представляют средства общения для животных, дополнились словами и осмысленной связной речью, а в дальнейшем к ним присоединилась и письменность, и какую роль здесь играет образ и коллективный труд?
Платоновское влияние в «Очарованном страннике» Николая Лескова
— Нина Ищенко
(06/06/2025)
Лесков всегда интересовался идеями Платона. Книга «Платон в изложении Клифтона Коллинза» (СПб., 1876) была в личной библиотеке писателя. Анна Петрова в своей диссертации определяет несколько константных тем лесковского творчества, в которых заметно влияние Платона: знание как припоминание виденного в другой форме бытия, смерть и посмертное существование души, доступность философской истины каждому человеку, праведнический образ жизни. В текстах Лескова также неоднократно говорится о двойственности Сократа, сочетающего возвышенные и сниженные черты.
«Степной Лавкрафт» Александра Сигиды: кровавые культы и шогготический материализм донбасского фронтира
— Нина Ищенко
(02/06/2025)
...Все эти события нельзя объяснить на основе социального опыта, полученного в мирное время. Ситуация тихой провинциальной окраины между Украиной и Россией, в которой формировался опыт жителей Донбасса, кардинально переменилась в 2014 году, смешав миры и проявив потенциальные конфликты. В это время Демон войн покинул свой приют («Безумие, вышедшее из моря»). В стихотворении «В угрюмых городах рептилий» восстание русского Донбасса против украинского национализма описывается как классический змееборческий сюжет, битва купца Садко со змеем...
В чем причина именно информационной основы мироздания?
— Юрий Низовцев
(27/05/2025)
Без поступления информации развитие невозможно. Но сам по себе термин «развитие» применим лишь к живому, поскольку воспринимать, обрабатывать, использовать и передавать информацию способны только живые существа, имеющие соответствующий аппарат для этого, да и к бессмысленному неживому термин «развитие» неприменим. Неодушевленное способно только меняться под чьим-то воздействием. Поэтому, если взглянуть на мир с позиции влияния на него информации, то оно проявляется везде, и даже само время есть его продукт.
Диалектика цивилизаций*
— Александр Чупров
(16/05/2025)
...противоречие между двумя полярными способами бытия человека и человечества обусловливает все геополитические проблемы в последние три столетия и, возможно, будет определять мировую историю до скончания веков. Как именно – это дело будущей истории, политики и бесконечного множества случайностей. Но в своей совокупности все эти факторы могут влиять только на то, сколько лет, столетий или тысячелетий отпущено человеческому роду. ВРЕМЯ (ограниченное время (!); а в такой ситуации дефицита исторического времени мир еще никогда не существовал) становится всё большей ценностью не только как мерило стоимости в сфере производства, на что указывал еще Маркс, не только в жизни каждого индивида, но и человечества в целом.
Особенности и роль распределения информации по населению
— Юрий Низовцев
(14/05/2025)
Поступающая населению информация выделяется и потребляется крайне неравномерно. Ее неочевидная составляющая выявляется и используется сравнительно немногочисленной группой, так называемых творческих личностей, составляя процесс познания, тогда как информация, используемая в соответствии с реалиями повседневной жизни, потребляется остальными группами населения, преобразуясь определенным образом уже в эрзац познания, но всё же имеющий определенный смысл, о котором можно узнатьв из статьи.
Путь гения и религиозный путь: в продолжение размышлений Н. Бердяева
— Юлия Дуплинская
(01/05/2025)
Наверняка почти всякий воцерковляющийся неофит из касты творческой интеллигенции замечает, что психология творчества весьма и весьма отличается от психологии христианского благочестия; что словом «духовность» в первом и во втором случае обозначаются радикально различные формы духовного опыта.
О цикличности цивилизаций в их множественности
— Юрий Низовцев
(30/04/2025)
К настоящему времени данные астрономических наблюдений показывают существование планет, подобных Земле (экзопланеты), но присутствие там цивилизаций, в частности, по энергетическим выбросам или каким-либо информационным сигналам не наблюдается. К каким выводам можно прийти на этом основании?
Оценка наукой и религией феномена «конца света» (цивилизации)
— Юрий Низовцев
(25/04/2025)
В сущности, наука и основные религиозные конфессии не могут привести убедительные доводы о возможности вечного существования нынешней цивилизации, причем некоторые течения религиозной мысли склонны к идее повторяемости этих цивилизаций, что само по себе не может не навести на соображения о смысле существования как нынешней цивилизации, так и цивилизаций, подобных нашей.
«ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» человека
— Александр Чупров
(23/04/2025)
Коренной порок всякого рода отождествлений бытия то с одним, то с другим, на мой взгляд, состоит в подмене бытия какой-либо формой, или способом, его существования, а то и самим Богом, что вообще выходит за рамки предмета философии и может быть только предметом религиозной веры и теологии. Такая подмена философского понятия бытия вносит путаницу и сумятицу в оперировании им. Корректным было бы отождествлять бытие только с самим бытием и противопоставлять его небытию, как это делал Парменид. Что это дает? Дает понимание единства тождества (бытия) и бесконечного разнообразия форм существования универсума, или мироздания. Такое единство бытия и существования, собственно, и есть то, что мы называем реальностью. Именно с этой исходной позиции мы и будем рассматривать феномен «иной реальности», которая творится человеком как субъектом, и в которой человек как эмпирическое «Я» пребывает.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы