Онтологические прогулки

Рейтинг раздела

Гипотеза не-столкновения, или Почему Луна не падает на Землю?
— Антон Рай
(13/04/2021)
Очень странная штука – сила всемирного тяготения тел другу к другу; очень и очень странная, если исходить из определения притяжения.
Об истоках одного обряда
— Юрий Соловьёв
(12/04/2021)
Здесь все сплошная загадка. Почему завет между богом и человеком должен закрепляться таким странным образом – именно через крайнюю плоть и именно через ее обрезание?
О становлении сознания
— Юрий Соловьёв
(08/04/2021)
...процесс перехода наших далеких предков из животного состояния в человеческое можно изучать по аналогичным процессам у детей. И здесь возникает вопрос: почему этот переход происходит? Какая сила побудила дикое животное пройти сложнейший путь превращения в человека и с тех пор каждый раз побуждает повторять тот же путь новорожденного ребенка? И почему этот процесс не происходит с другими организмами?
Фокус-покус, или Движущийся поезд как тело отсчета
— Антон Рай
(06/04/2021)
Проблема физиков состоит в том, что они по привычке воспроизводят всякую систему отсчета от тела отсчета и, соответственно, называют СО по имени тела отсчета, – но на деле всякое тело отсчета оказывается телом отсчета в какой-то другой системе отсчета...
О противостоянии России и Европы
— Юрий Соловьёв
(05/04/2021)
Не является ли это своеобразным проявлением диа­лектического закона единства и борьбы противоположностей? Не в этом ли смысл извечного противостояния России и Европы? Не потому ли России во все времена было на роду написано быть противоположно­стью Европе?..
Что в действительности представляет собой интеллект?
— Низовцев Юрий
(02/04/2021)
Чтобы усомниться в том, что интеллект человека и есть его ум, или сознание, стоит сопоставить его с искусственным интеллектом. Тогда становится понятным, что интеллект и сознание в целом существенно разнятся и следует сделать попытку прояснить сущность интеллекта и его связь с сознанием вообще и человеческим сознанием, в частности.
Наброски к феноменологии и метафизике сверхсознательного
— Олег Ященко
(31/03/2021)
...почему вообще существует этот, столь реальный и важный для нас мир, в котором одно фатально отделено от другого?
Ускорение времени: «фиолетовое смещение» в эволюции социума
— Юлия Дуплинская
(30/03/2021)
Рассуждения о том, что в наши дни имеет место ускорение времени: социального, исторического, психологического, – одним словом, «человекоразмерного» времени, – стали уже своего рода клише, «общим местом» разговоров о времени. Но если рассуждать более строго, – то здесь необходимо ввести существенные коррективы. О чем в данном случае идет речь?
Достоевский и Ницше
— Юрий Соловьёв
(29/03/2021)
С древнейших времен система управления государством строилась по аналогии с организмом: верхнюю часть занимал мозг, идеология; среднюю – тело, мускулы; нижнюю – желудок и органы выделения. К верхней части относились жрецы (брахманы, старейшины, друиды и т.д.). К средней – политики и воины. К нижней – торговцы и люмпены. В результате, государство представляло собой пирамиду. (...) Но вот в Европе грянула буржуазная революция, и пирамида перевернулось вверх основанием...
Значение и роль трансцендентальных идей в философии Канта
— Олег Ященко
(25/03/2021)
...аргументировать супротив того или другого мыслителя (безотносительно к тому, сколь великим или, напротив, малым является его место в истории философии) указанием на противоречия в ходе его мыслей горазд всякий, кто неспособен возразить ему по существу, а потому нам, потомкам Канта, не остается ничего другого, кроме уяснения того, каковы значение и роль допущенных им некогда упущений и ошибок в контексте его мышления, грандиозного по своим непревзойденным масштабам.
О двух традициях в философии
— Юрий Соловьёв
(24/03/2021)
...европейская философская традиция началась в XVII веке с фразы Декарта «cogito ergo sum» (...) и закончилась в начале века XIX работой Гегеля «Наука логики»... С тех пор в западной философии наступил кризис, в котором она пребывает и сейчас. Русская же религиозная философия возникла, когда европейская закончилась, а именно – в первой половине XIX века в работах ранних славянофилов, и была искусственно оборвана революцией 1917 года. Каковы особенности этих двух традиций?
Начинаясь как сладкое…
— Роман Шорин
(23/03/2021)
Есть люди о любви прямо-таки мечтающие. «Пусть в мою жизнь придет любовь!» – буквально заклинают иные из нас...
Проблема тождества личности и достоверность воспоминаний
— Константин Фрумкин
(22/03/2021)
...действительно ли я-вчерашний или я-трехлетний ребенок тождественен мне-сегодняшнему?
Фундаментальность проблемы бытия и существования в перспективе истории философии
— Александр Чупров
(19/03/2021)
...истинно философское понимания бытия заключается в том, чтобы всё, что можно помыслить, рассматривать как опосредование Я-бытия и Бытия вообще, т.е. рассматривать мир в контексте онтологического, гносеологического, аксиологического (в т.ч. эстетического) и праксиологического отношения «Человек – Мир».
Советская коллективизация и советская литература. Читая роман «Корова» Геннадия Гора…
— Сергей Иванников
(18/03/2021)
Российский марксизм в своих метафизических аспектах стал новой версией (формацией) русского пантеизма. Это обстоятельство объясняет и то, почему марксизм в России трансформировался в религию и обрёл черты устойчивого исторического явления.
О большом взрыве
— Юрий Соловьёв
(17/03/2021)
…вселенная возникла не в результате непонятно почему взорвавшейся, неизвестно откуда взявшейся сверхплотной точки, а в результате действия вполне конкретного механизма…
Наука и философия
— Юрий Соловьёв
(12/03/2021)
Только выяснив, какой метод используется наукой, а какой – философией, мы могли бы понять, есть между наукой и философией разница или ее нет.
Критика Кантом рациональной психологии: опыт осмысления
— Олег Ященко
(11/03/2021)
…читая Канта, ненароком задаешься вопросом, запутывается ли он сам в своих же собственных критических сетях, или же он намеренно запутывает в них своего читателя, дабы оставить его тем самым в дураках. Именно отсюда берет свое начало то пестрое многообразие в интерпретациях кантовского наследия, каждая из которых претендует на лучшее понимание своего предмета.
Наука и религия
— Юрий Соловьёв
(10/03/2021)
...религия не только не противоречит науке, но, напротив, описывает ту сторону мироздания, которую наука просто не видит.
"Монадология" Лейбница. Попытка понимания (4)
— Александр Чупров
(09/03/2021)
...гегелевское учение о сущности, показывает, что истинное тождество – это атрибут субъекта как такового. Либо оно ему присуще, либо субъекта просто нет. Причем, не суть важно, о каком именно субъекте идет речь, Боге или человеке. Тем более не так важно в данном случае, как их называть – субъектами или монадами.
Движусь ли я относительно поезда, если поезд движется, а я стою на месте?
— Антон Рай
(05/03/2021)
Понятие относительности – одно из понятий, запутаться в котором проще простого – настолько оно все усложняет. Относительно одного дело обстоит так-то, а относительно другого – по-другому. А как оно обстоит на самом деле?
О происхождении жизни
— Юрий Соловьёв
(03/03/2021)
Похоже, механизм перехода к живой материи от материи мертвой вообще не существует, и наука ищет в темной комнате черную кошку, которой там никогда не было.
К вопросу о возможности метафизического познания
— Олег Ященко
(02/03/2021)
...мир рассматривается мною как единый магнит с двумя полюсами, имеющими противоположные свойства: один из этих полюсов — мир как представление, а другой — мир как воля. Теперь необходимо выяснить, на чем покоится единство этого магнита.
Русская философия. Совершенное мышление 354. Искусственный интеллект 3
— Малек Яфаров
(01/03/2021)
Я постоянно, с разных сторон возвращаюсь к теме бесплодности (сегодня для нас, а не вообще) классической философии, прежде всего, потому, что мы ее прямые наследники, именно мы несем в себе ее наработки, именно мы идем по проложенным ей тропам, хотя время, в которое мы живем, проложило другие, новые и не знакомые классикам пути. Нам давно пора вернуться в свое время, стать собой, обратиться к своему времени, а не маниакально пытаться подгонять современность под принципы классического восприятия и мышления.
«Монадология» Лейбница. Попытка понимания (1-3)
— Александр Чупров
(26/02/2021)
...предустановленная гармония и вытекающий из нее онтологический оптимизм Лейбница – это далеко не прекраснодушная наивность. В чем-то такой оптимизм более суров (как принцип стоиков) и мрачен, чем шопенгауэровский пессимизм, в основании которого лежит отнюдь не лишенный каких бы то ни было иллюзий трезвый взгляда на мир, а самый обыкновенный подсознательный страх перед смертью, присущий каждому психически нормальному человеку. И уж точно оптимизм как нравственный принцип гораздо труднее в своем практическом применении, поскольку требует от человека не только твердой воли, но порой и «нечеловеческих» усилий быть.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS