Искусство

Рейтинг раздела

Поэзия чистоты. Пересматривая «Ключ без права передачи» Динары Асановой
— Александр Балтин
(11/08/2025)
Поэзия Д. Асановой держится на таких тонких субстанциях, как человеческая сложность и чистота: именно, что – даже конфликты, несколько наивные с точки зрения современной дрянной изощрённости, воспринимаются чистыми.
Неаполитанское кино
— Нина Щербак
(05/08/2025)
Фильмы разные, но в них – одна и та же струна. Красота города, характерные мафиози, традиционные ценности и их крах в процессе жизненных передряг. С юмором и светом рассказываются эти саги.
«Между». «Between». «Zwischen». «Arasında»: международный биеннале архитектуры 2025 года 3-9 ноября, Анталья. Турция
— Ирина Димура
(22/07/2025)
Что для меня в этом «между»? – Вечное становление. Изменение. Метаморфоза. Область творчества. Прыжок в незнаемое. Разрыв шаблона. Поиск. Поле неопределённости, а значит, возможности. Ресурс.
E Unibus Pluram[1]: о кинетическом искусстве и немножко о нас
— Ирина Димура
(15/07/2025)
Усиление интенсивности, скорости, энергичности жизни привело к изменению мироощущения человека, для которого прошлое было сплошной травмой и катастрофой, требовало новых художественных средств выражения. Кинетизмом как направлением искусства художники исследовали изменчивость и нестабильность мира в качестве его нового потенциала.
Памяти живописца Павла Рыженко
— Леонид Болотин
(10/07/2025)
...В ту пору шла подготовка первой общедоступной персональной выставки П.В.Рыженко в Доме художника на Крымской набережной — в «Новой Третьяковке». Беседовал с Павлом и перед выставкой, и в ходе её проведения, а так же с её духовными и деятельными организаторами.
С тёплым сердцем вспоминая прекрасного человека и в моей ценностной шкале великого русского художника Павла Викторовича Рыженко, хочу предложить читателям «Топоса» отрывки из моих интервью с ним.
Ад декоративных. «Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева»
— Ирина Димура
(04/07/2025)
Охарактеризовать дух Interbellum,а как в искусстве, так и в литературе, выявить хрупкое равновесие его тенденций и противоречий в образе жизни и психологии, поставить под сомнение в его противоречиях призыв к новому порядку — амбиции настоящей работы. Конечно, в ней предсознательные импульсы, лежащие в основе очарованности историей.
Художественная выставка «35 лет коллекции музея». Музей современных искусств имени Сергея Дягилева, СПбГУ
— Нина Щербак
(03/07/2025)
"На выставке представлены вещи, которые охватывают разные периоды развития. Самая ранняя работа – ей более 60 лет. При таком диапазоне, – здесь есть даже немного цифрового искусства, – сюда приходит настоящая петербургская публика". Екатерина Денисова-Станюкович
«Наш авангард». О выставке в Русском музее Санкт-Петербурга
— Ирина Димура
(30/06/2025)
Эрос и Танатос в чистом виде: взрывные композиции, экспериментирование с формой и цветом, и… самим собой... Космическая философия, смешанная с восточными учениями, поиски идентичности в этнике и космополитизме. Искусство становится орудием пролетариата. Как булыжник. Как черный квадрат. (...) Смотреть обязательно. Да, тяжело. Требуется продышаться. И снова вступать в кипящую лаву противоречий.
(Нео)архаика. Живопись Яны Богдановой
— Сергей Иванников
(23/06/2025)
Реалистический тип эстетического созерцания создаёт окна в пространстве обыденности, глядя в которые мы можем видеть то, что к обыденному существованию не относится. Но сама обыденность при этом стремится к самосохранению. (Нео)архаическое искусство создаёт и транслирует потоки ощущений, в моменты погружения в которые обыденное исчезает.
Проект «Избирательный фьючерс, рекламный депозит и т.д. в искусстве»
— Николай Грицанчук
(20/05/2025)
Для коллекционера избирательный фьючерс в сравнении с обычным приобретением привлекателен тем, что он покупает произведение искусства с существенной скидкой (до 40%), выбирает пространственную ориентацию (вертикальную, горизонтальную) и размер, в процессе создания картины общается с художником, озвучивая ему свои пожелания, и таким образом в пределах словесного описания картины принимает участие в её создании, а также наряду с сертификатом подлинности получает фотофиксацию различных этапов работы над картиной. В итоге гарантирован результат, не расходящийся с ожиданиями коллекционера.
К 80-летию Фассбиндера
— Александр Балтин
(19/05/2025)
Фассбиндер хорошо показывает (...) насколько правда у каждого своя. У него была своя.
Западные кинофестивали и основные концепты: от холокоста до «черт возьми»!
— Нина Щербак
(13/05/2025)
Одним из триумфаторов Канн стал фильм "Чёрт возьми!". Фильм в Каннах победил в номинации "Особый взгляд Каннского кинофестиваля – приз за молодость", а также стал номинантом "Золотая камера (награда за режиссерский дебют)" режиссёр Луиз Курвуазье, номинировался как "Лучший сценарий" и "Лучший саундтрек".
Мир науки: Сальвадор Дали и его голограммы
— Нина Щербак
(05/05/2025)
Голография как искусство проявляет себя синтезом оптической науки и художественного творчества, в котором многие творческие замыслы требуют совместной работы ученых, конструкторов и художников.
Выставка «Космос Велик» в музее Дягилева
— Нина Щербак
(29/04/2025)
Ощущение, оставленное выставкой – желание увидеть космос во всем его разнообразие, наяву и во сне, многократно, как постоянная мечта и быль, боль и мечта, соединенные воедино.
«Не все, что кажется светом»: культурная апроприация и первозданность, история трех подруг (о фильмах-победителях Каннского фестиваля 2024)
— Нина Щербак
(22/04/2025)
...от этого красивого, нежного, чудесного кино хочется громко плакать. На традиционный устои общества, с семьями, кастовой системой, доброжелательностью и всепрощением, наложена бездумная, развращенная западная идеология, с ее «всем возможными вариантами», и эта идеология буквально опущена на головы несчастной девушки-режиссера, которая и должна рассказать, как выжить.
Страсти по Гибсону
— Олег Ященко
(16/04/2025)
…Филипп Майнлендер – философ, ум которого породил, пожалуй, самую жуткую метафизику в истории человеческой мысли, метафизику «самоубийства Бога» (...) был совершенно прав, назвав имя Иисуса Христа в числе тех имен, что исчезнут с лица земли лишь вместе с самим человечеством. Эпохальная кинокартина Мела Гибсона – наглядное и вместе с тем чрезвычайно выразительное тому подтверждение.
«Меня там нет»: американская фолк-музыка и политика
— Нина Щербак
(27/03/2025)
…фильм «Меня там нет» – история антиполитического акта борьбы музыки, музыкантов, всего прогрессивного послевоенного поколения, против неравенства, против пороков, исторических и коммерческих, против правительственных догм и мещанских идеалов коммерческого общества. Это крик о помощи, тотальная гибель и своеобразная форма жертва и жертвенности музыки и музыкантов всему послевоенному времени.
Акира Куросава. 125 лет со дня рождения
— Александр Балтин
(19/03/2025)
…Дерзу Узала водил экспедицию по уссурийскому краю, раскрывая тайны духов, и дерева поднимались так высоко, что застили небо. Высоким оказалось и небо А. Куросавы: столь высоким, что никогда не поблекнет.
Зачем люди выдумывают чудовищ?
— Ирина Димура
(18/03/2025)
Сфинкс, Цербер, Минотавр, Циклоп, Медуза. Русалка — потрясающая женщина, тело которой заканчивается рыбьим хвостом, эмблема фантастики со времен Горация, гиганты в греческой мифологии; вампир или зомби в барокко и фэнтези; сверхчеловеческие существа в научно-фантастической литературе; преступники, насильники, развращенные персонажи нуар-романа и другие представители деспотической власти (диктаторы, похитители) в современной художественной литературе — лишь некоторые примеры незабываемых “монстров”, которые на протяжении всего времени очаровывали юных или взрослых читателей.
Зачем же люди выдумывают чудовищ?
Зло «размытого гендера» как навязанный концепт «американского добра»: игры в политическую корректность
— Нина Щербак
(17/03/2025)
Зачем, спросите Вы? Очень просто. Для того, чтобы была возможность уничтожить силу и радость человеческого бытия, чтобы человек стал слабым, мутным, усталым, зависимым от собственных желаний и порывов, доходящих до сумасшествия. А почему все-таки это так активно используется, в качестве политики на Западе? Потому что долгое время политикой и является, становится частью законодательной системы, разрушая основы общества. Под прикрытием "свободы" человек становится зависимым олухом.
Вальран. Петербург. Ноль ноль.
— Ирина Димура
(10/03/2025)
В этой сухости, сдержанности, отстраненности взгляда – выдержка и мужество держать разницу потенциалов противоречия: среди хаоса скоростей, смен, превращений, «загогулин», царапающих ненужностей – прозревать суть, основа, уток. На котором смысл и держится. Отвага понимать. (...)
Немецкий экспрессионизм, сур-реализм и частная жизнь: прагматичное безумие и смена стилей
— Нина Щербак
(04/03/2025)
Меня всегда поражала способность интеллектуально обусловленных направлений (будь то поэтическая школа, школа искусства или отдельные ее представители), и ее a priori взятая уверенность в том, насколько непогрешима эта доктрина. Насколько она единственна в своем роде.
«Выбор Софи» и нейронные сети
— Нина Щербак
(19/02/2025)
Французский философ Мишель Фуко подробно описывает в своей книге «История безумия в классическую эпоху» факт определения категории «безумия». Философ подчеркивает, что для этого определения нужен вовсе не диагноз. Диагноз создает или уничтожает «объект знания». Медицинский дискурс безумия создает на протяжении столетий образ сумасшедшего, или наоборот – стирает его. Имеется в виду, что для истинного определения статуса безумия нужен, по Мишелю Фуко, юридический фактор, который и будет «контролировать» семантическое значение.
Гротеск — публичное оскорбление вкуса
— Ирина Димура
(17/02/2025)
Нет категории культуры более способной адекватно выразить природу хаотического, чем «гротеск». (...) ...безжалостное физиологическое преувеличение.
Искусство художников-универсантов XX-XXI веков
— Нина Щербак
(14/02/2025)
Каталог выставки издательства СПбГУ, как и замечательная презентация его, прошедшая в Книжном магазине СПбГУ несколько дней назад, содержит, помимо ярких иллюстраций, – вступление и подробный рассказ о персоналиях, ярких представителях как науки, так и искусства, вдохновленных и объединенных общим кровом, традицией и наследием – С-Петербургским государственным университетом.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка