Лаборатория слова

Рейтинг раздела

Инициация в XIX веке: архаические ритуалы в повести Чехова "Степь"
— Нина Ищенко
(09/09/2021)
Герой покидает то место, где он жил в статусе ребенка, и в конце повествования меняет свой статус – становится юношей, который должен учиться, жить вдали от дома, усваивать законы взрослой жизни. На пути к этой цели герой проходит через ряд состояний, в которых узнаются магические практики архаичных обществ…
О РОЗЕ ВЕТРОВ В МОРЕ ПОЭЗИИ. Корни и побеги романтизма. Поэзия эмоциональной рефлексии
— Игорь Белавин
(08/09/2021)
Природа этого метода настолько двойственна, что в разные времена его называли то «революционным», то «реакционным», а в начале ХХ века в русском литературоведении даже закрепился специальный термин – романтическое «двоемирие».
О РОЗЕ ВЕТРОВ В МОРЕ ПОЭЗИИ. Традиция и традиционалисты
— Игорь Белавин
(01/09/2021)
…значимость прежних поэтических достижений определяется не только историческим значением той или иной личности, прежней влиятельностью той или иной поэтической моды, но и тем, насколько следы прошлого присутствуют в структуре современной поэзии, входит ли прежнее Слово в живой состав актуального художественного языка или оно уже омертвело. Это важно понимать, если мы хотим разобраться в том, что есть на деле эта самая «современная поэзия» и какие процессы в ней происходят.
«Есть тонкие властительные связи…»
— Наталья Ганькина
(24/08/2021)
История распорядилась так, что массовому читателю известен текст М.И.Цветаевой, ставший замечательным романсом в исполнении талантливой А.Б.Пугачёвой. Стихотворение А.А.Ахматовой известно гораздо меньше, тем любопытнее было обнаружить взаимосвязь текстов двух замечательных поэтов серебряного века.
«От жажды» ли умирает Вийон?
— Светлана Герасимова
(16/08/2021)
Один и тот же феномен – внутренняя сложность – при переходе от одного типа культуры к другому – от средневековья к Возрожденью – получают разные коннотации, ассоциации, философские смысления. Аналогичные символы, вписанные в различные семиотические системы, обретают различное значение.
Поэзия Фотиандра Метаноика (А.М.Голова): восприятие и интерпретация (4)
Софья Маликова
Елена Полтавец
(05/08/2021)
Мифологические образы – не суть произведений, а способ высказать свое отношение к бытию.
Пробелология. Часть 3
— Юрий Тубольцев
(05/08/2021)
Слова — это некоторые аспекты пробела.
Поэзия Фотиандра Метаноика (А.М.Голова): восприятие и интерпретация (3)
Софья Маликова
Елена Полтавец
(03/08/2021)
В стихотворениях книги «Попытка к бытию» образы животных играют одну из первостепенных ролей. Зоомотивы в поэзии Метаноика связаны с мифом и архетипом. Есть и такие образы, мифопоэтика которых вбирает в себя индивидуальный миф. Это образ ёжика и особенно образы кошек. По насыщенности «котомотивами» (или, по-научному, фелинологией) поэзия Метаноика превосходит египетские гимны.
Поэзия Фотиандра Метаноика (А.М.Голова): восприятие и интерпретация (2)
Софья Маликова
Елена Полтавец
(30/07/2021)
Образы шести соток дачного участка тесно связаны с мотивом вечности. ..."За пленкой дугового парника \ Топорщатся крещеные века…" (...) Даже лето на даче – как будто вечность: «...лето всё, что думало сказать Руси – сказало». ..."И шесть сакральных соток прячут в сон \ Свои амбиции на роль Вселенной…"
Поэзия Фотиандра Метаноика (А.М.Голова): восприятие и интерпретация (1)
Софья Маликова
Елена Полтавец
(29/07/2021)
Поэзия Фотиандра Метаноика представляет собой высокохудожественное, интереснейшее явление современной литературы, далеко выходящее за рамки «филологической поэзии», «православной литературы». Она свидетельствует о многогранности современного литературного процесса и требует рассмотрения вопроса о филологической поэзии, о «православной поэзии» наших дней.
По следам Алисы
— Александр Балтин
(08/07/2021)
…только кот Шрёдингера, который и ни жив, и не мёртв, может тягаться с Чеширским; и в том, и в том случае нужен наблюдатель, делающий выводы: правда никто, включая самих котов, не поручиться, что они верны.
Парадокс самоописания в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…»
— Нина Ищенко
(22/06/2021)
Самоописание порождает в разных областях парадоксы, исследование которых позволяет вскрыть самопротиворечивую структуру логики, человеческого мышления и природного бытия.
Михаил Булгаков и морфий
— Вячеслав Овсянников
(20/05/2021)
В небольшом объеме текста (менее 30 страниц) сосредоточен колоссальный, взрывчатый смысл. Напряженность, экспрессия нарастают с каждой фразой, каждым абзацем. Трагизм повествования достигает мучительного накала. Как будто бы революционный пожар, бушующий в стране, опаляет своим огнем и этот рассказ о ничем не примечательном, безвестном враче-морфинисте.
Море смерти, море любви и море слов в поэме Елены Заславской «Nemo»
— Нина Ищенко
(23/04/2021)
...мифологема смерти как моря, и в то же время архаичная семантика моря как перехода между разными мирами позволяет интегрировать в этом образе ряд смыслов, важных для человека русской культуры в ситуации экзистенциального кризиса, вызванного войной: тему исторической памяти, любви, роли русской поэзии в связывании времён и сохранении русской культуры.
Дионис против Аполлона. Марсий как прообраз поэта (21 марта - день поэзии)
— Нина Ищенко
(22/03/2021)
Парадоксальным образом противник бога поэзии Аполлона воплощает в себе поэтическое искусство. Как это возможно?
Как перевести хайку
— Вячеслав Овсянников
(02/02/2021)
Басё избегал лишних слов и оценочных, эмоциональных определений, также как избыточной экспрессии и пафоса. Его стиль: добиться предельного лаконизма, не описывать, а только называть вещи. Показ, а не рассказ. Но показ особенный.
Реальное и сакральное в стихотворении «Творчество» А. А. Ахматовой
— Наталья Ганькина
(24/11/2020)
Мы рассмотрели «попытку» Анны Ахматовой описать сакральный, таинственный процесс вдохновения, обнаружили в нём различные фазы. Стихотворение «Творчество» – своего рода «перевод», осуществлённый для нас поэтом с одного языка (сенсорного, воспринимающего) на другой (вербализованный). Мы увидели «далёкие отсветы» в тексте Ахматовой А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, И.Анненского и О.Мандельштама. Переклички, возникшие между текстами этих поэтов, помогают ощутить уникальность не только стиля каждого из них, но и сакрального акта творения.
Инженер Достоевский, или Авраам и пространство (герменевтика пространства как взламывание текста)
— Александр Закуренко
(10/08/2020)
Достоевский ощущал, что пространство рая инаково по отношению к реальному пространству и должно описываться в других категориях мерности, протяженности, временности. Наше пространство-время так же отличается от Божественного, как человек этого мира от Христа.
Поломка смерти. О книге Марии Степановой
— Юрий Рыдкин
(15/05/2020)
…мы обнаруживаем/ощущаем в тексте не скрытые поэтические смыслы и даже не их идеологизированные миражи, а скрытые поэтические пустоты, то есть само несуществующее тело свободной Поэзии, которая, как и Бог, требует для себя апофатической легитимации. Кажется, что текстопорождение здесь производится с опорой на «цепь отрицаний» Михаила Эпштейна…
«Пустошь» Т.С. Элиота
— Илья Имазин
(03/12/2019)
...прочитав «Пустошь», невозможно не измениться, остаться тем же, каким был до: если ты все тот же, значит встреча с поэмой еще не случилась. «Пустошь» стала инициацией и для всей англоязычной поэзии, которая тоже не могла оставаться прежней и оказалась вовлечена в процесс трансформации после выхода этой знаковой вещи. Главное детище раннего творчества Элиота сделалось самостоятельным, относительно автономным от автора субъектом глобального литературного процесса и породило свою характерную герменевтику.
Ирония (Из "Странных сближений")
— Георгий Хазагеров
(12/11/2019)
Ирония – это всегда этос, «характер», а метафора может лежать сугубо в зоне логоса.
Мул без узды
— Константин Мамаев
(06/11/2019)
...В осколках слов есть своя полуправда. Полуозначенность. Ей не пристало имя недоговоренности, но пристало имя папируса: недописьма. Тогда втягивается в пространство игры сама мера понятности. Мы спутаны в означающем. Пред текстами Мазепы я чувствую себя глухонемым Шампольоном.
Там, где в пространстве затерялось время (Опыт прочтения стихотворения А. Фета «Никогда»)
— Павел Кричевский
(02/07/2019)
Стихотворение, как мифологический змей Урборос, вцепилось себе в хвост, и, кажется, окончательно омертвевает, но вещество поэзии, напротив, сдержать невозможно.
"...И с середины пишутся стихи"
— Светлана Крюкова
(25/04/2019)
…мои мысли занимает одна интересная строка из стихотворения «Мальчишкой в серой кепочке остаться», а именно: «...и с середины пишутся стихи». Она и неожиданная, и естественная в одно и то же время, как постулат, не требующий доказательств.
Записи по поводу творчества Вячеслава Овсянникова
— Александр В. Медведев
(01/03/2019)
Литература − фиксированное слово, передающее чувство. Есть рыхлые, мало проклеенные бумаги, сразу впитывают краску, её потом не смыть, и есть едкие краски, их ничем не перекрыть – такими материалами надо работать сразу, без помарок и без поправок, а ла прима. Текст должен так выглядеть, будто слово − анилин по рыхлой бумаге, письмо на раз. У Овсянникова такое письмо.

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

X
Загрузка
DNS