Литературная критика

Рейтинг раздела

Детство. По книгам В.Л. Андреевой и Ольги Андреевой-Карлайл
— Татьяна Лестева
(19/07/2024)
...отмечу, вероятно, искреннее – того времени – отношение Оли к Олерону, названному много лет спустя, «островом на всю жизнь»: «Уже в который раз я поймала себя на мысли, что ненавижу это море и эту войну, из-за которых мы оказались здесь взаперти, как в тюрьме» (стр. 71).
К 205-летию Готтфрида Келлера
— Александр Балтин
(18/07/2024)
Интересное ощущение – читая роман, как будто взрослеешь с героем.
Аристократизм двух
— Александр Балтин
(15/07/2024)
Несколько, ТАК объединённых слов, дают ощущение божественности, небесности речи; и – завораживающая, такая простая внешне, куда сложнее всякой искусственной сложности, музыка...
«Воодушевить Русь, измученную рабством…»: Разделить долю пророка…
— Алла Новикова-Строганова
(10/07/2024)
... за всю историю существования лесковского Дома-музея его порог ни разу не переступил ни один из череды руководителей Орловской области. Как бы они ни именовались: первые секретари Орловского обкома КПСС, главы администрации Орловской области, ныне – губернаторы, – отношение к музею Лескова неизменно безучастно-равнодушное. О классиках – уроженцах орловской земли – власть предержащие припоминают, когда требуется отрекомендовать регион за его пределами. Так, например, на прошедшей Олимпиаде в Сочи Орловская область была представлена прежде всего как литературная столица России...
Автор о своей новой книге
— Нина Щербак
(09/07/2024)
...проза Набокова, как и новая музыка, характеризуется анти-нарративностью, полиязычием, лексической насыщенностью, сложностью построения, безглагольностью, «зеркальностью» и «обратимостью» звуковых и графических явлений. Музыка нарратива Набокова – его собственный язык, тщательно изобретенный, во многом схожий с музыкальными и художественными практиками довоенного и послевоенного искусства.
Соло случая Татьяны Медиевской
— Александр Балтин
(05/07/2024)
Вид из окна: все люди стиснуты рамками Случая, играющего заглавную роль. Онтологическое окно открыто…
О Фаддее Булгарине и его бурной жизни.
— Александр Балтин
(03/07/2024)
У него была бурная жизнь: в Варшаве вступает в созданные Наполеоном войска герцогства Варшавского; воюет в Испании; участвует в войне против России, но – сдаётся в плен прусским войскам, выдаётся России.
Х- ый Международный литературный конкурс «Серебряный голубь России – 2024»
— Анонс
(01/07/2024)
Санкт-Петербургская общественная организация «Аврора» и журнал «На русских просторах» объявляет Х-ый Международный литературный конкурс «Серебряный голубь России -2024», посвящённый творчеству деятелей культуры «Серебряного века», юбилеи или памятные даты которых отмечаются в 2024 году.
К 2700-летию Архилоха
— Александр Балтин
(25/06/2024)
...Архилох отражал это время; став воином, он живо повествует о судьбе, сделавшей вираж, и воин пьёт вино, опершись на копьё… Долго-долго – века пьёт, пока прожигаются ко всякой современности обрывки его стихов, пока обрастает подробностями легенда, и поэты… словно окликают его – таинственного, так давно ушедшего в вечность.
«Бывают странные сближенья…»
— Наталья Ганькина
(24/06/2024)
...князь Андрей взывает: «Боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди − отец, сестра, жена, − самые дорогие мне люди, − но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми… ».
К столетию Владимира Солоухина
— Александр Балтин
(13/06/2024)
Есть отливы и отзвуки небесной белизны в поэзии и прозе Солоухина: в прозе-поэзии, предложенной им миру, ибо прозаические его тексты строились по принципу необыкновенного внимания ко всякому слову, то есть — поэтически.
«Любить человечество…» (225 лет А.С. Пушкину)
— Алла Новикова-Строганова
(10/06/2024)
Ниспосланная величайшему русскому поэту «та особая характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения – способность всемирной отзывчивости», способность «любить человечество и носить в себе всеединящую душу» сотворила это дивное чудо пушкинского творчества. Во всякой человеческой душе, прикоснувшейся к нему, находит оно свой благодатный отклик. Вот почему каждый с полным основанием может сказать: «Мой Пушкин».
К 225-летию Александра Пушкина
— Александр Балтин
(07/06/2024)
Всё увядает? Нет, остаётся – одно сменяет другое, круг метаморфоз бесконечен, и, если сейчас жизнь воспринимается даром напрасным и случайным, то завтра прозвучат молитвы отцов пустынников.
Досматривать за Пушкина
— Владимир Печорский
(06/06/2024)
АНАБАЗИС. Путешествие I. Часть вторая. "Путешествие в Арзум" А. С. Пушкина. Если буквально, "онтологические прогулки" - экзистенциально значимое шествие путём, путешествие. Новый цикл Владимира Печорского посвящён бумажной архитектуре книжных перемещений в пространстве. То, что ныне называется "non-fiction или травелогами.
Роман «Райский сад» Э. Хемингуэя и его чудодейственные свойства
— Нина Щербак
(04/06/2024)
...подобные истории «эдемского рая» использовались неоднократно в мировой литературе, достаточно вспомнить, например, набоковскую «Аду» (Ada or Ardour, a Family Chronicle), в которой любовная коллизия также имеет треугольную структуру, и в которой идеальная мечта рая воплощается как вариант энциклопедии всей русской и французской литературы, сведенной в единый узел напряжения и восторга.
Тревожная пастораль Донбасса в книге Александра Сигиды
— Нина Ищенко
(03/06/2024)
Если Вергилий переселяет своих пастухов в Аркадию, существующую вне времени, то Сигида возвращает их в тревожный воюющий Донбасс, с 2014-го года наполненный рыданьями, мятежными песнями, беглецами и бандитами, поэтами и влюбленными, сельским и воинским трудом. В поэме донбасского поэта, как и на донбасской земле, до мира и гармонии еще далеко. Четкие строки и классические образы ломаются и смешиваются, создавая новое пространство, тревожное и открытое будущему.
Юла юдоли Юлиана Отступника
— Александр Балтин
(28/05/2024)
Литература превосходит реальность: удерживая её, вечно улетающую, куда там детским воздушным шарикам мечты, и Юлиан, и Порфирий Оптациан настолько живые…
К столетию «Мурзилки»
— Александр Балтин
(17/05/2024)
Шутки и загадки, пёстрый детский мир; детективно-загадочные истории появлялись, научно-фантастические сны мерцали… Всего не счесть.
Пасхальная живопись слов…
— Алла Новикова-Строганова
(16/05/2024)
“Отчего же одному русскому еще кажется, что праздник этот празднуется как следует <…> в одной его земле? <…> раздаются слова: “Христос воскрес!” – и поцелуй, и всякий раз также торжественно выступает святая полночь, и гулы всезвонных колоколов гудят и гудут по всей земле, точно как бы будят нас! <…> где будят, там и разбудят. Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе <…> Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней русского и что освящено самим Христом..." Николай В. Гоголь
«Соты» -2023. Мёд поэзии и пространство творчества современной русской литературы
— Нина Ищенко
(16/05/2024)
...литературно-художественный альманах достойно представляет литературную жизнь клуба «ЛитСоты» с 2011 года. Созданный выпускниками литинститута клуб ведет активную деятельность по созданию и сохранению русской литературы, сотрудничает с философами и историками, раскрывает в своих книгах как вечные темы поиска себя, любви и памяти, так и смысл современных исторических событий – войны в Донбассе, включения в состав России новых регионов.
Общий вагон, или Бронзовый дождь Бориса Краснова
— Евгений Попов
(15/05/2024)
А вообще-то мало кто выдержит такую толстую книгу своего «Избранного». Борис Краснов выдерживает. Да, он «тосклирует» (три слова перемешались здесь в одном: тоска, лира и соло)… Но делает это красиво и убедительно.
Первый постмодернист (О Михаиле Кузмине)
— Геннадий Муриков
(13/05/2024)
Стихи Кузмина сами по себе являются огромной эстетической ценностью, потому что они находятся как бы в промежутке между идеологической направленностью символистов и своеобразной агрессивностью акмеистов. Каждый, кто знаком с творчеством Михаила Кузмина , прежде всего открывает его «Александрийские песни». Это шедевр, поразивший в то время всю поэтическую Россию. (...) Кто так писал в России? Никто и никогда.
Когда крокодилы были левиафанами… (Окончание)
— Александр Беззубцев-Кондаков
(27/04/2024)
Образ крокодила наполнился политическим и духовно-нравственным содержанием, он становился символическим выражением тех или иных политических воззрений (консервативных или революционных), а благодаря Томасу Гоббсу крокодил (левиафан) по сей день символизирует государство как таковое.
Когда крокодилы были левиафанами…
— Александр Беззубцев-Кондаков
(26/04/2024)
Чуковский был убежден, что поэт (не только детский поэт) должен учиться детскому языку, постоянно сверять свой жизненный опыт с опытом детства. (...) И одним из факторов успеха поэмы в детской читательской аудитории как раз и стало то обстоятельство, что дети видели в поэме свой мир «обособленным от мира взрослых».
Вариации на тему Dies irae[1]
— Наталья Рубанова
(23/04/2024)
Фермата: перед тем, как рассказать о некоторых из них, не раскрывая всех тайн, необходимо вспомнить престранный сон, что, конечно, обычно не дозволяется рецензенту: но это ведь как бы и не рецензия вовсе, ибо и «Уничтожить» тоже как бы не совсем роман…

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка