Книга Дмитрия Плынова «Завтрак с Варварой, или поговори со мною, папа» как феномен современной прозы
— Нина Щербак
(01/09/2025)
Критика отзывалась о книге как о ярко выраженной психологической прозе. Действительно, Дмитрий Плынов – тонкий психолог, грамотно, подробно и ажурно выписывающий портрет героини, и ее окружения. При всем при этом, это повесть во многом и о взаимодействии мужчины и женщины, о взаимопроникновении и отталкивании различных стихий, создающих вместе потрясающую гармонию Вселенной.
По долгу памяти. Воспоминания об Андрее Голове
— Александр Малюгин
(18/08/2025)
Его знания были энциклопедические. Мог четко и ясно ответить на любой вопрос по Православию, истории, литературе, философии. Поражала память, сколько же в голове хранилось имен, фактов, событий, которые в нужный момент извлекались наружу. Рассказчик он был замечательный. (...) Мы были с ним откровенными друзьями. Он знал обо мне все, я очень многое о нем, что и уйдет вместе со мной.
Мир «Гдетства» неисчислим
— Галарина Ефремова
(15/08/2025)
...твое бессилие и отчаяние улетучиваются. Ты видишь, как мы все похоже устроены, все мы в одной лодке, что плывет от истока к одному океану, и все мы ищем ответы – как нам жить ту жизнь, что проистекает с нами, пока мы скользим по глади хронопотока.
История, память, литература: роман Дмитрия Конаныхина «Деды и прадеды» в сравнении с семейными сагами ХХ века
— Нина Ищенко
(11/08/2025)
Посмотрим, как память семьи взаимодействует с памятью страны в этой книге, а также вкратце проанализируем основные идеи книги в сравнении с известными семейными сагами мировой литературы ХХ века.
Слово о «Слове»
— Татьяна Лестева
(31/07/2025)
Для премии под знаменем президентских грантов по культуре да ещё патриотической направленности (!) в противовес ультра-либеральному «нац-бесу», многие лауреаты и организаторы которой к этому времени уже числились в списках минюста иноагентами, столь большой интерес к ней был естественным. Хотя… уже тогда мне показалось странным объединение в одной номинации и вышедших книг за последние два года и рукописей. Конечно, членам жюри рукописи были доступны, а читателям? Не менее удивительным был и состав жюри: прозаиков судили прозаики, поэтов – поэты. И над всем этим возвышалась фигура председателя жюри Н.Ф. Иванова, полковника налоговой полиции в прошлом. Сразу возник, по крайней мере у меня, вопрос: а где КРИТИКИ?
«Зеленые мили»: дорога, фронт и любовь по обе стороны ленты
— Нина Ищенко
(21/07/2025)
Выбранный стиль дорожной истории позволяет автору подключать к сюжету разные географические локации и жизненные коллизии персонажей. В книге появляются Джексон с Алтая, девушка в чадре, мама бойца, Наташа из Ростова, строители из Мариуполя, Города мертвых бойцы разных подразделений от Херсонщины до Луганска.
Язык вместо религии (о книге С.К.К.)
— Сергей Гейченко
(16/07/2025)
Что сделало возможным появление книги С.К.К.? В ней соединяется эстетика эзотерики и техники, как говорится mystic core и tech core. Забавно, ведь для многих сейчас это почти одно и то же.
О переписке А.П. Чехова и А.М. Горького
— Нина Щербак
(08/07/2025)
"Мне не все нравится, что он пишет, но есть вещи, которые очень, очень нравятся, и для меня не подлежит сомнению, что Горький сделан из того теста, из которого делаются художники. Он настоящий" (А.П. Чехов - Ф. Д. Батюшкову. 24 января 1900 г.)
О книге Сергея Фирсова «Троцкий. К истории мифа»
— Нина Щербак
(16/06/2025)
«Много лет назад», - пишет С.Л. Фирсов, - «занимаясь исследованием фольклора в Ветхом Завете, выдающийся британский ученый Джеймс Джордж Фрэзер заметил, «что каждый человек, выдвинувшийся на шумной арене истории, подобен арлекину, чей сшитый из разных лоскутов материи костюм меняет свой цвет в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят. Но беспристрастный историк должен видеть арлекинов со всех сторон и изображать их во всем многоцветье их одеяний».
Записки «Смертяшкина»
— Геннадий Муриков
(10/06/2025)
Книга Максима Лаврентьева, конечно, необычна для нашей критической литературы. Автор разыгрывает своего рода спектакль. В своё время известный литературовед Борис Бурсов (1905 – 1997) писал, что критика – это своего рода литература. А в литературе, как известно, все жанры хороши, кроме скучного. Хотя в «пьесе» М. Лаврентьева не все персонажи выглядят равно выразительными, но сама попытка написать спектакль в жанре критики заслуживает внимания и уважения.
Цифровая душа страха
— Илья Бонтарев
(03/06/2025)
...не порывая с классицизмом в теме страха, автор книги то и дело предлагает соответствующие эпиграфы, напоминающие о связи с традицией. «Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: - цитирует от Монтеня, - сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…»
К 145-летию М. Кафки
— Александр Балтин
(28/05/2025)
Она умерла вместе с сыном, от испанского гриппа; она растворила в своих романах столько женского, что, представляется, увеличила знание об этой субстанции в мире.
Революция и половые отношения
— Геннадий Муриков
(07/05/2025)
«Конечно, Анна Ахматова не коммунистка, и потому ей чужд и незнаком тот законченный тип новой женщины – борца, строителя, деятеля, который в своих недрах, суровой борьбе, уже выковывает рабочий класс. Тех женщин, которые для себя разрешили в том или ином виде проблему любви и которые перед грозной для женщины переходного времени властью эроса сумеют всегда отстоять своё человеческое “я”, не утратив скреп с коллективом». А.Коллонтай
Эссе про эссе, или «Cоляная кукла». Памяти Наталии Гиляровой
— Александр Балтин
(06/05/2025)
Светлый стоицизм мерцает за строчками: «Герменид говорил, когда мы умрем, очень удивимся. Скоро я это узнаю. Я уже на краю того моря. Я уже в нем. Погрузилась до пупа. И, кажется, до пупа растворилась… Я – Соляная кукла. Скоро я узнаю то, что уже знает мама».
Песнь любви, исполненная Борисом Гриненко
— Александр Балтин
(18/04/2025)
Мария Джалая, литературный редактор текста, написала: «Спасибо автору за книгу. И его Ирине… Им обоим… Книга потрясающая».
Мир-село в новой прозе Алексея Шепелёва (Две рецензии)
(16/04/2025)
У автора свой узнаваемый стиль. Он сочетает пленительно тягучее, «медово-коллоидальное» многословие философско-психологической прозы с яркими вкраплениями регионализмов, повышенным вниманием к бытовым деталям и склонностью искать и обнаруживать в них скрытые закономерности бытия. (Наталия Потанина)
Черный лебедь из Лебедяни
— Вячеслав Овсянников
(09/04/2025)
Забытый в тени двух столетий, затерянный в тихих заводях сказочной страны поэзии Лебедии, непонятый и загадочный, будет ли он когда-нибудь признан в широко публичных кругах, станет ли «притчей на устах у всех»? Или Чурилин и популярность, вещи несовместные, и старинный русский город Лебедянь, чураясь своего недостаточно знаменитого уроженца, не найдет ему места для скромного памятника?
«Крах и крушение» как концепты американского романтизма
— Нина Щербак
(02/04/2025)
В основе романтизма лежит ярко выраженный личностный элемент, то есть личность героя и его переживаниями становятся самым главным фокусом внимания в повествовании, его взлеты-падения, тяга к смерти и разрушению, раздвоенность, неминуемость распада...
Пишу детектив
— Ирина Димура
(02/04/2025)
Мне нравятся детективы, потому что этот жанр в основе своей опирается на рациональную и научную эпистемологию. Зигфрид Кракауэр утверждает, что детективный роман в конечном счёте посвящён не преступлению и закону, а разуму. Но с дамами это не совсем так. (...)
Победный венец Веневитинова
— Вячеслав Овсянников
(26/03/2025)
...Веневитинов громче всех заявляет требование мысли в русской поэзии. Поэзии мысли. В отличие от других любомудров, он человек одной большой задачи. Перед ним цель – совершить решительный переворот в русской литературе, построить ее на твердых основах самобытной национальной философии.
Отведав дольку Игоря Михайлова
— Александр Балтин
(26/03/2025)
В принципе – он пишет философские исследования жизни, расцвеченные её красками, если они звучат приглушённее, значит музыка места к этому располагает.
Интервью Нины Щербак, доцента СПбГУ, с профессором И.С. Дмитриевым, ст. н. сотр. СПбГУ Филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН о его книге о Д.И. Менделееве «Ловушка для гения»
— Нина Щербак
(20/03/2025)
Менделеев вёл напряженный диалог с эпохами, в которых ему довелось жить. Что-то он не понимал в эпохе, что-то она в нём.
Журнал «Аврора». Начало ХXI века
— Татьяна Лестева
(28/02/2025)
...Часам к семи во дворе собирается «группа захвата» перед окнами редакции (редакция, естественно располагалась в полуподвальном помещении). Никого в редакцию не пускают, но меня, наконец, выпустили на волю, удерживать дальше не рискнули, – силы были уже неравными. Я выхожу, вызываем милицию, впрочем, в 2014-м году это была уже полиция. Приезжает наряд. (...)
Бремя страстей. Рецензия на роман Николая Железняка «Град на крови»
— Андрей Галамага
(24/02/2025)
События в жизни героев происходят на фоне полумистической истории старинного замка – града Снежник, – построенного по преданию в XI веке в живописной долине рыцарем-крестоносцем Дормандом Рыжим, погубившим своих соратников в походе в Святую Землю и продавшим душу дьяволу ради несметных сокровищ, поиск которых неизбежно приводит к гибели жаждущих лёгкой добычи.
Отдельной нитью проходят через сюжет романа трагические события на Балканах в 90-е годы XX века, в которых непосредственное участие принимал Максим, один из главных героев.
Отдельной нитью проходят через сюжет романа трагические события на Балканах в 90-е годы XX века, в которых непосредственное участие принимал Максим, один из главных героев.
Александр Потёмкин и Дональд Трамп
— Геннадий Муриков
(21/02/2025)
...«Я должен быть только послом страждущих, генералом юродивых, государственным секретарём мающихся, создателем ассоциации беснующихся, вожаком мытарствующих, лидером убегающих на Фавор или одиноким скитальцем своей фантазии – но ни в коем случае не искателем правды!» (с.108).
Здесь-то мы автора и поймали! Ты бежишь на гору Фавор, а не ищешь правды?
Здесь-то мы автора и поймали! Ты бежишь на гору Фавор, а не ищешь правды?
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы