От любовной лирики к политическому детективу
Мучаюсь от вторичности,
Мистики считают, что случайностей не бывает – всё в жизни предопределено. На этой максиме великий Виктор Олегович даже построил один из своих романов, в котором 30-летняя героиня всюду ходит и прислушивается к знамениям и символам, которые ей посылает провидение и строго следует им[1]. Не успела я поставить точку, как мигнула люстра и отключился свет. Неужто знаменье? Электричество включилось буквально через пару секунд. Так что продолжу. Итак в один из новогодних дней, когда разбушевавшееся солнце посылало на землю сверхсильные магнитные импульсы, барахлил Яндекс, да Борей добавил к ним нудный мелко падающий снежок из столь низких облаков, что уже к часу дня нужно было включать верхний свет, выключила компьютер, решив почитать творения призёров конкурса «Слово». Военная проза Дм. Филиппова ещё не обрела печатную форму в твёрдом переплёте, пребывая где-то в анналах конкурса в виде рукописи (как важно вовремя оказаться на фронтах борющегося Донбасса!), воспоминаний Ю. Полякова о светлом советском детстве ни в Доме книги, ни в Книжной лавке писателей не было, вездесущим, на сей раз с Анти-ментальным Прилепиным были заполнены все полки магазинов и интернетовских сайтов,– в ближайшее время появится в РНБ, так что не стоит тратить деньги. «Меченосца» Александра Аркадьевича, призёра второй (?!!) премии, мне из «Озона» доставили на следующий день.
Подхожу к книжному шкафу, открываю дверцы, две верхние полки рухнули строго вертикально вниз, а мне на руки буквально прыгнула книга: Максим Замшев (фамилия ярко красныого цвета – Т.Л.) «Весна для репортёра» (М., Изд. АСТ, 2017). Знаменье? «Нет, – думаю, – это судьба».
С Максимом Замшевым я познакомились лет десять назад, когда после одного из петербургских Книжных салонов меня пригласил на встречу с ним в Книжной лавке писателей Владимир Шемшученко, известный поэт-бард, уже в то время собкор «Литературной газеты». С того времени по возможности старалась не пропускать эти встречи. Поэт-лирик оставался верен себе и темам – любовь, расставание, измены, мелькают порой раздумья о судьбе родины – исповедальная поэзия «исповедальной поры», одним словом.
Та, что была, развесёлым народом полна? (...)
Нет ничего, только память под проклятым снегом,
Только любовь, что до срока хоронит меня.
И высыпает из перстня просроченный яд.
Я у обочины, годы мои улетели,
Мне их не жаль, хоть они пусть спокойно летят.
Наши судьбы – две ноты вслух.
А повсюду остатки нежности
Невесомые, словно пух.
Отнюдь не зовущие, очень грустные стихи... Но, как утверждал Георгий Иванов, один из самых любимых моих поэтов, великих «весёленьких» лирических стихотворений не бывает. Не встретились они мне и в прочитанных стихах М. Замшева, я имею в виду не величие, а «весёлость». Может быть, где-то появляется и она, не берусь утверждать.
Однако в руках его книга, почему-то непрочитанная. Юрий Поляков прямо на обложке обещает «хорошую русскую прозу», в аннотация грозит ни больше ни меньше, как раскрытием истоков конфликта на Украине, да ещё и запретную, и безумную (!!!) любовь! Сажусь в кресло и, не отрываясь, буквально проглатываю роман.
Главный герой романа – Юрий Громов – рядовой редактор программы новостей на телевидении, не стремящийся к публичности – «отработал смену – и гуляй», у которого никогда не было проблем с женской взаимностью, уже два года он живёт у своей «девушки», отличницы, сразу после школы избравшей себе профессию парикмахерши. Он реально оценивает несвободу своего номенклатурного отца – члена госдумы, и с удовлетворением отмечает, что никогда не стремился получать права, предпочитая собственной машине метро. Вероятно, это плоды воспитания его отца, сразу после школы сказавшего ему: «С этого момента я никак не участвую в твоей жизни. Человек должен добиваться всего сам. Строй себя как захочешь. Я не стану вмешиваться» (с. 35). Юрий делает свою жизнь отнюдь не с товарища Дзержинского, и в начале романа ощущает себя «счастливым и удачливым молодым человеком».
На обложке книги обращаю внимание на подзаголовок – «геометрия любви». Прочитав роман, думаю, что более подошла бы ТРИ-гонометрия. Триада женщин – от «моей девушки» Ларисы, одномоментно появившейся из школьной жизни Нателлы до апофеоза со звездой телеэкрана Ниной Дёминой, замужней женщиной с двумя детьми. Любовь? Последняя это скорее страсть, внезапная, необъятная, всеохватная, всепоглащающая и... Всё как должно быть в романе, как и в процитированных выше стихотворенях – неизбежное предательство и измена в финале. Хотя трудно без иронии воспринимать думы героя о том (после пары ночей безумной страсти), сможет ли он стать настоящим отцом для её двух мальчишек. Да, с юмором у героя романа туговато. Но какая порядочность (!!!): «обесчестил девушку» – женись. Надо отдать должное М. Замшеву в целомудрии – в романе нет подробностей интимных сцен, Юрий ведёт рассказ о любви, а не о методиках Камасутры, хотя в стихах он порой не обходит вниманием и эту тему. Общей чертой окружающих Юрия дам является украинофильство, а Нина даже по национальности украинка. Сложновато для героя, у которого при виде боевиков «пресловутого майдана Незалежности», построенного по принципу «лужковской манежки» (преемственность, однако! – Т.Л.), слушавшего, «как они проклинали мою страну и мой народ, охота была удавить их своими руками» (стр. 68).
На последних страницах романа и из эпилога 1 (в романе два эпилога) читатель узнаёт и о судьбе Юрия Громова, использовавшегося «в тёмную» всеми соучастниками событий, включая родного отца, прогрессивного политического деятеля, патриота. Героя из журналиста, к сожалению, не получилось. Впрочем, положительного героя в романе нет, за исключением, пожалуй, только отца Юрия, ну и попыток Юрия Громова сохранить в себе порядочность, заложенную советским воспитанием. А вот истинной героиней романа является измена, изменяют все, легко и без раздумий и сожалений, даже когда она продиктована, например, национальным чувством Нины Дёминой: «Я всё-таки украинка». Но автор романа в глубине души всё-таки верит в справедливость и неизбежность расплаты, хотя точки над i пока не поставлены. Может быть, готовится продолжение? Поживём, увидим...
***
Любовь любовью, но главное, что сверхдетективный, закручивающийся по спирали, сюжет романа связан с событиями лета 2014 года на Украине. В лучших традициях постмодерна автор разыгрывает известную сказочку: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Нет, что Юрий Громов должен принести, он знает – флэшку, кому – тоже знает – своему начальнику на телевидении, злейшему врагу его отца в течение многих лет, впрочем, они неожиданно перед этой командировкой становятся соратниками. Не стоит разочаровывать будущего читателя пересказом сюжетной линии. Конечно, уже из портрета героя и его жизненного кредо можно было ожидать провала задания, что, естественно, и происходит. Но действо продолжается. Надо сказать, Максиму Замшеву удалось выдержать повествование почти до конца на усиливающихся аккордах и перевести детективную историю лоха – журналиста в жанр политического романа, почти исторического.
В отличие от произведений Александра Проханова, признанного короля этого жанра, среди персонажей «Весны для репортёра» нет реальных действующих лиц, например Януковича, хотя герои романа его постоянно упоминают в разговорах. Неприятие, если не сказать просто ненависть, частенько выплёскиваются на него в оценках украинцев, да подчас и русских из самых разных слоёв населения. Замшев не забывает отметить и возрастающую русофобию укров и к жителям борющегося Донбасса, и особенно к «москалям» даже на бытовом уровне. Узнаваемы и некие реально существующие лица того сравнительно недалёкого времени: это и кумир определённой части позднесоветского населения (отнюдь не мой) Макаревич с его «Машиной времени» и более поздним пошлейшим «Смаком», названный автором Макаровым, и олигарх Хороводский Юлиан Борисович (читай: Ходорковский Михаил Борисович). В общем-то правильно, зачем автору романа провоцировать иски о защите чести и достоинства со стороны реальных лиц, начисто лишённых сих понятий.
Но вернёмся к развитию дальнейшей сюжетной линии романа, подчеркнув, что М. Замшеву, в отличие от многих романистов и даже публицистов удалось предсказать будущую войну двух, как тогда было принято говорить, «братских» народов – русских и украинцев. Подчеркну ещё раз – действие в романе происходит в 2014 году. А роман вышел в свет в январе 2017 года, то есть, всего лишь пару лет спустя, после первого летнего майдана. Тем летом 2014 года под эгидой журнала «На русских просторах» вышла брошюра Геннадия Мурикова «Миф об Украине» об истории «государственности» незалежной окраины (https://proza.ru/2014/08/15/2078). Это сейчас, более десяти лет спустя после майдана, история образования так называемого государства «Украина» общеизвестна каждому, кто хотя бы изредка следит за передачами на телеэкранах или на страницах СМИ. Но роман Замшева, подчеркну ещё раз, вышел в начале 2017 году и поражает пророческими предвидениями автора. Бывший сотрудник СБУи противник майданной власти – Дмитрий Головченко, на тайную встречу с которым и направляется с особой миссией Юрий Громов, прямо ему говорит: «Здесь, в Украине, готовится большой вооружённый конфликт. Всё продумано до мелочей. Сценарий запущен. То, что я передам вам сегодня, подтверждает это. (...) Здесь вся информация о том, как американские спецслужбы готовили Майдан и как Россию будут втягивать в крупномасштабную войну, чтобы обессилить её и лишить мирового влияния. Вы, наверное, спросите меня, отчего мне не передать это коллегам из ФСБ? Скажу вам честно, я не уверен, что, заполучив это, они не захотят сыграть в какую-нибудь свою игру» (стр. 131–133). К концу романа Дмитрий всё-таки раскрывает Юрию проваленную им миссию из-за предательства завербованного американской разведкой работника российского посольства в Киеве, сообщив ему и о прямой связи главы СБУ Наливайченко с американским спецслужбами и «план США по втягиванию России в войну на Украине. Он заключался в том, чтобы сначала устроить бойню в Крыму с участием крымских татар, а затем с помощью провокаций и массового убийства русских на Юго-Востоке заставить Россию ввести на Украину свои войска. С этой целью их агенты влияния в окружении Януковича убедили его, что он должен официально обратиться к России за военной помощью. По их замыслу, как только Россия введёт войска, НАТО начнёт операцию по освобождению Украины. Весь мир ополчится на агрессора, и с Россией будет покончено и экономически, и геополитически» (стр. 287).
С Крымом, к счастью, не получилось. В марте 2024 года россияне всенародно и торжественно отметили десятилетие этого события – «КРЫМ НАШ!».
Пока я только задавала вопрос о войне, у бандеровских фашистов оказывается уже был готов её план. Максим Замшев в этом романе оказался, к сожалению, пророком, опередив почти на шесть лет грядущие события СВО. Откровение? Или...
Впрочем, пора вернуться к последним страничкам романа – эпилогу 2, когда Ю. Громов узнаёт в бомже соратника погибшего на Донбассе Дмитрия Головченко. «Он рассказал мне о том, что творится на Донбассе, как подвиги ополченцев соседствуют с хищными интересами криминальных групп. Как борются между собой за власть полевые командиры, как ВСУ выжигают всё, что как-то связано с ДНР и её сторонниками, как украинские военные не щадят никого» (стр. 348–349). Он же развенчивает и борца с хунтой Дмитрия Головченко: «Я сам долгое время верил, что мы спасаем Россию и мир». Если бы миссия Головченко удалась, «... он бы, будучи уже в Донбассе, засветил бы себя как источник, что позволило бы занять ему в ДНР какой-нибудь крайне важный пост и сделал бы его бесспорным лидером сопротивления хунте. (...) Но теперь это неважно. Кровь льётся рекой. Её надо останавливать любыми способами. Любыми.» (стр. 349–350).
Роман В. Замшева «Весна для репортёра, как и следовало ожидать, в то время, прошёл практически незамеченным, не вошёл ни в одну литературную премию – там пребывали в большинстве своём деятели из современного списка иноагентов. А вот имя автора романа не осталось незамеченным, когда пробил час СВО. Максим Адольфович Замшев «25 февраля 2023 года был внесён в санкционный список всех стран Евросоюза:
С начала агрессивной войны России против Украины он поддерживал вторжение России и распространял российскую пропаганду и дезинформацию о войне. Поэтому он несёт ответственность за поддержку и осуществление действий и политики, которые подрывают и угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины». — «Официальный журнал Европейского союза», Брюссель, 25 февраля 2023 года.
Браво, Максим! Так держать! ВПЕРЁД И ВЫШЕ!
Санкт-Петербург, январь 2025 года.
[1] Виктор Пелевин «Непобедимое солнце» М., ЭКСМО, 2020 г.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы