Комментарий | 0

Журнал «Аврора». Начало ХXI века

 

Начало здесь.

 

Радости и горести юбилейного  2014 года[1].

 

Титульный лист журнала 1976 года.

 

 

Итак,  под эгидой единого юридического лица  –  Санкт-Петербургской общественной организации культуры «Аврора»  –    в конце лета 2011 года оказались уже два  журнала «Аврора» – 1949 года рождения перерегистрированный в Альманах «Журнал “Аврора”» и новорожденный журнал, перерегистрированный из альманаха  «На русских просторах», которому с момента появления бренда шёл уже четвёртый год.  Временно опущу многие события тех лет, к ним вернусь позже,– а продолжу воспоминания событиями юбилейного для журнала «Авроры» 2014 года, года  взлёта и радостных надежд зимой и трагических событий осенью. Литературная «Аврора» и в её фарватере историко-документальный журнал «На русских просторах» уже несколько лет  продолжали совместное плавание.  В 2013 году  впервые стараниями В.В. Новичкова  журнал «Аврора» получил  бюждетный грант,  а у главного редактора появились сотрудники: «11 февраля 2014 г. в Доме писателей состоялась встреча с редакцией журналов «Аврора» и «На русских просторах», в которой участвовали  Илья Бояшов, Людмила Бубнова, Татьяна Лестева, Геннадий Муриков и Игорь Поляков. Предстояла презентация журнала “На русских просторах” №3(15) за 2013 год и журналов «Аврора», отчёт редакции о выполнении гранта и планах на  2014 год. Вечер открыла Т. Лестева, представив двух новых сотрудников «Авроры»: ответственного секретаря И. Бояшова и зам.главного редактора И. Полякова. (...)

По традиции в вечере принял участие актёр, заслуженный артист РСФСР, поэт и бард Виктор Вишняков-Фёдоров, исполнивший песни и романсы на  стихи свои и Т. Лестевой. Галина Фёдорова, историк-архивист и поэтесса,   выступила в роли фото- и кино- корреспондента, запечатлев это юбилейное событие в приводимых фотографиях и видеороликах» [2].

В преддверии юбилея замаячил на горизонте громадный грант, превышающий четыре миллиона рублей. В  конце 2013 года Валерий Васильевич отбыл в командировку в Нарьян-Мар, а в редакции по его возвращении стал появляться профессиональный фотожурналист – Сергей Компанийченко, несколько позже включённый в состав редакции «Авроры». Теперь уже щелчки ещё одного фотоаппарата вместе с В.В.Н.  звучали на встречах и презентациях, а их становилось всё больше. Оба журнала были представлены на Книжном салоне 2014 года, активно шла подготовка к юбилейной дате – выпуску юбилейного номера журнала. 

Валерий Васильевич установил контакты  с первым главным редактором «Авроры» Ниной Косаревой, возглавлявшей журнал с 1969 по 1972 год и живущей в то время в Москве, и её воспоминаниями «Сорок пять лет назад» открылся четвёртый номер «Авроры» в юбилейный год[3].  Я собирала материалы и встречалась с окружением легендарного первого ответственного секретаря журнала   Александра Матвеевича Шарымова  (14.06.1936 – 06.03.2003), к сожалению, уже ушедшего из жизни, беседовала с его близкими и коллегами  – Ирэной Каспари, Людмилой Региня,  Алексеем Самойловым, написав в итоге очерк  «Александр Шарымов. Журналист, поэт, сценарист, первый ответственный секретарь журнала “Аврора”»[4]. Зимой этого года я познакомила Валерия Васильевича с известным французским славистом, собирателем наследия Серебряного века Ренэ Герра, и он дал нам интервью, опубликованное во втором номере «Авроры».  А я получила новое задание  –  найти и договориться о встрече с первым художественным редактором «Авроры» художником Георгием Ковенчуком. Это было несложно, незадолго до этого меня с ним и его женой Жанной познакомила Людмила Бубнова.  

И вот мы с В.В.Н. в квартире художника. Включаем диктофон, Гага Ковенчук вспоминает, Валерий Васильевич фотографирует,  я расшифровываю и редактирую запись, и в журнале появляются воспоминания первого художественного редактора[5]. А само интервью, расшифрованное мной,  десять лет находилось в портфеле редакции журнала «На русских просторах», ожидая следующего юбилея «Авроры». В редакционной статье юбилейного номера В.В.Н. упомянул и меня: «А недавно диплом Горьковской литературной премии - 2014 присудили Татьяне Михайловне Лестевой  –  члену нашей редколлегии и главному редактору ещё одного журнала “На русских просторах”, который мы издаём». Приятный пустячок, но для объективности всё-таки отмечу, что выдвигал меня на эту Всероссийскую премию, созданную Максимом Горьким, журнал «Невский альманах» во главе с Владимиром Степановичем Скворцовым. Но это к слову. 

В «Авроре» жизнь продолжалась. В середине 2014 года в «Аврору» вернулась после почти двухлетнего перерыва Кира Грозная с рубрикой «Дебют», уволился Игорь Поляков, перед В.В.Н. вновь встала проблема поиска заместителя. И он её, к сожалению, решил. На Книжном фестивале, как потом оказалось, он познакомился с некоей Светланой Геворской, которая предложила свои услуги, ссылаясь на большой опыт работы в «правительственных» кругах   –  петербургском отделе культуры. Не знаю, чем ей удалось обаять Валерия Васильевича. У меня очень сильны, и как правило, они оказываются верными, первые впечатления   –  на уровне подсознания; даже если под воздействием разума и уговоров я пыталась впоследствии изменить их, то всё равно обязательно наступал момент, когда возвращалась к истокам. Когда всходила «звезда Е.Б.Н», и только и было разговоров  о Ельцине, стоило мне лишь один раз увидеть его по телевизору, как сразу возникла стойкая идиосинкразия. Аналогично было и с Геворской: безвкусно одетая с визгливым  тембром голосом, она производила скорее впечатление работницы Привоза, чем отдела культуры. (Я выражаю своё мнение). Мне было трудно понять, как такая женщина могла «обаять» В.В.Н.? Магией слов: «я работала в Комитете по культуре Правительства Петербурга»? Весьма вероятно.  Вскоре после трудов праведных Валерий Васильевич второй раз в жизни отбыл с внучкой Настей  на Черноморское побережье, на сей раз не в гости к родственникам приятельницы, а по приглашению абхазских писателей. Предварительно он оставил задания своей  заместительнице. 

По-видимому, и я вызывала у С.Г. аналогичные чувства.  Захожу в редакцию,  она меня  встречает словами, что я здесь делаю и  сообщает, что я здесь никто. Но вскоре  её тон изменился, незадолго  до возвращения В.В.Н. из отпуска:  «Хорошо, что Вы пришли. Нам Валерий Васильевич поручил написать туда-то о том-то». Мне пришлось огорчить её, сообщив, что мне В.В.Н. таких поручений не давал, а если  ей дано такое поручение, то, как говорится, перо в руки. Невероятно, но такого ответа она не ожидала и стала срочно названивать каким-то своим «товаркам» с приглашением прийти в редакцию, чтобы вместе написать что-то куда-то. Похоже, что желающих не нашлось, во всяком случае, при мне её никто не посетил.

Отпуск проходит быстро, и в первых числах сентября мне позвонил В.В.Н., бодрый, хорошо отдохнувший, попросил зайти в редакцию, добавив, что привёз мне в подарок бутылку «Псоу».  Мы  с семьёй и друзьями много лет подряд отдыхали  под соснами Пицунды, где в сентябре собиралась наша московско-харьковско-киевско-петербургская компания. Рассказывая об этом, я мимоходом сказала Новичкову, что  вечерами перед ночным заплывом ужинали на птицефабрике, запивая цыплёнка табака фирменным абхазским вином «Псоу».  В Ленинграде оно не продавалось или просто мне не попадалось в магазинах. Когда я вошла в редакцию Валерий Васильевич был мрачнее тучи. Геворской в редакции не было.

  – Что делать? Как нам уволить Геворскую?

 –  Она принята по трудовой книжке? – Утвердительное да в ответ.

 – С трёхмесячным испытательным сроком? Срок  ещё не истёк?

 – Кажется, ещё нет.

 – Тогда срочно: берёте с неё объяснительную записку, почему не выполнены все или отдельные пункты задания. Если она отказывается её писать, то в присутствии двух человек составляете акт об отказе и увольняете с формулировкой, как не прошедшую испытательный срок.  Если же будет слёзно просить не портить трудовую книжку, предложите написать заявление об увольнении по собственному желанию.  Валерий Васильевич поблагодарил меня, извинился, что «мою» бутылку «Псоу» они выпили, но принесёт другую в следующий раз...         

Следущий раз наша встреча  с ним произошла уже под куполом Спасо-Преображенского собора  недалеко от Литейного проспекта, где его отпевали. Рядом со мной стоял Геннадий Муриков,  напротив с другой стороны гроба  –   обе дочери Валерия Васильевича   –   Анна и Людмила;   их матери и его внучки Насти в храме не было.  Рядом с дочерьми покойного обливалась  слезами в прямом смысле Кира Грозная. К нам подошёл поэт Александр Гущин, спросил, кто это,  и ушёл со словами, что надо подойти выразить соболезнование. У меня часто бывают глаза на мокром месте, но в тот момент не было ни слезинки,  и только в мозгу стучала одна мысль, что будет с «Авророй». Несколько раз туда-сюда прошлась Геворская. Не было ни одного представителя из руководства Союза писателей –  ни Орлова, ни Скокова, тем более  Коняева. Панихида кончилась,  при прощании Муриков наклонился и поцеловал усопшего в лоб.   

Семья решила похоронить Валерия Васильевича на кладбище  посёлка Апраксин Кировского района Ленинградской области в в семидесяти километрах от города,  где в садоводчеством товариществе у него была дача. На Преображенской площади перед собором уже ждали автобусы. Валерий Васильевич в последний раз поехал к себе на дачу, но не водителем на любимом авто, а, увы! на катафалке.

 Вспоминая сейчас это время, я не помню, кто позвонил мне и сообщил о смерти Валерия Васильевича, настолько я была потрясена этим сообщением. Что делать? Кто станет у руля «Авроры»?  Виталий Фёдорович Познин? Я поговорила с ним, не возьмётся ли он, хотя бы временно... Помогать Новичкову,  –  это одно, а взять на себя ответственность за журнал при его загруженности преподавательской работой... Категорически нет. Внимательно посмотрела состав редакции в юбилейном номере. Исключая «генералитет»   –  Г. Горбовский, Г. Ионин, В. Курбатов, Ю. Соловьёв, В. Чернушенко, В. Шемшученко,   –  и москвичей  –  В. Лопунова, Д. Полякова (Катина), Л. Сычёву,    –  в оставшихся членах редакции не увидела никого, кто реально смог бы заменить В.В. Новичкова. Положа руку на сердце, честно скажу, что у меня ни на секунду даже в мыслях не было представить себя на этом месте. Будучи шесть лет главредом сначала альманаха, а последние три года журнала «На русских просторах», я в полной мере осознала все прелести этой должности. Но КТО же?  Я смутно помнила рассказ Татьяны Алябьевой, бывшего сотрудника «Авроры», а в то время уже директора в «Невском альманахе», что, когда при Шевелёве речь зашла о перерегистрации журнала интерес к «Авроре» проявлял поэт и прозаик Е.В. Лукин, который в это время работал в Комитете по печати. Я с ним была знакома, позвонила, поговорили... Безрезультатно. Сравнительно высокая государственная  должность, собственный журнал «Северная Аврора»...  Я всё ещё была наивной.

Уволить С.Г. Геворскую Валерий Васльевич не успел или не смог. Возможно, во время  дегустаций абхазских вин закончился её испытательный срок.  Итак, единственным официально оформленным работником в «Авроре» была заместитель главного редактора С.Г. Геворская. С этой весьма неприятной мыслью я ехала на собрание редакционного совета журнала «Аврора», который должен был решить судьбу нашей организации культуры «Аврора» и  журнала, нет не того, созданного под эгидой ЦК ВЛКСМ, а нового    –  альманаха журнал «Аврора», зарегистрированного частными лицами.

В отремонтированной, благодаря В.В.Н., новенькой и чистенькой редакции собрались члены редакционного совета.  Геворская рассказала о том, что сделано   – выпущено 4 номера журнала, осталось ещё два, но... и она объявила, что задолженность «Авроры» на сегодняшний день составляет более двух миллионов. Гробовое молчание.  С таким долгом единственный путь   –  это банкротство.  Но и для этого нужно было выбрать руководителя Санкт-Петербургской общественной организации культуры «Аврора». Неожиданно тишину нарушила Татьяна Анатольевна Грозная (Кира – это её литературный псевдоним).  Она сказала, что хочет выдвинуть себя на это пост, что якобы об этом у неё были разговоры с Новичковым, который якобы готовил её для этой должности. Думаю, что это было явным преувеличением, Новичков неоднократно говорил мне о ней отнюдь не комплиментарно. Но какое это имело значение? Я с радостью проголосовала «ЗА». Главный редактор юридического лица (и одновременно журнала «Альманах “Аврора”») был избран единогласно! Геворская на этом форуме правом голоса не обладала. Начались трудовые будни.

Но в редакции установилось двоевластие. Геворская отнюдь не собиралась сдавать свои позиции и признавать в Кире начальника. При этом Кира в тот момент была настолько далёка от дел СПб ООК «Аврора», нашего юридичекого лица, что даже  не знала о его роли  –  соучредителя в моём журнале «На русских просторах», о необходимости рассылки журналов по подписке Почты России и т.п.

Через несколько дней я заехала в редакцию, где были Кира с Геворской, а в углу работал за компьютером наш верный верстальщик  – Сергей Протас. Я спросила Киру, передала ли ей Светлана Генриховна учредительные  документы на СПБ ООК «Аврора».  Кира сказала, что нет.  

–  Передайте, Светлана Генриховна. Кира избрана главным редактором нашей фирмы, и учредительные документы должны находиться у неё. 

–  А у меня их нет,  – ответила С.Г.,  – у меня только копии. 

Я знала, что учредительные документы Новичков хранил у Сергея Протаса и подошла к его столу уже с уверенностью, что Геворской он их ещё не отдал. 

– Сергей, документы у Вас здесь? – И в ответ на его утвердительный кивок продолжила. –  Отдайте их Кире. 

О, с какой скоростью вскочила со своего кресла Геворская, устремившись по диагонали через весь офис к столу Протаса! Но Кира уже держала папку в своих руках.  

– Кира, – посоветовала я ей, – никогда не оставляйте эту папку в редакции, храните дома или в машине.

Победа уже была с нами. «Аврора» была спасена в очередной раз. 

                                       

Рэкетиры в редакции

Итак,  повторюсь, после смерти главного редактора Валерия Васильевича Новичкова Санкт-Петербургская общественная организация культуры «Аврора» была спасена в очередной раз:  на собрании Совета учредителей была избрана её главным редактором Кира Анатольевна Грозная. Небольшое пояснение во избежание существующей и поныне путаницы. Созданному в 1969 году под эгидой  ВЛКСМ молодёжному журналу «Аврора», как большинству журналов, издававшихся в советское время, было необходимо сменить свой статус в период массовой прива(-хва-)тизации. Кто-то перешёл на коммерческие рельсы от  ОАО, ЗАО до ООО и... – каких их только не было, вплоть до редакций журналов. Одномоментно рухнула в небытие вся советская печать, перейдя из государственных учреждений в частные руки. Потеряв ВЛКСМ в качестве источника финансирования  (отнюдь немодноая в то время организация),  журнал «Аврора» при главном редакторе Эдуарде Шевелёве стал юридическим лицом «СПб ООК “Аврора”», возглавляемым не директором, а  главным редактором, и объявил себя правопреемником советского журнала «Аврора». Присвоить себе имя богини утренний зари он не мог по закону, а исключить из истории журнала лучшие его десятилетия с многотысячными тиражами не хотелось (впрочем, аналогичным образом перерегистрировалось и  большинство остальных журналов в то время). Вот и появился «правопреемник» журнала «Авроры» – «Альманах «Журнал “Аврора”», зарегистрированный под этим названием 3.07.1998 года. И юридическое лицо, и Альманах «Журнал “Аврора”» с того момента и поныне возглавляет главный редактор;  с осени 2014 года – Кира Грозная. Под эгидой юр. лица СПб ООК «Аврора» находится с 2011 года, благодаря  В.В. Новичкову, и журнал «На русских просторах» со мной (Т. Лестевой) в качестве главного редактора. 

Однако после собрания Совета  в редакции установилось двоевластие: в «Авроре» был главный редактор, избранная, но ещё не утверждённая минюстом главный редактор и фирмы, и журнала «Аврора»  –   Т.А. (Кира) Грозная и оформленный по трудовой книжке В.В. Новичковым заместитель главного редактора –  Светлана Геворская. Последняя, как оказалось, сдавать свои позиции отнюдь не собиралась. Встречаю однажды в Союзе писателей Б. Орлова, который сообщает мне, что  к нему обратились два члена его отделения с требованием забрать журнал «Аврора» себе, т.е. в петербургское отделение СПР.  Я пожала плечами (Юридическая безграмотность большинства членов его отделения меня просто потрясала: в эти годы многие сидели без работы, чуть ли не голодая в прямом смысле, но никому и в голову не приходило встать на учёт на бирже труда, чтобы получать, хотя и крошечное, но всё-таки пособие), спросив: «Вы, надеюсь, им объяснили, что это невозможно». Он закивал головой и начал длинный монолог  о том, что и он с Коняевым были некогда назначены администрацией  СПР главными редакторами «Авроры», но Шевелёв поторопился... Я спешила в редакцию и быстренько попрощалась, не дожидаясь конца монолога, у меня ещё со времён Новичкова от неё были ключи.                                                                             Приезжаю, в редакции горит свет, дверь заперта на щеколду изнутри. Стучу, открывает С. Геворская.  Прохожу, включаю компьютер, два часа дня, думаю, что надо выпить кофе, прохожу в последнюю комнату   –   импровизированная гостиная с мягкой мебелью и кухонными принадлежностями. А там... «весёлая компания за столиком сидит»,  выпивает и закусывает. С одним знакома, Ф.А.   –   поэт, публиковавшийся в «Авроре» при Новичкове, второй оказался драматургом, членом СПР, автором журнала времён Шепелёва,  –  Образцовым А.А. С ними был и верзила лет 16-ти, как позже выяснилось, сын Геворской. Поэт на правах старого знакомого приглашает меня за стол и делает заманчивое предложение: «Т.М., давайте разделим журналы: вы оставите себе “На русских просторах”, а “Аврору”отдадите нам». Я «по-дружески» ледяным тоном советую ему не участвовать в аферах Геворской, держаться подальше от этой криминальной компании и удаляюсь в компьютерный зал поработать. В этот момент Геворская начинает ахать и стонать, хватаясь за сердце, что у неё высокое давление, чуть ли не умирает, бедняжка, плашмя ложится на диван. Не исключаю, что и она не пропустила случая разделить компанию:  все бутылки на столе были неполными. Я советую ей вызвать скорую помощь,  –    с сердцем лучше не шутить. Приезжает фельдшер, начинает заниматься её самочувствием. 

Надеваю пальто, чтобы уйти. Подхожу к входной двери, но передо мной на ступеньках перед закрытой дверью оказывается юный верзила, с расставленными руками  – «не пущщает»!  Во мне вскипает кровь донской казачки, и в ту же секунду, не мудрствуя лукаво, я нежной женской ручкой в лайковой перчатке даю ему пощёчину. «Изо всех щенячьих сил (юный) щён заголосил» на всю редакцию: «Мама, меня бьют!». Но, как пионер советского времени, стоит на посту, не отступает.  Одновременно из кухни и зала выскакивают оба рэкетира; умирающая Геворская летит со скоростью света спасать своего детёныша, за ней в коридор выглядывает со шприцем в руках фельдшер. Увидев, что деточка жив и здоров, он возвращается в зал. Меня не выпускают. Я в заложниках! 

Приходится вернуться. Телефон, правда, не отобрали.  Звоню Кире, Бояшову, Протасу, Компанийченко. Часам к семи во дворе собирается «группа захвата» перед окнами редакции (редакция, естественно располагалась в полуподвальном  помещении). Никого  в редакцию не пускают, но меня, наконец, выпустили на волю, удерживать дальше  не рискнули,   –  силы были уже неравными. Я выхожу, вызываем  милицию, впрочем, в 2014-м году это была уже полиция. Приезжает наряд. Им Геворская соизволилИ открыть дверь. Под  их охраной  входим в редакцию и мы. Полицейские  предлагают  посторонним удалиться, и рэкетиры из СПР бесславно покидают помещение. Кира Грозная предъявляет наряду протокол избрания, Геворская – трудовую книжку.  Последнюю предупреждают  о недопустимости подобных действий,  –   всё-таки девяностые уже позади. Советую сменить замки и спешу домой. 

Однако Геворская сдаваться без боя  отнюдь не собиралась. Одна ли или по совету рэкетиров из СПР, но  С.Г. Геворская  попыталась зарегистрировать собственную персону главным редактором СПб ООК «Аврора» по копиям учредительных документов.  Наши чиновники оказались верны букве закона и очередная авантюра закончилась для неё полным крахом и увольнением из общественной организации культура «Аврора». Попытка рэкетирского захвата  увенчалась полной победой коллектива. УРА! ВИВАТ!

Под   эгидой СПб ООК «Аврора» выпускались и продолжают выпускаться  обновлённый журнал «Аврора» и "На русских просторах». Вопреки всем трудностям, а их, увы! Было немало,  коллектив журналов движется вперёд,  неся культуру и знания народу.

PS: На этом можно было бы  закончить эту криминальную, но, к счастью, окончившуюся бескровно, историю. Но имя С. Геворской эпизодически всплывало в интернете то в качестве руководителя благотворительного фонда (sic!), то на муниципальных выборах в Петергофе 2019 года (https://www.mo-petergof.spb.ru/upload/iblock/f5f/18-10%20Отказ%20ГеворскаяСГ.pdf ) , где  Светлане Генриховне было отказано в регистрации, поскольку в соответствии с Итоговым протоколом проверки подписей в её поддержку из 15 (пятнадцати) заявленных подписей недостоверными или недействительными оказались 15 (пятнадцать), а количество действительных подписей 0 (НОЛЬ). 

« Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не получилось. Придётся переквалифицироваться в управдомы ",  – сетовал некогда о своей жизни её предшественник... Но до Жанны де Ламотт нашей героине ещё далековато! Хотя... «Сильнее воли богов нагласть человеческая»[6].

 Санкт-Петербург

 

[3]  https://auction.ru/offer/avrora_4_1991_g_obshchestvenno_politicheskij_literaturno_khudozhestvennyj_zhurnal-i251210204107239.html

[4]  Опубликовано журнале «На русских просторах» №1 (16), с 163-183.

[5]  Георгий Ковенчук. «Аврора. Взгляд в юность», журнал «Аврора», 2014, №4, с. 19-27.

[6]  Г. Горин. Из пьесы «Забыть Герострата».

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка