Комментарий | 0

Алексис де Токвиль. К 220-летию со дня рождения

 

Алексис-Шарль-Анри Клерель, граф де Токвиль

1805 — 1859

 

 

Истолковал революцию, как вынужденное продолжение реформ Кольбера, ибо модернизация, развёрнутая и закрученная им, вызвала яростное сопротивление элит старого режима – которые и должны были быть уничтоженными революционным вихрем.

 

 Токвиль, рассматривая интеллектуальное средоточие восемнадцатого века, замечает, что главными политическими деятелями страны стали литераторы: что не могло привести к благоприятным последствиям.

Противореча Ф. Бэкону, утверждавшему, что чрезмерное угнетение подавляет волю народа настолько, что революция невозможна, Токвиль утверждал, что они – парадоксально – происходят тогда, когда жизнь населения становится лучше.

Эффект Токвиля.

Парадокс его же – аристократа, политического деятеля, министра иностранных дел Франции.

 …прадед защищал на суде Людовика 16: за что и поплатился жизнью.

 Общественно-политические взгляды предков Токвиль разделял слабо; да и вообще – живой ум толкал к познанию окружающего мира не только в социальном аспекте.

 Правда – сам опасался, что чрезмерность теоретических занятий может убить душу.

 Францию раздирали противоречия.

И монархическое и республиканское устройства общества использованы, и Токвиль, анализируя, пришёл к выводу о неизбежности демократии, как среднего арифметического.

 Понятие государства трактуется прежде всего, как социальное устройство общества; и здесь Токвиль обращается к опыту США.

 Он едет туда, изучает жизнь и нравы, исследует пенитенциарную систему; он идёт от фактов к теоретическим обобщениям.*

Чему старался следовать и в политике своей – аристократ и политик, мыслитель, оставшийся в истории, как пример живого и яркого

ума.

_______________

_* От редакции

Почерпнутое у Токвиля и  категорически актуальное обнаруживаем в статье: "Джон Теннер":

"С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает свое поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ей географическим ее положением, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали давно уже решенными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось. С изумлением увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве. Все благородное, бескорыстное, все возвышающее душу человеческую — подавленное неумолимым эгоизмом и страстию к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принужденный к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами".

Цитата: А. С. Пушкин «Джон Теннер», Собр. соч. в 10 тт. Т. 6./ rvb.ru

«Джон Теннер» — статья Александра Пушкина, датируемая сентябрём 1836 года. Напечатано редактором Пушкиным с подписью The Reviewer (по-английски: «обозреватель», устаревшее «редактор журнала») в ж. «Современник» 1836 г./ru/wikipedia.org

Обе книги де Токвиля представлены в библиотеке А.С. Пушкина:

 Mémoire de John Tanners, ou trente années dans les déserts de l'Amérique du Nord traduits sur l'édition original, publiée à New York, par M. Ernest de Blosseville. Vols. I, II. Paris, 1835;

De la Démocratie en Amérique par Alexis de Tocqueville. Paris, 1835. 4-me éd. Vol. 1–2.

 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка