Инновационные стратегии в издательском деле. Философский анализ концепции самиздата.
Инновационные стратегии в издательском деле.
Философский анализ концепции самиздата.
«Открой домашнее издательство!» – гласили многочисленные рекламные
слоганы, приуроченные к выходу очередного принтера. Однако, дальше
слоганов дело не пошло.
Увы, развитие технологий печати, и домашней печати в частности,
не привело к какому-либо серьезному сдвигу в самиздатской деятельности.
Лазерный принтер, войдя в обиход, так и не стал методом,
оставшись инструментом. Несмотря на высокую скорость,
качество печати, огромную по домашним меркам производительность,
так он и остался всего лишь возможностью распечатать текст, но
не издать его.
Россия – родина самиздата, а самиздат – верный сын своей родины.
Многие книги и периодика, выпускаемые типографиями, по качеству
и общему впечатлению приближаются к «самодельным». Самиздат продвинулся
технически, но духу своему не изменил, т.е. сохранился в виде
малобюджетного некоммерческого арт-проекта.
В общем и целом, несмотря на свободу слова и формальный запрет
цензуры, издать книгу, не претендующую на коммерческий успех или
потенциально подходящую под печально известную статью 282, сейчас
практически невозможно, а в провинции – совсем невозможно. Тиражи
некоммерческого искусства в любой его форме традиционно низки:
100, 200, 300 экземпляров при нижайшем качестве издания и отсутствии
всякой полиграфии. Эти книжки так и называют самиздатскими, не
смотря на то, что они выпущены в официальных типографиях за реальные
авторские деньги. Они очень редко попадают в книжные магазины,
не имеют никакого спроса, ввиду малоинтересного широкому читателю
содержания (это либо опусы литературных дилетантов, либо «клоны»
классиков традиционализма, либо авангардное искусство в виде букв).
В сфере периодического самиздата положение несколько иное. «Чистокровных»
самиздатских журналов литературного толка сейчас практически нет
(на память приходит лишь «Немировский вестник» _ 1, выпускаемый поэтом М. Немировым по материалам
своего ЖЖ). Наоборот, литературные журналы и альманахи стремятся
к высокому качеству бумаги и полиграфии, в неосуществимом идеале
– к глянцу. Пустующую нишу заняли в основном разного рода «Вестники
(такого-то ВУЗа)» и «сборники», приуроченные к научным конференциям.
Другими участниками самиздатского «пространства» становятся политически
яркоокрашенные активистские газеты и музыкальные фэнзины. Всех
их объединяет низкий уровень издания и верстки.
Однако, в этой системе, вопреки её относительной насыщенности,
не чувствуются работа и напряжение. Если самиздатские книги худо-бедно
находят своего читателя на презентациях и среди друзей авторов,
то в сфере периодики дела идут совсем плохо: научные сборники
не выходят за пределы академической среды. Фензины распространены
шире, однако срок их существования, как правило, недолговечен,
а политические газеты из рук распространителя отправляются прямиком
в мусорную корзину.
Назвать такое положение вещей удовлетворительным нельзя. Печатное
слово как носитель идей, как средство информации пользуется большим
авторитетом, технические средства позволяют каждому
создать свой печатный орган, а постсовременное сознание никак
или почти никак не воспользовалось этой возможностью. Все ринулись
в Интернет и, опьяненные всевластием, написали огромное количество
текстов, тем самым обесценив и идею блогов и вообще интернет-высказывание.
Настало время всемерной пролиферации печатных органов!
При наличии лазерного принтера за смешные деньги (около 300-500
руб.) вполне можно издать самопальную «журналку» тиражом 50-100
экземпляров.
Тематика – свободная.
Тот, кто занимается литературным творчеством или неакадемическими
исследованиями – пусть публикует их. Пусть создаются вестники
«двора», «тусовки», «сквота» и т.д. Те, кто любит футбол и политику,
могут с легкостью организовать печатный орган, оценивающий достижения
отечественного спорта или осмысляющий телевизионные сводки.
Целевая аудитория – непосредственное окружение, как реальное,
так и онлайновое (блоги, литературные сайты и пр.).
«Точек приложения» для печатного органа – бесконечное количество,
да и принципов компоновки текстов тоже много.
В печатном издании тексты могут компоноваться по следующим принципам:
хронологическому (например, как в еженедельных газетах), тематическому
(журнал «Наука и жизнь» _ 2), географическому
(«Вестники ВУЗов»), концептуальному (журнал «Элементы» _ 3) и ризоморфному (отсутствие центра и иерархии
при наличии связей, как в ныне «покойном» журнале «101» _ 4). При желании можно придумывать новые и комбинировать
перечисленные.
Если количество самиздатской периодики достигнет некоей критической
отметки, будет сформировано анархическое информационное поле и
хаос зазвучит гласом народным. Всеобщий самиздат – это одно из
средств свержения диктатуры СМИ, монополизированных политикой
и капиталом, и первый шаг к созданию неуправляемых, а значит,
подлинно свободных, информационных потоков.
Другим освобождающим аспектом всеобщего самиздата является формула
«издание = производство». В современной жизни вне профессиональной
деятельности человек не производит ничего (или производит Ничто).
Блоггерство и другие виды Интернет-публикаций, могут считаться
производством виртуального. Степень ответственности производителя
виртуального стремиться к нулю, объём написанного, наоборот –
к бесконечности, срок жизни – 24 часа. Фактическая бумажная публикация,
умножая гордость и чувство удовлетворения, умножает ответственность
за написанное и срок жизни публикации, ограничивая объём. Так
в человеке возрастают качества Творца, качества глубоко личностные.
Издательская деятельность, будучи производством штучного, производством
«ремесленным», несёт в себе отпечаток индивидуальности или, по
крайней мере, эклектичной «коллективной» индивидуальности авторов
«журналки». А индивидуализация, произведенная в рамках информационного
хаоса, становится освобождающей (в противовес индивидуализации
в рамках общества, которая становится «социальной ролью» – отца,
матери, коллеги, приятеля и пр.).
В утопической перспективе всеобщий самиздат будет сопровождаться
созданием метажурнала: Интернет-издания, которое бы налаживало
связи между периодикой «на местах». В рамках метажурнала могли
бы реализоваться все композиционные принципы под руководством
ризоморфного. Метажурнал, содержащий в себе электронные версии
всего бумажного самиздата стал бы чистой связью – стирающей географические
границы, иерархические масштабы («профессиональный – непрофессиональный»,
«многотиражный – малотиражный» и пр.).
Понятно, что идея всеобщего самиздата требует взрыва пассионарности,
массового желания людей «что-то делать», что для сегодняшней
России не актуально.
Однако, возможно, в эпохе всеобщего бессилия наступит просвет,
краткий рецидив, и наша страна, воспользовавшись утопическим потенциалом
всеобщего самиздата, станет самой пишущей и «самой читающей» в
мире.
________________________________________________________________
1. Электронной версией «Немировского вестника» можно
считать сам ЖЖ: http://nemiroff.livejournal.com/
2. Сайт журнала: http://www.nkj.ru/
3. Электронную версию см. на сайте «Арктогея»
(http://www.arcto.ru) в разделе
«Периодика»
4. Электронная версия: http://www.iceflow.com/onezeroone/101/OneZeroOne.html
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы