Вышел Хохлев на крыльцо…
«Графоманы лезут во власть!» – этот слух пронесся по литературному Питеру. Вроде как некто Владимир Хохлев захотел возглавить городскую писательскую организацию. И все ринулись искать шедевры новоявленного лидера. Полистал новую книжечку стихов Владимира Хохлева «Уставший поэт» и я.
В предисловии редактор книги Вячеслав Овсянников заметил, что
публикуемые ниже стихи – «уже явление», и заверил, что в книге
есть «строчки-жемчужины», которые «заслуживают достойной оценки
знатоков».
Читатель, заинтригованный столь лестными эпитетами в адрес
поэтического творчества, может самостоятельно оценить стихи В.
Хохлева, начав хотя бы со стихотворения «Бани», где с удивлением
узнает, что «жар поет в коленях», но при этом «в баньке тепло
уже΄». Не знаю, может, у какого-нибудь любителя парилки в
коленях (?) жар и «поет», но уж во всяком случае, не когда «в
баньке тепло». Поэтому «достойную оценку» названным перлам,
думается, может дать лишь обитатель какой-нибудь Сахары,
слыхом не слышавший про настоящую русскую баню.
Впрочем, мировосприятие В. Хохлева весьма оригинально выражается и в
других стихах, наверное, приходя к автору с очередным
вдохновением.
Лучом лизнула по окну Луна... Ко мне ночное вдохновенье пришло.
Кому-то может показаться, что лучи более сродни солнцу, а луна лишь
сияет, светит (например, как в романсе: «В лунном сиянье
снег серебрится»). Но только не Хохлеву. Луна, оказывается,
лижет. И обязательно лучами. Вот отсюда и «вдохновенье»,
понимаешь ли.
К свету, надо сказать, у В. Хохлева вообще отношение особенное,
складывающееся из оригинальных рифм вроде «поэт» и «свет»,
«витает» (это тоже о свете) и «отличает». Свет, оказывается
везде:
Отовсюду, из щелей Светит свет вещей, предметов Тот, который для поэтов.
Надеясь на лучшее, хотелось бы предположить, что речь идет, скажем,
о щелях закрытых ставень. Но, выясняется, что – нет. Свет,
по Хохлеву, лезет именно из темных мест. Во всяком случае, в
другом опусе
Свет комнаты свечу зажег. Собрался Из всех щелей, со всех углов.
Всё же, думается, со светом В. Хохлев чуть погорячился. Но,
выясняется, что у поэта не просто свет, а весь
Мир течет сквозь пальцы как вода... И скрытый от рассудка навсегда.
Эти замечательные строки, пожалуй, могут хоть как-то объяснить
мировосприятие автора, хотя он и уверяет, мол «на меня весь мир
клюёт». Кстати, о поклёвках.
Дождь холодный тоже клюнул, Снизу в тучу метко плюнул», –
уверяет Хохлев, судя по всему, нисколько не задумываясь, как
описанное может произойти «снизу». И подобных «строк-жемчужин» в
книге хоть отбавляй. Вот
Я выхожу на крыльцо... Свежие брызги в лицо... Размялся – солнце взошло.
Полет читательской фантазии живо подсказывает, чем именно занимался
поэт, «разминаясь» на крыльце под солнцем. А в голове
крутятся забытые детские стишки: «Вышел Вася на крыльцо почесать
своё (хм-м!) лицо». Впрочем, у В. Хохлева свои «жемчужины»:
У фонтана мальчик со свирелью В точку неба собирает землю.
Ну, если небо – точка, то образность языка автора просто грандиозна.
Кажется, что у него весь мир перевернут, что, впрочем, сам
поэт и подтверждает.
Вниз крышами провисли Тяжелые дома! Текут по небу мысли Из каждого ума.
Или:
Вижу снежные поля, Сверху новая земля... Дождик затекает в зонт.
До знакомства с творчеством Хохлева думалось, что земля все-таки под
снегом, а дождь может падать лишь на зонт. Ну, разве что,
исключая случай, когда этот зонт перевернут.
Или другой перл: «Под ромашками роса». Я бы только добавил: «Вот
такие чудеса»! И продолжил бы строками из нового сборника:
Я пойду спиной назад, Забреду в увядший сад.
Действительно, любит автор погулять.
Я шел среди овса. Кудрявы Росли стога из облаков.
За всю свою жизнь стогов на овсяных полях мне видать не приходилось.
Кудрявых стогов – тем более. Но, если следует понимать, что
кудрявые были именно облака в небе, то при чем здесь тогда
стога?
Чудеса Хохлев наблюдает и на Карловом мосту в Праге. Здесь, оказывается,
На Карловом мосту с утра Ни гидов, ни гостей. Суббота, ранняя пора Отсутствие вестей. Жара, июль... Храм Вита в небесах плывет. В звенящей тишине.
Боюсь, что любой турист, побывавший в Праге, знает, что в июльскую
«жару» по Карлову мосту пройти трудно именно из-за наплыва
туристов. Правда, рано утром жары там не бывает. По той же
причине Собор Святого Вита, находящийся не у Карлового моста, а
в старом городе на горе, не может плыть «в звенящей
тишине».
И в Петербурге Хохлев делает удивительные открытия:
Стоит могучий город, Уверен, величав, Три сотни лет... Но молод – Волною бьет в причал.
Да, бьет именно город, а не Нева. Бьет именно в причал. Вроде как в
набат. Потому что величав. И потому что «святые люди бродят
под дланью вековой».
Еще замечательный пассаж: поэту слышен «петуха призывный плач». За
то комариный рой у автора вьется «под истошный вой». Понимаю,
когда у М. Лермонтова «залпы тысячи орудий слились в
протяжный вой». Но чтобы комары пищали (звенели, гундели) подобным
образом – понять трудно. Во всяком случае, человеку,
владеющему русским языком.
У Хохлева чудо, а не язык! Исключительно образный. Вот и получается, что
На Руси невероятный воздух Наполняет легкие небесным Плавно истекающим огнем.
Тут, конечно, можно вспомнить либо о божественной карающей деснице,
либо о происках американских империалистов, поливающих
джунгли напалмом. Или – усомниться в поэтических строках.
Впрочем, как не верить Хохлеву, уверяющему: «Я не вру – настрой не
тот»? Верю. Верю и тому, что он – истинный поэт:
Мать моя – Ахматова Пушкина – отца Свято полюбила... Так, Как земля Христа.
Вообще в хохлевском творчестве немалое место занимают аллюзии на
произведения наших классиков. Впрочем, куда там Пушкину до
поэтических высот Хохлева!
Я вас любил, а вы меня не очень. Я вас хранил от непогод и бед. Я мог за вас погибнуть... Впрочем, Вкусить других мне суждено побед.
Говорят, в порядке эксперимента упомянутое стихотворение А. Пушкина
«Я вас любил» несколько раз переводили с русского на
английский и – снова на русский. В итоге получилось: «Вот и ты, вот
и я, я вся твоя, ой-ля-ля»!». Честно говоря, любовная
лирика автора сборника напоминает такой перевод. А меж тем,
оказывается, Хохлев умудрился читать свои стихи даже в
Великобритании в течение трех часов к ряду. При этом восторженная
публика, по собственному признанию поэта, требовала: «Читайте
дальше»!
Что ж, почитаем и мы:
Я принесу тебя домой, Мой дом не твой – а твой не мой… Я так и не пойму – кто ты.
Нет, в очередном шедевре поэт все-таки понял это. Или, по крайней
мере почувствовал:
«Ты пришла теплая, лохматая после сна... Обошла молча... Постояла и ушла... Вошла и вышла...».
Ну, хорошо, дама оценила поэта по достоинству, судя по всему, даже
не прикоснувшись к нему и не подходя близко. Но каким же
шестым чувством надо обладать, дабы понять, что сударыня была не
только лохматая, но еще и «теплая»? Какой полет фантазии!
Но более удивительны дальнейшие описания женщин. Вот, скажем:
Ваш нежный взгляд, огромные ресницы, И тень от них на розовых щеках.
Это какой же длины должны быть ресницы – как локоны на голове, не
слишком ли разыгралось воображение? В другом случае кажется,
что люди для Хохлева сродни каким-то инопланетянам. Он пишет:
Я на скамейке под сосной Лежу, смотрю наверх, А на суку, что надо мной, Как будто человек. Уперся выстрелом в меня – Стеклянным черным взглядом, Двумя вселенными маня.
Ни за что не догадаетесь: речь идет о белке. Это ее взгляд-выстрел,
уверен Хохлев похож на человеческий. Это у маленького
грызуна манят глаза – две вселенные. И столь замечательные
наблюдения удалось сделать, лежа на скамейке под сосной. Хороша
белочка!
А поэт, тем временем, задает очередную загадку, уверяя, что «на
гумус давим, как шляпки грибов». Хотя, может, тут корректоры
виноваты, влепив «на» в другое место? Загадка. Хотя она может
решиться просто, если обратиться к иным поэтическим находкам
Хохлева: «Я оделся в брюки клеш». Или: «И готов распрямиться
в прыжок». Выходит, что у поэта просто не лады с русским
языком. Или, во всяком случае, с восприятием окружающей
действительности. Иначе как прикажете понимать:
Холодный халат, его обнимая, Скрыл под собою холодный висок.
Тут неясно кто кого скрыл: висок – одежду или наоборот. Если висок –
ну и умище должно быть в подобной голове! А если халат – то
как же в него так удалось облачиться?! Впрочем, ничего
удивительного, если довольно стройный Есенин у Хохлева «тут он
собою проем заполнил». Речь, судя по всему, идет об окне
«Англетера», «заполнить» которое могут разве что Робин Бобин
Беримбек или Гаргантюа.
Но вернемся к мозгам. Как ни странно, в творчестве Хохлева и им уделяется место:
Грецкий орех мозговит, Тоже извилист, накручен. Чей ум более плодовит? Мой? Или орехов кучи?
Вообще-то известно, что в подобных случаях количество не может
перейти в качество. Но Хохлев должен же убедить читателя в своем
превосходстве: «Незрелый орех безмозглый. И ничего
он не может создать». Орех не может, а поэт – легко.
Я ничего не могу понять В том, что я пишу…
Боюсь, неискушенный читатель, насладившись «Уставшим поэтом», тоже
мало что сможет понять. Увы...
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы