Игра в "Царя горы"
Храмовая гора в Иерусалиме
"Вавилон и Иерусалим: Ближневосточный конфликт в свете Библии". "Наука", "Фонд М. Черного", 2002, М. - Иерусалим. ISBN 5-902007-05-4.
Составитель Дмитрий Радышевский.
Вышла книга «Вавилон и Иерусалим: Ближневосточный конфликт в свете Библии». В ней - высказывания православных богословов о том, что истинный христианин не может быть антисемитом, работа «Вавилон или Иерусалим» Яна ван дер Ховена, - директора Международного Центра Христиан, Друзей Сиона, посвященная движению Христианского сионизма, призывающего христиан на основе библейских пророчеств объединиться в помощи богоизбранному народу и борьбе с антисемитизмом, статьи, излагающие принципы этого движения. А также - материалы, призывающие защитить христиан Палестинской автономии от преследований.
Квинтэссенция книги - «Практические способы помочь Иерусалиму» - таковы:
«1. Молитесь ежедневно за Иерусалим и Израиль.
2. Требуйте от своих правительств поддерживать Израиль и бороться с исламистами, пытающимися уничтожить его.
3. Сами боритесь - духом и телом - с теми, кто сеет антисемитизм и ненависть к Израилю: они восстают не на евреев, а на Дух Христов и обетования Библии».
Первый пункт не вызывает возражений. Второй настораживает конкретизацией «образа врага». Третий представляется полемичным.
Сначала об исламистах.
В книге красной нитью проходит идея о том, что «самые главные антисемиты» нашего времени - это мусульмане, и высказанная не прямо, но обиняками суть Христианского сионизма в том, что иудеи и христиане договариваются «дружить против» ислама, признавая его «неверной религией». «Не по случайности и не по сплетениям политики, но промыслом Божьим, дети Заветов, - Израиль, западные христиане и христиане России - оказались сейчас лицом к лицу с единым противником: фанатичным исламом».
Идея убедить христиан в необходимости любить евреев, демагогична, поскольку не корректно сказать, что «христиане не любят евреев». Антисемитизм - удел ксенофобов, некоторые из которых могут по случайности считать себя христианами, но не являются ими по определению, поскольку христианство и ксенофобия не совместимы: «Несть ни эллина, ни иудея».
На самом деле имеет место совсем иное, не религиозное противостояние, только прикрываемое псевдорелигиозными идеями: «туземцы» не любят «пришлецов». Патриоты, живущие на своей Родине, подчас не любят живущих рядом с ними и в какой-то мере растрачивающих достояние Родины (в какой-то мере и умножающих, но это «не важно») «поклонников» другой страны. Так было и будет всегда. Патриотизм часто, но совсем не всегда связан с религиозностью. Лозунг «Чемодан, вокзал, Израиль!» по сути своей сионистский, хотя по форме - антисемитский.
Конфликт «иудеи - мусульмане» тоже не вполне религиозный, по сути. Как евреи, так и арабы считают себя «туземцами», а оппонентов - «пришельцами». Мусульмане - антисемиты не по «существу своей религии» (а вот немецкие фашисты были антисемитами по «существу своей религии», религии «гитлеризма»), а потому, что «так исторически сложилось». Плоха не «религия мусульман», а «история отношений мусульманских народов и иудеев», но кто несет ответственность за ход истории? Разве что Клио.
Однако создатели Христианского сионизма, кажется, еще сами до конца не определились, какова их цель:
- дружба христиан и иудеев против ислама как «неверной религии»;
- дружба против мусульман (надеюсь, отличие от предыдущего варианта понятно, - есть разница между дискриминацией идеи и дискриминацией людей, имеющих к ней хоть какое-то отношение. В первом случае - «Для мусульман как личностей все права, для ислама как религии - никаких прав», во втором - ущемляются в правах и мусульмане, как личности);
- дружба против израильских арабов, и заодно, - против российских чеченцев.
Есть, конечно, и благостные цели: ускорение исполнения библейских пророчеств о возвращении богоизбранного народа в Землю Обетованную, защита иудейских и христианских святынь от «исламского вандализма», защита арабов-христиан от арабов - исламских экстремистов.
Деятельность экстремистов, в том числе и исламских, никто не оправдывает. Но если действительно взглянуть на ближневосточный конфликт «в свете Библии», с верой, надеждой и любовью (не важно, глазами иудея или христианина), то приходят на ум совсем другие идеи.
Рав Аврам-Ицхак Кук сказал: «Второй Храм был разрушен из-за беспричинной вражды. Он будет восстановлен благодаря искренней и беспричинной же любви». Вполне можно заподозрить, что Храм будет построен, только когда у палестинцев будет «нормальная автономия». Когда Исаак по-христиански полюбит брата Измаила. Не случайно праведный Давид не мог построить Храм: руки его были в крови. Ради мира (что равно Храму) можно пойти и на потерю территорий. В конце концов, Бог Сам восстановит определенные Им в Танахе границы Эрец Израэль, - не было еще обетования, которое не сбылось.
Можно возразить: пафос книги не «дружить против ислама», а спасать мир, и, в первую очередь - самих мусульман от страшного искажения
ислама, которое поработило мусульман и грозит гибелью и им, и всему миру. Так коммунизм был диким искажением христианства и весь свободный мир «дружил против» коммунистической России, но не против русских. Однако происходило это исключительно в мире эйдосов. В «низшем мире» было иное: дружили против сильной России, прикрывая свои экономические интересы и борьбу за мировое господство «борьбой с коммунизмом», а у «простых антикоммунистов» нелюбовь к коммунизму выражалась именно в нелюбви к «русским», особенно наглядно это можно было наблюдать в Прибалтике: «русские свиньи» и т.п.
«Исправить» ислам могут только сами мусульмане, но не христиане или иудеи. Единственное, что можно сделать «честно» - самим принять ислам и проповедовать его в неискаженном виде. Финансировать «правильные» медресе. Перемещение в пространстве мечети Омара таким вариантом не предусмотрено.
Кроме того, а как же антихрист? Ведь: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет (день пришествия Христа), доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес, 2: 3-4).
Даже в мечети Омара никто еще пока не воссел. Все хорошо в христианском сионизме, но за антихриста обидно: его выход на сцену совершенно не предусмотрен. А всего-то пустяки: по христианским пророчествам антихрист будет царствовать только три с половиной года.
Цитирую ван дер Ховена: «Храмовая гора в Иерусалиме - это именно то место, которое Бог выбрал для прославления Его имени во веки и веки веков. Здесь сияла Его слава еще три тысячи лет назад. И это место, на которое вскоре вернется Его слава.
Сатана… держал в своем подчинении Храмовую гору в течение сотен лет, начиная с разрушения Храма. Израильской армии удалось выбить Сатану с этой горы в Шестидневной войне 1967 года. Однако из-за ошибки щедрых, но недальновидных победителей-израильтян исламу вновь разрешили воцариться на этой горе». То есть Сатана напрямую соотносится с исламом. Так-так… Принято подозревать в сатанизме оппонентов, но можно посмотреть и на себя, для восстановления «статус кво». Цитирую того же автора: «Храмовая гора и Третий храм, который вскоре будет построен на ней, как обещано Богом, занимают ключевые места в событиях последних времен…. Лишь после этого мы увидим обещанное возвращение на землю Господа Иисуса Христа во всей Его славе и узрим Его вхождение в Храм через восточные ворота». А что говорит нам Евангелие? «Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», - не верьте….Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», - не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.…Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе;… и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф., 24: 23, 26-27, 30)
Сделана даже модель Храма, и - цитирую дальше, - «Один из наших братьев в Норвегии имел видение Господа Иисуса Христа, Который сказал ему от лица Бога Отца: «Как Я дал пророку Илии алтарь, чтобы говорить Моему народу Мое слово, Я даю вам эту модель Храма, чтобы говорить через нее Мое слово Моему народу». А не с ума ли мы сошли?
«В Иерусалиме на еврейском празднике Шавуот (Пятидесятница) исполнилось обещание об излиянии Святого Духа на первых учеников. Поэтому ясно, что во время празднования следующего праздника, Скинии Завета (Суккот) произойдет осуществление следующего пророчества: об излиянии Духа на все народы и приходе Спасителя». Однако: «О дне же том и часе никто не знает….Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф., 24: 36, 44).
Та опасливость и осторожность, с которой христианство подчас относится к иудаизму, зиждется не на том, что «евреи Христа распяли», а - на пророчествах об антихристе.
С нижеприведенными размышлениями христианских мыслителей можно не согласиться, но почему бы ни задуматься? Ведь от пришествия антихриста прежде Христа никуда не деться…
Св. Ипполит, Епископ Римский, полагает: «…по всему уподобится этот обольститель Сыну Божию…. Спаситель показал Себя агнцем - подобным образом и он явится, как агнец, будучи внутри волком. В обрезании пришел Спаситель в мир - так и он придет. Господь послал апостолов во все языки, - подобным образом пошлет и он лжеапостолов. Спаситель собрал расточенные овцы, - и он также соберет расточенный народ…. В образе человеческом явился Спаситель - и он придет в образе человека. Спаситель воздвиг от смерти и показал святую плоть Свою, как храм, - и он воздвигнет в Иерусалиме каменный храм»
Св. Ириней, епископ Лионский: «Во Иерусалиме храм был построен по распоряжению истинного Бога…. В нем-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом»
Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский: «Если антихрист придет к иудеям, как Христос, …..то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие ко храму, внушая о себе ту мысль, что он от роду Давидова, и что ему должно создать храм, сооруженный Соломоном».
Св. Иоанн Златоуст солидарен с ним в этом вопросе, но проявляет и некоторую справедливость: антихрист «будет восседать в храме Божием, - не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах».
Св. Андрей, архиепископ Критский: «В сем городе (Иерусалиме), как кажется, утвердит он царство свое, по подобию Давида, сыном коего по плоти был Христос, истинный Бог наш, чтобы и сим уверять, что он есть Христос, исполняющий пророческое слово, которое говорит: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую» (Ам., 9: 11), что заблуждающиеся иудеи относят к его пришествию»
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы