Родительская вселенная
Я думаю сейчас о том, как прекрасно устроен мир и какая в нём разлита ясность – самые, казалось бы, сложные вещи схватываются на лету, понимаются слёту, всегда уже понятны, и вся сложность заключается только лишь в том, чтобы этим пониманием поделиться, то есть облечь его в слова. Вот почему, кажется, когда читаешь подлинные стихи – именно эту подлинность и схватываешь сразу, слёту, еще до всякого смысла – и так синонимом подлинности оказывается убедительность – не риторика, а психология и фонология – этот голос звучит так, что его нельзя не услышать, потому что говорящий этим голосом говорит уверенно, то есть как уверовавший – а там, где вера – там поэзия. Эту уверенность нельзя сыграть, и я не знаю, можно ли ее заслужить, но только такой уверовавший – поэт.
Именно это стойкое ощущение подлинности остаётся у меня после прочтения книги Светланы Крюковой.
«Однажды оно придёт – время бессмертия» - говорит поэт, и ему веришь, и не потому, что поэт говорит от тайного какого-то знания, а потому, как поэт говорит. Можно взять фальшивую ноту, ошибиться, не найти слова (так бывает и у Светланы, когда она вдруг начинает рифмовать или играть словами), но это не меняет общего впечатления.
Не возникает вопроса о том, откуда поэту известно то, о чём он говорит, да и дело, в первую очередь, не в самом этом «что». Вернее, в поэзии «что» присутствует не просто на уровне смыслов, но на уровне вибраций, и в оппозиции природа-культура поэзия (в отличие от литературы) оказывается на стороне природы (поэтому не так уж важно, как там у поэта, например, с эрудицией). Светлана Крюкова поэт эрудированный, но это её стихам не мешает быть на стороне поэзии.
Любимые слова Светланы Крюковой – вселенная, ветер, небо, солнце. Слова эти большие, просторные, как и «темы», которые звучат в поэзии Светланы, но это «большое» на проверку оказывается неотличимым от «малого», потому что вселенная та – родительская, солнце – «огненный одуванчик», а стихи – они, как и положено настоящим стихам, растут из будущего, где «всё выглядит чуть иначе», а всё же время неизменно, и именно эта неизменность, эта верность чему-то настоящему, земле, быть может, и звучит в стихах Светланы Крюковой, иногда вполсилы, иногда в полный голос.
Мой маленький сын показал мне, что до языка слов, языка смыслов, есть беззвучный язык сердечных излучений, тонких вибраций, невидимых обычному глазу. Это язык подлинности – чувств, мыслей, настроений - беззвучная наша речь, которую нельзя подделать, потому что она звучит до слов, вернее, она и есть слово, его чувственная изнанка, которая – и именно она, а не интеллектуальное усилие – и одухотворяет звуки речи. Без неё наша речь представляет собой простое звукоизвлечение, наделенное человеческим значением, но лишенное смысла, потому что смысл – это то, что рождается в сердце. Так дети и звери чувстувуют нашу любовь и нелюбовь, даже если мы её скрываем, и это у них на уровне инстинкта, а не интеллекта. В этом смысле поэзия - дело инстинктивное.
Вот, о чём я думаю, читая стихи Светланы Крюковой.
_______________
Книгу Светланы Крюковой «Интерактивное небо» можно скачать по ссылке: https://files.fm/u/jhbq5mjf
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы