Комментарий | 0

Жутко и прекрасно

 

          Начнём с краткого введения читателя в курс дела: «Группа французского телевидения прибывает в июне 2006 года в Полесский государственный радиационно-экологический заповедник для съёмок уникального животного и растительного мира Чернобыльской зоны. Свои впечатления и  невероятные приключения во время экспедиции в закрытый мир её участники записывают в полевой журнал под названием «Журнал Рыси и Нэта».

 

<--- Софья Агачер и её роман"Журнал Рыси и Нэта".

 

          Тема неуютная и страшная, но у автора – Софьи Агачер – совершенно неординарный взгляд на этот постапокалиптический мир: именно здесь, в зоне отчуждения, происходят странные, мистические вещи. Но интересно то, что переживаются они читателем совершенно реалистично: вот старик Матвей Остапыч, которого ведунья Медяниха научиться разбираться в змеях «реки времени». Уж на что я не люблю змей, но после прочтения этой части романа, проникаешься к ним нежностью и благодарностью. Это и есть смена привычного ракурса угла зрения, читательского восприятия: «Как гадюки искривляют пространство и перемещаются во времени я не знаю, но по цвету яда научился различать, из какого временного отрезка тот или иной гад.

          Жёлто-коричнево-золотистый цвет яда – змея из настоящего. Этим ядом хорошо лечить болезни тела. Повесишь такую змею на шею – и боли как не бывало. Идёшь по лесу, а каждая мышца тянется, поёт, легко на душе, сразу лет десять сбрасываешь. Только с такой подругой надо ласково, нежно обращаться и вернуть её на место до захода солнца.

          Яд зелёного цвета даёт при дойке гадина из прошлого, и воздействует этот яд на то, что в прошлом надо исправить, а ещё – на тоску зелёную, раны душевные.

          Но больше всего ценится яд голубого цвета, это оберег в будущем – от огня, раны, железа любого, удара, глаза дурного. Яд этот матери покупали у знахарок за большие деньги для сыновей своих, идущих на смертный бой.

          Премудрости эти мне лет тридцать тому назад бабка Медяниха поведала».

          И не только в этом рассказе обнажаются прочные телепатические связи животных и человека. Змеелов в дневнике делает записи о том, как его спасла от верной смерти змея, задержав на нужное количество времени, и о том, как белая волчица и верный пёс, у которых возникла друг с другом какая-то тайная связь, спасают бойцов, попавших в окружение...

          Этому веришь абсолютно, потому что мистическое восприятие в художественном мире Агачер не для флёра загадочности, а для того, чтобы вскрыть тайные рычаги мироздания, увидеть его как бы изнутри, без всей оглушающей ежедневной суеты, прийти к человеку сокровенному, живущему в унисон с природой, которая его и кормит, и врачует, и спасает. «... Человеческое нутро, или «ментально-эмоциональное» тело человека, или его сознание способны перемещаться в животных и птиц. Господи, если бы хотя бы один учёный мог дать определение этой «тончайшей материи» за гранью наших сегодняшних представлений о взаимодействиях в живой природе, то, вероятно, он сам бы стал творцом!»

          В телепатический контакт с рысью вступает ещё одна героиня романа – Надежда: «Я ощутила в этот момент наслаждение движения и свободу полёта такого гибкого и сильного тела. Собираешься, напрягаешь мышцы, и при этом они не болят, не стонут, не дрожат, а наливаются мощью, и ты отталкиваешься от ветки и… кайфуешь, летишь стремительно, приземляясь на другую ветку, или дерево, или на траву». Помог Надежде в этом НЭТ – специальный нейрокомпьютер, подключённый к её мозгу. Надежда неизлечимо больна: ей остался всего один год до того момента, как полностью атрофируются все мышцы и придётся подключить её к аппарату искусственного дыхания... И вот доктор из Франции Анри Бертье предлагает страдалице «породниться» с компьютером, «почувствовавшего» Надежду как своего любимого человека. Это не только продлит ей жизнь, но и наполнит существование новыми необычными красками, драгоценным опытом проживания каждого дня, проникновения в ранее закрытые сферы реальности: «Это было первое признание в любви от Нэта, сказанное безучастным механическим голосом Николаса, которое я не забуду никогда. Профессор Ву поведал мне, находящейся уже в состоянии психогенного шока, как самую обычную вещь, что Нэт влюбился в меня с первого «прикосновения» и что основной ритм нейрограммы моего мозга доставляет нейрокомпьютеру огромное наслаждение. И он согласился прожить со мною много счастливых лет и заботиться о моём теле лучше, чем мама ухаживает за своим младенцем».

          Нельзя не отметить высокий художественный уровень романа: здесь и интонационное богатство (амплитуда от юмора до трагедийности), эти эмоциональные качели держат читателя в тонусе: не дают ему отчаяться вместе с героями, подбадривают в трудные моменты и щедро одаривают надеждой; и удивительно точные сравнения: «Потом, после нашатыря и изрядной дозы коньяка, помню, академик обыденно и деловито, как похоронный агент, рекомендующий выбрать тот или иной гроб, глазет или венок в беседе с родственниками умершего, посоветовал мне оставшееся время жизни потратить на поиск и покупку уникального медицинского оборудования, которое сможет через год поддерживать мои жизненные функции: дыхание, артериальное давление, общение с окружающим миром».

          Как уже отмечал в своей рецензии на отрывок из романа «Журнал Рыси и Нэта» в сборнике «Точка отсчёта» Роман Сенчин Софье Агачер отлично  удаются описания природы, свежие и трепетные: «В июне всегда просыпаюсь с солнышком. Соловьи поют, кукушка аккомпанирует им, туман румяными ватными шапками лежит на провалившихся крышах, заросших высокой травой улицах и каналах родного Погонного.

          Соседский филин обожает летать сквозь облака утреннего тумана, умывается, упражняется в фигурах высшего пилотажа».

          Софья Агачер по профессии врач и, может, потому, роман пронизан особым стоицизмом, мужеством перед лицом катастрофы — и Чернобыльской, и личной, такой как неизлечимый диагноз. Эмоционально, но без всякого надрыва, мудро, но без назидательности, с юмором, но без стёба повествует автор о человеческой силе духа, об умении доверять природе, о мудрости перед лицом трагедии.

          «Когда твоя жизнь тебе уже не совсем, что ли, принадлежит, то можно за ней наблюдать, как за чужой. Это, по крайней мере, успокаивает», – попробуйте-ка посмотреть на собственную жизнь с такого ракурса! Как это? Жутко и прекрасно. И эти два слова, пожалуй, определяют атмосферу романа «Журнал Рыси и Нэта».

 

P.S.

Это рецензия к сборнику «На стыке веков», который издательство «Никитские ворота» выпускает к Московской книжной ярмарке в Экспоцентре ( будет проходить с 30 августа по 3 сентября).
Сборник с продолжением романа Софии Агачер «Журнал Рыси и Нэта» будет демонстрироваться на стенде ЛГ.
Начало романа опубликовано в предыдущем сборнике поэзии и прозы из той же серии под названием «Точка отсчета» - «Роман Сенчин представляет».
В электронном доступе «Журнал Рыси и Нэта» публикует литературный журнал «Вторник» с сентября 2022 года.

Последние публикации: 

Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы

Поделись
X
Загрузка