Вселенная и время
Я думаю, сегодняшнее представление о мироустройстве позволяет взглянуть на феномен времени более рационально, исключая экзотические гипотезы теоретиков с богатым воображением и, тем более, не наделяя его субстанциональными и мистическими свойствами. И уж конечно, этот взгляд исключает возможность обратимости времени.
Понимание времени определяется фундаментальными свойствами мироустройства: Мир един, его бытие вневременно, оно – в бесконечном повторении фазовых переходов и в бесконечной неповторяемости каждого фазового цикла. Каждый цикл разворачивается по некой «генетически» заданной программе, определяющей развитие Вселенной от сингулярного, «зародышевого» состояния до достижения ею стадий разумности, способности к самосознанию как единого целого, затем достижения критического радиуса и последующего возврата к сингулярному состоянию, предшествующему началу очередного цикла.
Такая картина эволюции Мира представляется далеко не всем очевидной. Особенно в части обретения им на определенной стадии разумности. Причем здесь зачастую солидарны как теологи, так и атеисты. Первые мыслят разум как функцию вечного Бога, вторых зачастую просто обескураживает научно установленная ими же возможность существования Мира без наблюдающего его разума.
Даже такой неординарный рационалистический ум, который принадлежит Шредингеру, не может удержаться от скептицизма: «Было бы странно, если не смешно, полагать, что размышляющий, сознательный разум, который в одиночестве отражает становление мира, появился бы лишь в какой-то момент в процессе этого «становления», появился бы случайно, в связи с весьма специфическим биологическим устройством, которое в себе самом, совершенно очевидно, выполняет задание содействия определенным формам жизни в деле их самообеспечения, способствуя таким образом их защите и распространению: формам жизни, которые объявились позже и которым предшествовали многие другие, обеспечивавшие себя без помощи этого устройства (мозга).»[1]
Однако же мы не удивляемся тому факту, что до проявления у отдельного ребенка самосознания уже существовали его родители. И то, что они были – это не странно и не смешно, хотя и не было наблюдающего их разума их будущего ребенка.
Не стоит говорить и о случайности появления живой субстанции, и на определенной ступени ее эволюции «весьма специфического биологического устройства» с которым связано начало сознательной стадии развития Вселенной. Появление разумных существ во Вселенском пространстве было столь же закономерным и предопределенным, сколь закономерным и предопределенным было формирование физических элементов, образование химических соединений, звезд, планет и всего того, что составляет наш нынешний Мир.
Последовательность и логика развития Вселенной в каждом цикле сродни генетической предопределенности развития человека от зародыша, до возникновения у него способности осознавать свое существование, до зрелости, смерти и распада.
Отсюда время, в течение которого происходит эта эволюция Мира, не что иное как условное понятие, которое позволяет представлять последовательность развития Вселенной и ее элементов. И будучи понятием условным, оно может быть подвергнуто только воображаемым манипуляциям.
И хотя явление замедления времени на околосветовых скоростях и вблизи массивных тел признается современной наукой как факт, на самом деле мы имеем дело не с временем, как физической сущностью, а с изменением частоты событий в физических процессах в полях воздействия мощных энергетических потенциалов.
Время есть история событий разворачивающегося и меняющегося бытия Мира. И оно как любая история не представляет собой никакую сущность, а только лишь служит шкалой, на которой отражается состояние в прошлом и ускользающем «сейчас» процессов актуальной[2] событийности Вселенной в макро и микро масштабах.
Наш мир это, прежде всего, событийность. Можно сказать, что сам наш актуальный мир это следствие события и пространство событий, что дало повод Бертрану Расселу сделать парадоксальное умозаключение: «материя и разум — это просто удобный способ связывания событий воедино», а Альберту Эйнштейну считать события первоосновой мира.
Событие — есть связеобразование либо распад связей, следствием которых является изменение свойств объектов и образование потенциалов для новых связеобразований.
И даже разум согласно современным представлениям это эвентологическое[3] распределение его собственного множества событий.
Время «существует» только в процессе измерений условными мерами места и последовательности событий актуального бытия и фиксации его статусов на условной событийной шкале, которую пролагает разум от начала и до завершения каждого цикла эволюции актуальной Вселенной.
Похожее представление о времени мы находим и у Эйнштейна: «Обычно мы измеряем время с помощью часов. При этом часами мы называем систему, которая автоматически повторяет один и тот же процесс. Число уже повторившихся процессов такого рода, причем за первый можно принять любой процесс, и есть время, измеренное часами. Показания часов, одновременные с некоторым событием, мы называем временем события, измеренным этими часами».[4]
Поэтому некорректно спрашивать всегда ли было время или оно возникает на определенной стадии актуального мирообразования. Процесс измерения возможен только с появлением самосознающего себя субъекта. Но это отнюдь не означает, что сами события происходят только с появлением разума, как это кажется некоторым ученым: «События вместе со всем и вероятностями возникают там и тогда, где и когда возникает разум. Где и когда наступление событий не наблюдается никаким разумом, там и тогда событий со своими вероятностями не существует»[5].
Здесь уместно спросить: а был ли Я, как физическое тело или биологическая «машина», до момента самоосознания своего бытия? Очевидность ответа на этот вопрос весьма наглядно подтверждает, что актуальный мир, сознание, разум есть следствие событий, но не их причина.
Можно предположить также, что как в эмбриональном развитии конкретного человека повторяется вся эволюция живых организмов, так и в развитии актуальной Вселенной повторяется эволюция каждого фазового цикла. И также как схожи человеческие эмбрионы и непохожи сложившиеся личности, также схожи начальные стадии каждой новой фазовой эволюции Вселенной и непохожи каждые циклы ее бесконечных метаморфоз или фазовых переходов.
[1] Шредингер «Материя и разум»
[2] Актуальный — употреблено в смысле существующий в данной реальности.
[3] Эвентология - учение о событиях, научная теория о событийном в разуме и материи; о событийном многообразии субъектов разума и объектов материи, их событийном строении и функциях.
[4] Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 1. М.: Наука, 1965. С. 416.
[5] Воробьев О.Ю. Эвентология. Сибирский федеральный университет, Красноярск, 2007, стр.117
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы