Рассматривая фотографии Вильяма Каррика (1)
Фотографии Вильяма Каррика 1858-1872 года – последнее спокойное десятилетие России.
В чёрной шапочке-скуфейке
На мерлушковой цигейке,
Двоеперстием сильна,
Старо-верная жена.
И застенчива, как птица,
В чёрном платье до сапог.
Всё ей видится и снится
Наяву суровый Бог.
Смотрит в даль отроковицей
Не девица – не клюка.
И скуфейка над сестрицей
Непомерно высока.
Как в жилеточке глухом,
Со свободным рукавом,
С балалайкой треугольной,
В тонкокожих сапогах,
С тонкой трубочкой в зубах,
Да с улыбкою привольной,
Отбивает он струну
За былину-старину,
За лепёшечки ржаные
Да за губочки милые,
Раскорячась на весь свет,
Не шатая табурет.
На столе бутылка водки,
А на горлышке – стакан.
Улыбнулся с жёлтой фотки
Балалаечник Демьян.
Он похож на комара.
У него меж пальцев листик
И конвертик с сургучом.
У него улыбка лисья
И картузишко с орлом.
«Мне на кой чужое счастье? –
Фон мой жёлт, потёрт пейзаж…
Время точит – время застит
Мой картонный макияж.
Столичный чиновник Санкт-Петербурга 1860 года
Не могу я взять без спросу
Снимок тот полуживой…
На глаза он – как философ,
На пробор – как половой.
Губы чуть одутловаты;
Чуть насмешливо-умён,
В кабаке молодцеватый,
На работе – старче он.
В сапогах, в плаще до полу,
С картузом в руке одной,
Перед камерой – весёлый,
А с красоткой – заводной.
Разве что не пала ниц –
Смотрит кротким медвежонком
Из потупленных глазниц.
Словно баба с самовара,
Распустила сарафан.
Баловник и скряга старый
Не придёт в дымину пьян.
Словно битая скотина,
Со слюною на губах,
Не завалится в перины
В гуталинных сапогах.
Водоноc
В картузе, со взглядом жгучим,
С коромыслом, как вопрос,
Перед Карриком* в онучах
Встал крестьянин-водонос.
У него из меди вёдра –
Вниз широкой стороной…
Лапти врозь, стоит он твёрдо,
Словно «быська» племенной.
И шотландец* что есть силы
Магний жжёт и трёт ладонь...
Эх, вода не затушила
Этот идольский огонь.
_____________
*Фотограф Вильям Каррик, по происхождению
Шотландец.
О жертва отопленья
Исчадливым углём!
Ты сам как удивленье
В цилиндрике своём.
Метла в руке тощалой,
Чумазая щека…
Фотограф запоздалый,
Гляжу издалека.
Завидую коллеге
С каморой на ногах…
Грущу о человеке,
Затерянном в веках.
Дровосек
На вязанке дров; раздумчив взор.
А в руке его пустая трубка,
К сапогу прислоненный топор.
Он похож на древнего Баяна,
Что на бёдрах гусли разложив,
Напускал на честный люд дурмана
С птицею лесной наперерыв.
Старая привычка
Тень снимать и свет:
Застоялась бричка
На сто с лишним лет.
В ней сидит извозчик
(как на облучке) –
Отпускает вожжи,
В тёртом армяке.
35 16 –
личный номерок.
Можно покататься –
И доехать в срок.
В шапке, как Каифа,
С жёлтой бородой,
Поезжай под липу
К жёнке молодой.
Песню городскую
Промочи вином…
Жинку молодую
Помяни потом.
Печник
Надавил на плечи,
Полдень городской…
Выложу я печи
Хитрою рукой.
С козырьком фуражка,
Малость долговяз.
За спиной – поклажка
Кирпичей на раз.
На селе просили,
В городе – не то…
Печи закоптили
Новые – а то!..
Онучи-онучи
Лыком подвяжу.
На холодный случай
Печи положу.
Чтоб горело-грело,
Чтоб теплей былО…
Чтоб не коченело
Барское село.
Молодая Фёкла
Продавала мётла.
Плетено лукошко;
Денежек немножко.
Встретила кого-то –
И стоит работа.
Девка отдыхает,
Паренёк вздыхает…
Скулы широченны,
Кулаки степенны…
Фёкла тихо млеет;
Мётла зеленеют.
Серенькие с виду,
Денежки повыйдут:
Эх, стоит работа
На картонном фото.
Уличные музыканты
Музыкант, мещАнин с виду,
Но с гармоникой – хоть в дрожь:
Он на братчика Никиты –
На Мефодия похож.
У него фуражка фрязем
И сюртук, и башмаки.
Чёрной бабочкой подвязан;
Что крахмал – воротнички.
У неё ж – как у Аксиньи
Кофта в талию; в руках
Вертит бубен Ефросинья
У парадных на углах.
Эту пару не напрасно
Вывел Каррик на панно…
Удивительно прекрасны
Люди, жившие давно.
В мешковины и рогожи –
Бой стекла и прочий сор…
Сапоги – свиная кожа –
Топчут двор мой до сих пор.
До сих пор в моём столетье,
В незапамятном дворе
Дворник тихий, словно дети,
Копошится на заре.
На вихрах его изделье
С франтоватым козырьком:
Изготовлено артелью –
И запачкано потом.
Необходимо зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии и подписываться на материалы